ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Темы для обсуждения1. Что такое стратегия бизнеса? Согласны ли вы с определением, предложенным в данной главе? Проиллюстрируйте свой ответ с помощью примеров. 2. Рассмотрите одну из фирм из приведенного ниже списка. Прочитайте ее описание в тексте, затем зайдите на веб-сайт компании и используйте представленную на нем информацию для оценки стратегии ее бизнеса. Проанализируйте такие компоненты, как предлагаемые товары и услуги, история компании и ее ценности. Какова стратегия бизнеса этой компании? Какие товарные рынки она обслуживает? Какие ценностные предложения использует? Как она их реализует? Каковы активы и компетенции компании? Какие стратегические направления используются в ее стратегии?
♦ Dell. ♦ Charles Schwab. ♦ Pampers. ♦ Фирма по вашему выбору. Глава 1. Стратегия бизнеса-, концепция и тенденции Примечания 1. Katrina Booker, «The Un-CEO», Fortune, September 16, 2002, pp. 68-78. 2. Spenser E. Ante, «The New Blue», Business Week, March 17, 2003, pp. 79-88. 3. Этот раздел и рис. 1.2 основаны на работах И. Ансоффа. Наибольшую известность получили такие его статьи, как «Strategic Issue Management», Strategic Management Journal, April-June 1980, pp. 131-148; и «The State of Practice in Planning Systems», Sloan Management Review, Winter 1977, pp. 61-69. 4. Rashi Glazer and Alan Weiss, «Planning in a Turbulent Environment», Journal of Marketing Research, November 1993, pp. 509-521. 5. Gary Hamel and С. К. Prahalad, «Competing for the Future», Harvard Business Review, July-August 1994, pp. 122-128. 6. Alfred P. Sloan, Jr., My Years with General Motors, New York: Doubleday, 1963; and Peter F. Drucker, The Practice of Management, New York: Harper & Row, 1954. Глава 2 Стратегическое рыночное управление: Обзор темы Удача благоволит тем, кто готов к встрече с ней. Луи Пастер Лучше дать приблизительный, пусть и широкий ответ на правильно поставленный вопрос, чем точно ответить на конкретный, но неверно сформулированный. Джон Такей, статистик Если вы не знаете, куда идете, вы можете оказаться в самом неожиданном месте. Кейси Стенгель Стратегическое рыночное управление призвано помочь руководителям компаний принимать стратегические решения (причем делать это быстро), а также формулировать стратегическое видение. Стратегическое решение подразумевает создание, изменение или использование стратегии. В отличие от тактических решений стратегическое обычно обходится очень дорого как в смысле ресурсов, так и времени, необходимого для его изменения или отмены. Цена исправления неверного решения может быть настолько высока, что под угрозой окажется само существование организации. Обычно временной интервал стратегического решения превышает один год, но иногда такие решения рассчитаны на десятилетия. Стратегическое видение — это представление будущей стратегии или стратегий. Реализация оптимальной для фирмы стратегии, если она не готова к реализации планов или ожидает наступления необходимых условий, может затянуться на неопределенный срок. Видение определяет направление и цели для промежуточных стратегий и стратегических действий. Глава 2. Стратегическое рыночное управление: обзор темы Одна из важнейших ролей системы стратегического рыночного управления — ускорение принятия стратегических решений. Критическим этапом здесь обычно оказывается распознавание потребности в стратегической реакции. Многие стратегические просчеты были допущены не в силу принятия ошибочных решений, а потому, что процесс поиска стратегического решения отсутствовал как таковой. Кроме того, роль стратегического рыночного управления не ограничивается выбором одного из нескольких вариантов решений, но предполагает их предварительную идентификацию (на что направлена основная часть проводимого анализа). На рис. 2.1 представлены основные составляющие внешнего и внутреннего анализа, на базе которых происходит разработка стратегии и выпускается конечный продукт — набор стратегических решений. Данная схема отражает структуру стратегического рыночного управления и данной книги. В главе 2 будет дан краткий обзор трех ее основных элементов и базовых концепций, которыми мы будем пользоваться в дальнейшем. Внешний анализ Внешний анализ, как следует из названия, включает в себя оценку всех значимых элементов внешней среды организации. Его цель — поиск возможностей, угроз, тенденций, стратегических неопределенностей и стратегических альтернатив. При этом существует опасность чрезмерной описательности. Поскольку описательные исследования могут быть в буквальном смысле безграничными, их результатом, как правило, оказывается значительная, несопоставимая с итоговым вкладом трата ресурсов. Результатом внешнего анализа являются идентификация и изучение как актуальных, так и потенциальных возможностей и угроз. Возможности — это тенденции или события, при правильной стратегической реакции на которые фирма может добиться существенного увеличения объемов продаж и прибыли. Под угрозами понимаются тенденции или события, которые в отсутствие стратегической реакции обусловят значительное снижение показателей сбыта и прибыли. Например, повышенное внимание потребителей к жирности продуктов и содержанию холестерина является угрозой для молочной промышленности. Другим продуктом внешнего анализа является определение способных повлиять на стратегию неопределенностей в компании или ее среде. Если неопределенность является существенной или неотложной, может 4-2998 Часть I. Введение и обзор потребоваться углубленный анализ с последующей выработкой стратегии; в остальных случаях, как правило, достаточно сбора информации. Рис. 2.1. Основные составляющие стратегического рыночного управления Глава 2. Стратегическое рыночное управление: обзор темы 43 Обычно точкой отсчета во внешнем анализе выступает определенная СБЕ. В то же время следует помнить, что весьма полезно проводить такой анализ на нескольких уровнях. Например, внешний анализ субрынков иногда позволяет получить важные для разработки стратегии результаты. Так, внешний анализ достигшей стадии зрелости пивной промышленности может включать в себя анализ растущих и весьма отличных от других субрынков импортного и безалкогольного пива. Внешний анализ может также проводиться сразу для групп из нескольких СБЕ, обслуживающих сходные или одни и те же сегменты рынка, одних и тех же конкурентов и испытывающих влияние одних и тех же тенденций. Внешний анализ, подробный рассказ о котором будет начат в следующей главе, состоит из четырех частей: анализа потребителей, анализа конкурентов, анализа рынка и анализа среды. Анализ покупателей Анализ покупателей — первый этап внешнего анализа и тема главы 3 — включает в себя определение сегментов потребителей продукции организации, а в каждом из секторов — мотивов покупателей и их неудовлетворенных потребностей. Тем самым мы получаем возможность определить альтернативные товарные рынки, а значит, задать структуру для принятия решений о стратегических инвестициях (о том, какой объем денежных вложений будет выделен для каждого рынка). Анализ мотивации покупателей дает информацию, на основе которой принимается решение о том, какое предложение потребительской ценности будет использовано. Стратегическое значение неудовлетворенной потребности (или потребности, не удовлетворяемой существующими товарами) определяется тем, что, добившись ее насыщения, компания может попытаться потеснить своих конкурентов с занимаемых ими позиций. Для примера рассмотрим гостиничный бизнес, причем его наиболее престижный сектор. Рынок может быть разделен на сегменты туристов, участников симпозиумов и конференций и командированных бизнесменов. Каждому типу путешественников соответствует совершенно иной набор мотиваций. Туристов беспокоит цена, участники симпозиумов думают о близости отеля к местам проведения официальных мероприятий, а для бизнесменов значение имеет комфорт и доступ к Интернету. У сегмента туристов может существовать неудовлетворенная потребность на билеты, например на концерты или другие мероприятия. 4" Часть I. Введение и обзор В новой категории замороженных продуктов предлагаются закуски и десерты в индивидуальной упаковке, разделенные на отдельные порции, такие как мороженое с шоколадным наполнителем, замороженный сок, замороженный пудинг, комбинация из мороженого с печеньем и т. д. Один из вариантов сегментирования данной категории — разделение сфер розничной торговли и общественного питания. К последней относятся школы, больницы, места отдыха и развлечений, которые могут привлекать простота хранения и сервировки продукта. Возможно разделение рынка и в зависимости от мотивации потребителей. Одних будет интересовать калорийность и жирность продукта, других — его вкус и свежесть, третьих — цена, четвертых — удобства приобретения или хранения. В начале 1980-х гг. неудовлетворенная потребность на питательную закуску привела к появлению замороженного мармелада. Анализ конкурентов Анализ рыночного соперничества (более подробно см. главу 4) начинается с определения актуальных и потенциальных конкурентов. Конкуренция с некоторыми из них весьма активна. Компания PowerBar выпускает шоколадный батончик, наиболее интенсивно соперничающий с другими энергетическими батончиками (такими как «Balance»). Кроме того, он составляет конкуренцию энергетическим напиткам и конфетам. Активных конкурентов изучают с особым вниманием, впрочем, для разработки стратегии необходимо «знать в лицо» каждого из них. Если число соперников относительно велико, полезно объединить их в стратегические группы по принципу сходства характеристик (таких как размер компании и ресурсы), сильных сторон (таких как торговая марка, дистрибьюторская сеть) и стратегий (например, выпуск продукции высокого качества). В секторе престижных гостиниц можно выделить группу тех, которые предлагают специальные удобства для бизнесменов, и тех, что отличаются особой роскошью и шиком. Впоследствии каждую из этих групп можно разделить по принципу организации деятельности — часть гостиничной сети с централизованной системой бронирования или независимая гостиница. В категории замороженных десертов можно выделить стратегическую группу региональных фирм-производителей мороженого с известными торговыми марками — группу, постепенно сокращающуюся под натиском конкурентов общенационального масштаба. Глава 2. Стратегическое рыночное управление: обзор темы 45 Для создания стратегии необходимо выяснить следующие характеристики конкурентов: • Эффективность. Каковы объемы продаж, темпы их роста и прибыльность конкурентов и что они говорят о состоянии их «здоровья»? • Имидж и личность. Как позиционируется и воспринимается каждый из конкурентов? • Цели. Сильно ли конкурент заинтересован в данном виде бизнеса? Стремится ли он к активному росту? • Текущая и прошлая стратегии. Что можно сказать о будущих стратегических шагах? • Культура. Что важнее всего для организации — контроль над издержками, предпринимательский стиль или покупатель? • Структура затрат. Имеет ли конкурент преимущество в затратах? • Сильные и слабые стороны. Являются ли торговая марка, дистрибуция, ИИР сильными или слабыми сторонами конкурентов? Особый интерес должны вызывать сильные и слабые стороны конкурентов. Во многих случаях стратегия разрабатывается с расчетом на то, чтобы использовать слабости конкурента или нейтрализовать (а возможно, и превзойти) его сильные стороны. Анализ рынка/субрынка В ходе анализа рынка (который будет предметом обсуждения в главе 5) преследуются две главные цели. Во-первых, необходимо определить привлекательность рынка и субрынков. Что будет происходить на рынке в целом: игроки будут получать достаточно высокую прибыль или терять деньги? Если ситуация на рынке настолько сложная, что все несут убытки — это не лучшее место для вложения капитала. Во-вторых, попытайтесь понять динамику рынка, с тем чтобы идентифицировать возможности и угрозы и соответствующим образом адаптировать стратегию. Анализ рынка включает в себя оценку его объема, перспектив роста, прибыльности, структуры издержек, каналов распределения, тенденций и ключевых факторов успеха. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|