ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Подход с позиции выделения различных школШкола научного управления изучала саму работу и наиболее рациональные способы её выполнения. Первых менеджеров в основном волновал вопрос эффективности производства (технический подход). Научное управление связано с работами Фредерика Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Ганта. Создатели школы научного управленияполагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного выполнения. Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. Административная школа (классическая) занималась изучением управленческого труда и выявлением наиболее эффективных методов руководства. Её создатели имели непосредственный опыт работы руководителями высшего звена управления в большом бизнесе. Основоположником этой школы считается Анри Файоль. Он выделил основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль. На базе учения А. Файоля в 20-е гг. было сформулировано понятие организационной структуры фирмы. Представители административной школы пытались описать функции менеджера. А. Файоль разработал 14 универсальных принципов управления, которые и сегодня применимы к управлению организацией. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек может получать приказы только от одного начальника и подчиняться только одному ему. Другой пример - принцип полномочий и ответственности: полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность её составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность. Школа человеческих отношений изучала фактор межличностных отношений в группе как основной элемент эффективности организации. Одним из крупных учёных этой школы был Элтон Мэйо. Мэйо обнаружил, что чётко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег, чем на желания руководства и материальные стимулы. Идея состоит в том, что, применяя управление межличностными отношениями в коллективе, можно улучшить результаты труда. Школа поведенческих наук изучала поведение человека на рабочем месте. Из наиболее крупных фигур, повлиявших на развитие поведенческого (бихевиористского) направления, можно упомянуть Криса Арджириса, Дугласа Макгрегора, Фредерика Герцберга. В рамках этого учения в процессе управления предлагалось сосредоточивать основное внимание на работнике, а не на его задании. Однако такие приёмы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении предприятием, оказались эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях. Это частично объясняет учение Д. Макгрегора (1960). В основе его теории (X и Y) лежат следующие характеристики работников: теория X - в среднем человек ленив, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности; теория Y - люди не являются от природы пассивными. Такие люди рассматривают физические и умственные усилия, которые необходимо прикладывать для выполнения работы, как естественную часть жизни. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, так как способен сам себя контролировать. В общем, учёные школы человеческих отношений и поведенческих наук рассматривали возможность повышения эффективности организации за счёт повышения эффективности её человеческих ресурсов. Количественная школа (школа науки управления). Появление данной школы - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Её представители применяли экономико-математические методы для анализа и принятия решений. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Например, дорожная карта облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Глобус является моделью Земли. Развитие компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. В современных условиях математические методы используются практически на всех направлениях управленческой науки. Процессный подход Процессный подход рассматривает управление как серию непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия называют функциями управления. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, так как состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех функций. Почти в каждом учебнике по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных списков. В настоящее время общепринято считать, что процесс управления состоит из следующих функций: планирования, организации, мотивации, контроля. Эти четыре первичные функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений. Схематически взаимосвязь функций управления можно представить следующим образом:
принятие решений, коммуникации планирование организация мотивация контроль
Подробно функции управления будут рассматриваться в следующих главах. Системный подход Системный подход в менеджменте связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как некоторую целостность, состоящую из взаимосвязанных частей: людей, структуры, задач, технологии, ресурсов. Каждая из частей вносит свой вклад в характеристики целого. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жёсткие фиксированные границы, её действия независимы от среды, окружающей систему. Часы - пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, если они заведены или в них поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, предполагали, что организации являются закрытыми системами. В 70-е гг. появилась идея открытой системы. Организация как открытая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне, и имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Модель организации как открытой системы представлена на рис. 16.
Рис. 16. Организация - открытая система
Как видно на рисунке, сначала организация получает от окружающей среды ресурсы, которые обрабатывает, преобразуя их в продукцию или услуги. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. Руководитель должен знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы эффективно применять теорию систем к процессу управления. Основную мысль системного подхода достаточно точно отражают слова Дж. Пола Гетти: «Принципы бизнеса не меняются, основы остаются, какой бы отрасли промышленности это не касалось» [9]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|