![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методикДиагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу. Обычно мотивационная сфера личности, именно в связи с вышесказанным, изучается с помощью сложных методик, так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют высочайшей квалификации от специалиста — психолога, который с ними работает. Неслучайно среди специалистов существует даже узкая специализация по работе с той или иной конкретной проективной методикой (ТАТ, тест Роршаха, тест Хекхаузена и др.). Уместно будет заметить, что для рассмотренной в предыдущем разделе диагностики мотивации достижения и боязни неудачи также применяется проективная методика — тест Хекхаузена. Собственный многолетний опыт работы с этой методикой позволяет нам говорить как о ее больших психодиагностических возможностях, так и обо всех тех сложностях, с которыми связана работа с ней. Эти сложности, конечно, ограничивают возможности широкого распространения методики, а тем более возможности ее использования при массовой психодиагностике в педагогическом процессе. Все это и побудило нас заняться разработкой соответствующего опросника для диагностики мотивации успеха и боязни неудачи (раздел 1.2.). Было бы, естественно, неплохо, чтобы аналогичная задача была решена и относительно диагностики специфичных мотивов учебной деятельности. Однако на сегодняшний день мы не можем назвать методики диагностики учебной мотивации, которая бы строго отвечала психодиагностическим требованиям, предъявляемым к опросникам. Вместе с тем в педагогической практике и в психолого-педагогических исследованиях применяются методики, которые хотя и не удовлетворяют в полной мере необходимым требованиям, все-таки дают возможность получать определенные результаты. Ниже мы приведем две методики такого типа. Обе они достаточно широко применяются как в исследованиях, так и в деятельности психологической службы школы. Необходимо только сделать здесь следующие комментарии. Достоверность результатов, получаемых по методикам такого типа, существенно повышается, если опрос проводится анонимно. Ясно, что это не всегда приемлемо. Но в тех случаях, когда это возможно, указанное обстоятельство следует иметь в виду. И второе. Строго говоря, ниже рассматриваемые две методики по типу относятся скорее не к психологическим, а к социально-педагогическим, социологическим и, может быть, к социально-психологическим методикам. А потому результаты, полученные с их помощью, являются особенно ценными и полезными, когда речь идет не об индивидуальной диагностике, а об исследованиях массовых выборок (школа, ПТУ, курс, параллель, класс и т.д.). Заметим, что именно такие задачи являются нередко актуальными для оптимального функционирования образовательного учреждения, планирования, осуществления педагогического процесса и получения обратной связи. 1.3.2. ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ КУЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ (ПО Г. Н. КАЗАНЦЕВОЙ) Раздел I. Назови из всех изучаемых в школе предметов твои самые А. Любимые___________________________________ Б. Нелюбимые_______________________ Раздел II. Подчеркни причины, характеризующие твое отношение к предмету. Допиши недостающие. Люблю предмет потому, что: 1. Данный предмет интересен 2. Нравится, как преподает учитель 3. Предмет нужно знать всем 4. Предмет нужен для будущей работы 5. Предмет легко усваивается 6. Предмет заставляет думать 7. Предмет считается выгодным 8. Требует наблюдательности, сообразительности 9. Предмет требует терпения 10. Предмет занимательный 11. Товарищи интересуются этим предметом 12. Интересны отдельные факты 13. Родители считают этот предмет важным 14. Хорошие отношения с учителем 15. Учитель часто хвалит 16. Учитель интересно объясняет 17. Получаю удовольствие при его изучении 18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт 19. Предмет помогает развитию общей культуры 20. Предмет влияет на изменение знаний об окружающем мире 21. Просто интересно Не люблю предмет потому, что: 1. Данный предмет не интересен 2. Не нравится, как преподает учитель 3. Предмет не нужно знать всем 4. Предмет не нужен для будущей работы 5. Предмет трудно усваивается 6. Предмет не заставляет думать 7. Предмет не считается выгодным 8. Не требует наблюдательности, сообразительности 9. Предмет не требует терпения 10. Предмет не занимательный 11. Товарищи не интересуются этим предметом 12. Интересны только отдельные факты 13. Родители не считают этот предмет важным 14. Плохие отношения с учителем 15. Учитель редко хвалит 16. Учитель неинтересно объясняет 17. Не получаю удовольствия при его изучении 18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в институт 19, Предмет не способствует развивать общую культуру 20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем мире 21. Просто неинтересно Раздел III. Почему ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий. 1. Это мой долг. 2. Хочу стать грамотным. 3. Хочу быть полезным гражданином. 4. Не хочу подводить свой класс. 5. Хочу быть умным и эрудированным. 6. Хочу добиться полных и глубоких знаний. 7. Хочу научиться самостоятельно работать. 8. Все учатся и я тоже. 9. Родители заставляют. 10. Нравится получать хорошие оценки. 11.Чтоб похвалил учитель. 12. Чтобы товарищи со мной дружили. 13. Для расширения умственного кругозора. 14. Классный руководитель заставляет. 15.Хочу учиться. Обработка результатов. Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов, второй - причин предпочтительного отношения к ним, третий — для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|