Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОТИВАЦИЯ И УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




В современной психологии при сходности общего подхо­да к пониманию мотива существуют значительные расхож­дения в некоторых деталях определения этого понятия. Мож­но даже сказать, что само определение понятия «мотив» пред­ставляет самостоятельную научную проблему. Но так как спор о дефинициях нам не кажется важной задачей здесь, перейдем сразу к определению понятия. Итак, под мотивом будем понимать внутреннее побуждение человека к данной деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности. При этом будем считать, что в качестве мотивов могут быть и идеалы, интересы личности, убеждения, соци­альные установки, ценности. Однако вместе с тем мы полага­ем, что за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их многообразии (от витальных, биологи­ческих до высших, социальных).

Под мотивационной сферой личности будем традиционно понимать совокупность стойких мотивов, имеющую опреде­ленную иерархию и выражающую направленность личности.

Уже ставший классическим закон Иеркса — Додсона, сформулированный несколько десятилетий назад, устанавли­вает зависимость эффективности деятельности от силы моти­вации. Из него следует, что чем выше сила мотивации, тем выше результативность деятельности. Но прямая связь сохра­няется лишь до определенного предела. Затем достигается некоторый оптимальный уровень. А при дальнейшем увели­чении силы мотивации наблюдается падение эффективности деятельности.

Однако мотив может характеризоваться не только количе­ственно (сильный — слабый), но и качественно. В этом плане обычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Причем речь идет об отношении мотива к содержанию деятельности. Если для личности имеет значение деятельность сама по себе (на­пример, удовлетворяется познавательная потребность в про­цессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значение имеют другие потребности (социального престижа, зарплаты и т.д.), то говорят о внешних мотивах. Качественная характеристика мотивов чрезвычайно важна, так как, напри­мер, на познавательную мотивацию не распространяется ука­занный закон Йеркса — Додсона. И, следовательно, даже по­стоянное нарастание силы познавательной мотивации не при­водит к снижению результативности учебной деятельности. Именно с познавательной мотивацией {а не с мотивацией успе­ха) связывают продуктивный творческий тип активности личности в учебной деятельности (Матюшкин А. М., 1980).

Но деление мотивов только на внутренние и внешние явля­ется недостаточным. Сами внешние мотивы могут быть поло­жительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, внешние положитель­ные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные, даже если по силе (количественный показатель) они равны.

Надо сказать, что во многих случаях вообще не имеет большого смысла дифференцировать мотивы по критерию «внутренние — внешние». Гораздо более продуктивным ока­зывается подход, основанный на выделении позитивных по своей сути мотивов и негативных.

Исторически сложилось так, что, говоря об учебной дея­тельности и ее успешности, прежде всего, подразумевали влия­ние на эту успешность интеллектуального уровня личности. Очевидно, нет никаких оснований и сегодня недооценивать значение этого фактора. Однако некоторые эксперименталь­ные исследования заставляют еще раз вернуться к проблеме соотношения мотивационного и интеллектуального факторов.

В одном из наших исследований обнаружился странный факт. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов — будущих педагогов (объем выборки 52 челове­ка), мы сопоставили затем эти данные с уровнем их учебной успешности. Для этого использовали процедуру корреляци­онного анализа по Спирмену. Оказалось, что нет значимой связи интеллекта ни с успеваемостью по специальным дисциплинам, ни с успеваемостью по общественно-политическим предметам. В первом случае коэффициент корреляции ока­зался равным +0,232, а во втором — +0,158 (в то время как значимым на 5%-ном уровне является только г > 0,274). Этот удивительный факт обнаружен и в исследовании В. А. Якуни­на и Н. И. Мешкова. Но в их исследовании была выявлена и другая очень существенная закономерность. Оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты все-таки отличаются друг от друга, но не по уровню интеллекта, а по уровню мотива­ции учебной деятельности. Для сильных студентов характер­на внутренняя мотивация: они имеют потребность в освое­нии профессии на высоком уровне, ориентированы на полу­чение прочных профессиональных знаний и практических умений. Учебные же мотивы слабых студентов в основном внешние, ситуативного характера: избежать осуждения и на­казания за плохую учебу, не лишиться стипендии и т.д.

Данные, полученные в некоторых исследованиях из об­ласти педагогической психологии, позволяют говорить, что высокая позитивная мотивация может играть роль компен­саторного фактора в случае недостаточно развитых специ­альных способностей или недостаточного запаса у учащего­ся требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направ­лении компенсаторный механизм не срабатывает. То есть никакой высокий уровень способностей не может компенси­ровать отсутствие или низкую учебную мотивацию и, таким образом, не может привести в этом случае к высокой успеш­ности учебной деятельности.

1.2. МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)

Инструкция. Отвечая на нижеприведенные вопросы, необ­ходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняе­тесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь на­долго. Ответ, который первый приходит в голову, как прави­ло, является и наиболее точным.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично наде­юсь на успех.

2. В деятельности активен.

3. Склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по воз­можности найти причины отказа от них.

5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие зада­ния, либо не реалистически высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от мо­ей собственной целеустремленности, а не от внешнего кон­троля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухуд­шается.

10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отда­ленную перспективу.

12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем не реа­листически высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.

17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближай­шее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результа­тивность деятельности улучшается, даже если задание до­статочно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от постав­ленной цели, как правило, не отказываюсь.

20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.

Ключ к опроснику

Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10,11,12,14,16, 18,19,20

Ответ «НЕТ»: 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагно­стируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диаг­ностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть опреде­ленная тенденция мотивации на неудачу, а если количество бал­лов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и по­требность в достижении успеха. Такие люди обычно увере­ны в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и ак­тивны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целе­устремленность.

Мотивация на неудачу относится к негативной мотива­ции. При данном типе мотивации активность человека свя­зана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избе­гания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избе­гания этой гипотетической неудачи, а не о способах дости­жения успеха.

Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при не­обходимости решения сверхответственных задач могут впа­дать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных