Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ранняя история современных кельтских королевств 1 страница




 

Союз между правящими домами Дамбартона и Дал Риады (см. выше с. 105), по-видимому, распался после смерти Аэдана. В 642 г. его внук Домналл Брек предпринял крайне неудачную экспедицию против бриттов в верховьях Каррона, над которыми предводительствовал их король Оуэн Дамбартонский, побочный потомок Риддерха Старого и торжествующие бриттские барды сложили песнь о том, как "вороны оторвали голову Домналла Брека"1 - интересный намек бриттской панегирической поэмы на победоносного бриттского вождя. После этого мы больше ничего не слышим об агрессии Дал Риады. Приблизительно на протяжении столетия история шотландского королевства по большей части представляет собой сообщения о внутренней борьбе за верховенство между Кинел Лоарн и Кинел Габран.

Тем не менее продолжалось постепенное проникновение скоттов на восток, на территорию пиктов. Уже в 628 г. Анналы Ульстера называют сына Аэдана, Эохайда Буиде, rex Pictorum, так что вполне возможно, что династия Дал Риады на протяжении нескольких поколений усиливала свое влияние среди пиктов на востоке, если не прибегала к прямому захвату. Название Атолл (Atholl), происходящее от Ath-Fotla, "вторая Ирландия" или "новая Ирландия"2, скорее всего, было дано этой области самими скоттами уже к началу VIII века3. Первоначально это было одно из королевств южных пиктов со столицей в Сконе.

К середине VIII века Дал Риада пришла в столкновение с Энгусом мак Форгусом, самым могущественным из всех королей южных пиктов. Его точное происхождение неизвестно, но, по всей видимости, он представлял новую династию. В течение века, предшествовавшего [138] объединению пиктов и скоттов (см. ниже), четыре королевства южных пиктов с различным успехом боролись за первенство между собой, однако итогом этой борьбы стало воцарение Энгуса мак Форгуса4, основная резиденция которого традиционно находилась в фортевиоте в Фортреине, но с которым, очевидно, были связаны и пикты Файфа с их столицей в Килримонте или Сент-Эндрюсе. В действительности, вполне возможно, название Фортренн включало в себя также современное графство Ангус, как и Файф, и пиктское королевство Ангус со столицей в Форфаре сохранило это название. Уже между 706 и 717 гг. его король Нехтан IV смог вести независимые переговоры с Кеолфритом, епископом Ярроу в Нортумбрии о заключении, в сущности, политического союза.

В 741 г. ирландские анналы отмечают percussio Dal Riatai ("опустошительное нападение") Энгуса на Дал Риаду. Несмотря на это, в том же году началось долгое и блестящее правление в Дал Риаде Аэда Финна, и в 749 г. мы узнаем об "ослаблении" власти Энгуса, а в 768 г. о вторжении в Фортренн Аэда, которого Фланн Майнистрех5 называет "Аэд Опустошитель", а Дуан Альбанах6 ("Шотландская поэма") именует Aed ard-flaith, "Аэд Верховный Господин". Таким образом, из Дал Риады против пиктов велось серьезное наступление, и представляется вероятным, что именно в этот период скотты Дал Риады глубоко проникли в Атолл и Файф.

Период между 765 и 973 гг. очень туманен, поскольку здесь нам не могут помочь ирландские анналы, до сих пор бывшие нашим главным проводником в истории Дал Риады. Тем не менее этот период должен был обладать важным значением, так как мы находимся накануне объединения пиктов и скоттов; к сожалению, пикты оставили очень мало достоверных текстов даже в это позднее время. Объединение, скорее всего, протекало как постепенный процесс, большей частью путем смешанных браков, и через некоторое время после 781 г. королевские династии Дал Риады и пиктов оказались до некоторой степени едины, ибо после смерти Фергуса, преемника Аэда Финна, четверо из девяти королей Дал Риады между ним и Кеннетом мак Альпином (см. ниже) носят пиктские имена, и это не могло быть результатом завоевания, поскольку эти пиктские имена появляются только после 781 г. (года смерти Фергуса), когда в анналах нет ни единого намека на завоевание, которое могло бы их вызвать. Более того, все пиктские короли, правившие в Дал Риаде, носят далриадические имена, за исключением Константина (ум. 820 г.). Нет сомнений, что пиктский порядок наследования по женской линии вместе с наследованием по отцу в соответствии с институтом танистри в королевском доме Дал Риады во [139] многом облегчили объединение двух народов путем смешанных браков. Действительное объединение пиктов и скоттов, давшее современную Шотландию, произошло, по-видимому, где-то около середины IX века при Кеннете мак Альпине (ум. 858 г.), возможно, в результате постепенного процесса; но теперь в полном разгаре были нападения викингов. Английский хронист XII века Генрих Хантингдонский, вероятно, в качестве материалов пользовавшийся документами правления Давида I, определенно приписывает первоначальный успех Кеннета в борьбе с пиктами тому, что он напал на них непосредственно после их тяжелого боя с датскими пиратами.

О приходе к власти рода Кеннета известно немногое. Отец Альпина принадлежал к королевскому роду Габрана, однако его имя говорит о пиктском происхождении его матери. Он правил в Дал Риаде на протяжении первой половины IX века, однако мы ничего не знаем о его родине и происхождении. Генрих Хантингдонский сообщает, что в 834 г. "Альпин, король скоттов, успешно сразился с пиктами, и многие знатные пикты были убиты"; но что спустя три месяца он был убит в другой битве, "будучи окрылен успехом", и что пикты отрубили ему голову7.

По словам Генриха Хантингдонского, Кеннет напал на пиктов и достиг королевской власти в Альбе в 834 г., и успешно сражался с пиктами "семь раз в один день". Ясно, что как Альпин, так и его сын Кеннет восхвалялись в элегической поэзии, наложившей свой отпечаток на наши тексты. Этого и следовало ожидать от ирландского королевства, каким являлась Дал Риада, и в связи с этим к ним следует относиться с большой осторожностью. Хроника объединенных пиктов и скоттов, датируемая Х веком, говорит, что Кеннет счастливо правил пиктами 16 лет и что он уничтожил их (delevit); другие тексты также сообщают о destructio пиктов. Что примечательно, ни одного намека на такое завоевание не содержится в памятниках ирланского, бриттского или английского происхождения. Анналы Улъстера, фиксируя смерти Кеннета в 857 г. (recte 858), называют его королем пиктов, и этот титул употребляется ирландскими и даже валлийскими хронистами до времени его внука. Однако настоящие подданные самого Кеннета и его преемников именуются "скоттами", и вскоре о пиктах остались одни воспоминания.

Ирландское королевство Аргайл также постепенно распространило на север и запад Шотландии свой язык, ставший с XVII века известным под названием гэльский8. После IX века пиктский язык исчез, а языком Южной Шотландии оставался бриттский, на котором там говорили с доисторических времен. Английский язык еще не вытеснил [140] бриттский в восточном Лоуленде. Происходило ли широкомасштабное распространение гэльского между V и IX веками? Это возможно; но соблазнительно предположить, что новое ирландское влияние появилось раньше иммиграции сыновей Эрка в V веке н. э. На самом деле мы можем даже предположить, что ирландцы пересекли море в более ранний период и что сведения о сыновьях Эрка в действительности фиксируют не начало иммиграции, а ее последнюю стадию. Не вдаваясь в обсуждение сложностей, которые, как считается, вытекают из такой точки зрения, мы можем вспомнить, что Беда, описывая ранних обитателей этого острова (Н. Е. I, V), упоминает, что "скотты" из Ирландии переселились сюда под руководством своего вождя Реуды и "либо честными средствами, либо силой оружия утвердили для себя те поселения среди пиктов, которыми они до сих пор владеют. По имени их предводителя,- добавляет он,- они до сего дня зовутся далреудины; ибо на их языке Dal означает часть". Был ли Беда прав, прибыла ли ирландская династия в Аргайл ранее V века? Беда не называет время, но этот отрывок представляет особенный интерес, потому что некоторые имена, приводимые им, имеют архаическую форму приблизительно 700 г., которую Беда должен был извлечь из современных ему источников.

Каким бы образом и когда бы ни пришли ирландцы, скоттский "ирландский" элемент, хотя в количественном отношении значительно уступающий пиктскому, теперь становится главенствующим во всей Шотландии, а сама Дал Риада теряет свою значимость. С IX века западное приморское королевство Дал Риада играет в истории незначительную роль. Центр власти смещается с запада на восток, а гэльский элемент в аристократии Шотландии превалирует, несмотря на свою малочисленность. Церковная столица уже располагалась в Данкелде у подножия Маунт Шихаллион на берегу Тея несколькими милями севернее Перта, куда она была перенесена Константином, королем пиктов (ум. 820 г.)9. Короли Дал Риады теперь живут и правят в древних пиктских королевствах. Фланн из Монастербойса говорит, что Кеннет мак Альпин "был первым королем гэлов (то есть ирландцев), который владел королевством Сконе (то есть Атолл)", которое уже в сущности было ирландским. Может показаться тем не менее, что, как и короли Берникии, шотландская королевская семья находилась в постоянном движении, так как мы обнаруживаем ее представителей также в Абернети, Фортевиоте и Розмарки - в Южной Пиктавии - и, очевидно, члены семьи не всегда находились в одном месте. Сам Кеннет умер в своем дворце в Фортевиоте в Фортренне. С тех пор, однако, главной королевской резиденцией стал Скон, неподалеку от римского лагеря [141] Грасси Уоллс (Grassy Walls) в Парке Скон в Атолле на живописном берегу Тея вблизи Перта. Холм сразу же за дворцом в Сконе до сих пор служит напоминанием о традиционном жилище пиктских королей - королей племени круитни.

 

Теперь мы обратимся к одной из самых интересных страниц истории Уэльса, приведшей к захвату власти над Северным Уэльсом Родри Великим (ум. 878 г.), внук которого Хьюэл Добрый (ум. 950 г.) первым подчинился английскому королю. Важнейшими чертами этой стадии являются, во-первых, постепенный процесс унификации отдельных валлийских королевств за счет ряда династических браков в течение нескольких поколений; во-вторых, поражение датской армии и смерть, короля датчан Горма от рук Родри Великого; и в-третьих, конец валлийской изоляции, отправная точка развития интеллектуальной жизни Уэльса и начало тесных контактов с Уэссексом, а затем и с континентом. Чрезвычайно важной представляется также роль, которую в валлийской политике играл уэссекский дом, особенно Альфред Великий. Значимость кельтских симпатий и влияние Альфреда на валлийскую политику представляют собой одну из самых важных ненаписанных глав в ранней истории нашей страны. Кельтские политические заботы Альфреда не нашли своего полного отражения в Англо-Саксонской Хронике, поскольку у хрониста были совершенно иные ориентиры; однако мы обнаружим их в "Житии короля Альфреда", написанном Ассером, основном источнике по этому вопросу, в особенности в отношении Южного Уэльса.

В начале IX века, либо в 816-м, либо в 828 г.10, в порядке наследования престола Гвинедда по отцовской линии произошли некоторые изменения11. Мервин Врих (Merfyn Vrych) (ум. 844 г.) был сыном Этилльт (Ethyllt), прямой наследницы "островного дракона" Маелгуна, Катаманна знаменитой надписи с острова Англси (см. выше с. 111), а также великого Кадваллона, убившего Эдвина Нортумбрийского. Его материнская линия была самой известной в Уэльсе. Валлийские исторические тексты не позволяют с полной уверенностью проследить род отца Мервина, но валлийская поэзия и генеалогии полагают, что он происходил из "людей севера", являясь потомком как знаменитого рода Коэля Старого, так и династии Дивнуала Старого (Dyfnwal Hen) из Дамбартона, преемники которых успешно защищали наши северные границы на протяжении позднеримского периода. Этот род возводит свое происхождение к Лливарху Старому, двоюродному брату великого Уриена Регедского, и к другим, чьи имена появляются среди ближайших родственников Мервина, но непривычны для остального Уэльса, [142] хотя засвидетельствованы у "людей севера". Вероятно, экспансия на запад Нортумбрии вытеснила ветви древней династии с их наследственных земель, особенно из Голуэя, вынудив их отправиться через море в Ирландию и на остров Мэн12. Ирландские Анналы Улъстера s. a. 657 (recte 658) фиксируют смерть "Гурета (Гуриада)13, короля Алклуате" (Дамбартон), в то время как знаменитый Мэнский Крест, с надписью Crux Guriat14, приблизительно времен Мервина, предполагает, что его род скорее всего мог прибыть в Гвинедд непосредственно с острова Мэн.

В поэме, известной под названием Cyfoesi, мы находим упоминание о "Мервине Врихе из земли Манау"15, а в Триаде № 68 мы читаем о "Гуриаде, сыне Гуриана на севере", что, вероятно, указывает на Гуриата современного Мэнского Креста. Это имя является также именем отца Мервина Гуриата и именем его сына или внука16. Представляется очевидным, что предки самого Мервина были среди вождей "людей с севера" и что имена их ближайших родственников в Уэльсе были среди имен его предков по отцовской линии. Какими бы ни были его непосредственная родина и происхождение, Мервин утвердился в Гвинедде и вошел в королевский дом Поуиса, женившись на Нест, сестре Конкенна или Кингена (Concenn, Cyngen) (ум. 854 г.), последнего короля из древней династии Поуиса. После этого королевство Поуис, очевидно, перешло к династии Мервина Вриха, а после его смерти к его сыну Родри Великому.

Мервин был выдающимся королем. Из рукописи, сохранившейся в Бамберге в Баварии, основывающейся на оригинале IX века, мы знаем начальные строки письма - возможно первого дошедшего до нас валлийского письма - Мервина Гвинеддского к Конкенну или Кингену, королю Поуиса, его шурину: Mermin rex Conchen salutem, "Мервин король приветствует Конхена". Письмо содержит ученую криптограмму17, а в самом письме Мервин обращается к своему соседу в изысканных выражениях, из чего становится ясно, что его двор (названный аrх) был высокообразован и что служить при нем могли лишь люди, достигшие определенного интеллектуального уровня - там говорили на латыни, вероятно, немного на греческом и по крайней мере на двух кельтских языках. Через аrх Мервина, несомненно, пролегал самый короткий и наиболее привычный путь из Ирландии на континент, так как в письме предполагается, что за подателем письма последуют другие путешественники. И действительно, именно на этот период приходится всплеск активности ирландских ученых в скрипториях континентальных библиотек, и мы понимаем, что на их пути существовали особые заезжие дома для ирландских, а также британских peregrini. [143] Поэтому, читая о том, что шурин Мервина Конкенн, король Поуиса, которому и написано это письмо, умер в Риме в 855 г., мы знаем, что а то время он был лишь одним из представителей движения пилигримов из Британии и Ирландии. Альфред Великий дважды совершал путешед ствия из Уэссекса в Рим.

В интеллектуальном отношении правление Мервина18 было, суда по всему, в высшей степени значимо. Именно в этот период в их настоящей форме были составлены Анналы Камбрии 19, а также важнейший текст "Истории бриттов". По всей видимости, в тот же период и в той же обстановке впервые были записаны генеалогии северобританских князей20. В целом наши данные позволяют говорить о том, что в Уэльсе, в Гвинедде, приблизительно в начале IX века расцвела школа изучения древности и что на протяжении этого столетия она пользовалась уважением и поддержкой при дворах Мервина и его сына Родри, начиная с IX века валлийские ученые, очевидно, достигли определеной известности и на континенте.

Именно этому периоду мы обязаны также нашими знаниями о ранней валлийской поэзии. Мы видели в 62-й главе "Истории бриттов" что "прославились своми стихами Тальгерн Татагвен, и Анейрин, Таллиессин, и Блухбард, и Циан, который прозван Гвеинт Гваут; в они в одно время прославились своими стихами на языке бриттов). Название большого собрания ранней валлийской поэзии в нашей единственной сохранившейся рукописи утверждает, что этот сборник был составлен самим Анейрином. Другой дошедший до нас сборник поэзии считается произведением Талиесина, однако они едва ли мог; датироваться этим периодом. Содержание поэм приводит нас к заключению, что Анейрин и Талиесин были придворными бардами двора Манау Гуотодин и двора Уриена Регедского соответственно. Мы не знаем, где впервые были записаны эти произведени. но на основании лингвистических данных это произошло.ю скорее всего, где-то на территории Уэльса в IX веке. Мы даже не знаем, где были написаны дошедшие до нас рукописи, но опять-таки это было почти наверняка в Уэльсе или, менее вероятно, в Кумбрии. Содержание поэмы по-видимому, было хорошо известно литературному кругу Гвинедда; и, по всей вероятности, они были впервые записаны в той же сред что и сказания, хроники и генеалогии северных князей, то есть в Северном Уэльсе в IX веке. Как и в Ирландии, латинская ученость использовалась для записи устных преданий прошлого, вероятно, в интересах правящих династий. Центром культуры и местной устной традиции был Гвинедд, а ответственность за запись этих текстов, очевидно, в основном несет двор, сначала Мервина, а позднее его сына [144] Родри. Здесь острее, чем где-либо еще, чувствовалась необходимость восхваления северных предков, великолепных северных преданий и устной литературы ранних представителей рода Мервина. Эти произведения представляли собой бесценный вклад в престиж новой династии, притязавшей на происхождение от северного короля Лливарха Старого.

Мы можем считать, хотя и не можем этого доказать, что большим интеллектуальным достижением правления Мервина и его сына Родри явилась письменная фиксация древних северных эпических преданий, традиций "Героического Века" Северной Британии. Сказания героического прошлого их династии на севере должны были сыграть значительную роль для обоснования антианглийской политики, а также для приобретения поддержки непосредственных последователей и широких кругов населения в принявшей их стране, поскольку, возможно, они продолжали считаться в Северном Уэльсе недавними пришельцами.

Важная роль двора Северного Уэльса того периода едва ли получила должную оценку. Сначала Мервин, а затем его сын Родри вывели Уэльс из его изоляции, познакомив его с интеллектуальной жизнью Европы. Мервин и Родри внесли значительный вклад не только в литературную, но и в политическую историю Уэльса, целенаправленно стремясь к объединению страны, не с помощью насилия, а исключительно политическими методами, путем ряда дипломатических браков. Мы видели, что Мервин взошел на трон благодаря браку его отца Гуриада с Этилльт, дочерью Кинана, последнего короля островной линии Гвинедда, и что Мервин женился на Нест21, сестре последнего короля древней династии Поуиса.

Отпрыском этого союза стал Родри Маур (Rhodri Mawr), Родри Beликий. Поэтому по материнской линии он был наследником Поуиса точно так же, как Мервин унаследовал Гвинедд от Этилльт, и после смерти Кингена в Риме в 855 г.22 Родри стал королем Поуиса23 вдобавок к Гвинедду. Вскоре после 872 г. Родри сам женился на Ангарад (Angharad), сестре Гугона (Gwgon), короля Кередигиона, и тем самым завладел большим королевством Сейссиллуг, которое образовалось веком раньше после объединения Кередигиона с Истрад Тиви, отрезав маленькое "ирландское" королевство Дивед или Пемброк от остального Уэльса. Дивед не ожидало ничего, кроме медленного удушения от рук сыновей Родри. Он был взят в клещи. Как бы то ни было, внук Родри Хьюэл Добрый, сын Каделла, сына Родри и Ангарад, рассеял опасения Хивайдда (Хемейда) (Hyfaidd, Hemeid), короля Диведа, и обратил врага в друга, женившись на его внучке Элен, [145] так что после смерти сына Хивайдда Лливарха в 892 г.24 Хьюэл присоединил Дивед к Сейссиллугу, отныне части своего домена, а в конечном итоге, став наследником сыновей Родри Великого, присоединил и Поуис.

Это был поистине замечательный род. Путем ряда дипломатических браков и, очевидно, без единого выстрела за четыре поколения он стал господином большей части Уэльса. Уже к середине IX века Родри был величайшим человеком Уэльса и основателем могущественной династии. Однако почву для него подготовил уже Мервин. Его брак с Нест из Поуиса, должно быть, состоялся именно в тот момент, когда и Поуис, и Гвинедд страдали от опустошительных нападений мерсийцев; а Мерсия получала помощь от Уэссекса. И несомненно, Мервин вступил в союз со своим соседом в этой самой богатой и самой уязвимой части Уэльса именно с целью создания единого фронта против английской агрессии. История этих браков, возможно, предполагает, что в прежние времена в Уэльсе, как и у пиктов, наследование могло происходить по женской линии, а некоторые отрывки литературного повествования в Мабиногион также придают этому предположению некоторое правдоподобие. История постепенного объединения Уэльса, как и долгая жизнь многих валлийских династий, показывает ошибочность представления о воинственности кельтских народов.

И все же военные достижения Родри едва ли менее важны, чем его политика консолидации. В 855 г. (recte 856) Анналы Ульстера фиксируют смерть "Хорма" (норв. Горм), вождя датчан, от рук Руадрайга, сына Мейрминна, "короля бриттов". Слух об этом выдающемся успехе, вероятно, дошел до двора Карла Лысого в Льеже, который приблизительно в это же время был настолько запуган викингами, что Седулий Скотт ("ирландец"), придворный Карла, написал оду на победу Родри над датчанами25. В 876 г. Анналы Камбрии сообщают о "воскресной битве" на Англси, без сомнения, против датчан, и это, конечно, служит объяснением записи 876 г. (recte 877) в Анналах Ульстера, которые сообщают, как Руайдри, сын Муирминна, король бриттов, прибыл в Ирландию, спасаясь от Черных Чужеземцев (то есть датчан); а в следующем году в Анналах Камбрии фиксируется смерть Родри и его сына26 Гуриада от рук саксов. Его держава была разделена между его сыновьями: Анарауд, вероятно, старший, взял себе Гвинедд и Англси, Каделл, видимо, завладел Сейссиллугом, где его потомки правили много поколений. Доли, доставшиеся четырем другим сыновьям, неизвестны27.

Родри, как и "люди севера", был вынужден сражаться на два фронта. Его внезапная смерть стала тяжелейшим ударом для валлийцев. На [146] западе все возрастала сила датчан; на востоке все большую опасность представляли англичане как Мерсии, так и Уэссекса. Когда Родри унаследовал Поуис, он стал наследником не только богатейшей части Уэльса, но и древней вражды на ее границах, свидетельством которой служит ров Оффы, сооруженный в конце VIII века. Незадолго до этого во время правления Элиседда, короля Поуиса (память о котором запечатлена на кресте неподалеку от Лланголлена, обычно называемом столб Элисега), валлийцы были достаточно сильны для того, чтобы захватить некоторые земли; однако в 822 г. Анналы Камбрии сообщают о разрушении Деганнви саксами, которые "взяли земли Поуиса в свою власть" (in sua potestate). В 828 г. Англо-Саксонская Хроника сообщает о том, что Эгбрихт, король Западной Саксонии, завоевал Мерсию и принудил Уэльс к повиновению, тем самым в первый раз приведя Уэссекс к прямому конфликту с Уэльсом.

Поколение спустя в 853 г. Англо-Саксонская Хроника говорит, что мерсийцы под руководством своего короля Бургреда получили помощь от Этельвульфа, отца Альфреда Великого, и совершили поход на Уэльс, покорив эту страну. Именно этот период покорения Поуиса Бургредом Мерсийским с помощью Уэссекса сэр Ивор Уилльмс считал исторической основой печальных стихотворений, приписываемых Лливарху Старому. Вряд ли можно сомневаться, что этот острый момент высшего политического напряжения послужил причиной паломничества Кингена в Рим.

Смертью Родри от рук саксов завершилась долгая борьба за власть не только между Поуисом и Мерсией, но и на ее поздней стадии между Гвинеддом и Уэссексом. Ассер полностью осознавал вклад династии Гвинедда в создание объединенного Уэльса, выразившийся в том, что именно она объединила скопление маленьких государств в сплоченную державу. Аннексия Поуиса Хьюэлом Добрым, внуком Родри, явилась лишь завершающей фазой этого процесса. Ассер говорит, что после смерти Родри его сыновья в согласии действовали против других южных государств, и именно Уэльс сыновей Родри, Гвинедд на севере и Дехьюбарт на юге, Ассер имеет в виду, когда дает Уэльсу напыщенный эпитет Brittania. В годы правления Мервина и Родри блеску "людей севера" было суждено расцвести вновь и обрести свое наивысшее выражение как в политическом, так и в интеллектуальном отношении. Мы обнаруживаем у Родри эпитет Великий в самой первой генеалогии этой династии28. "История бриттов", составленная в этом столетии, постоянно подчеркивает сохранение в Уэльсе римских традиций. В годы правления Альфреда Ассер из Сент-Дэвида подчеркивает упорное стремление Родри и его преемника Анарауда к заключению [147] договора с нортумбрийцами. Не может быть никаких сомнений, что за всеми действиями Родри и его сыновей лежало стремление к объединению бриттской нации и в конечном итоге к завоеванию саксов, чего желал и их предок Кадваллон. И частично в свете именно этих идеалов, помня также об общности происхождения и языка, мы должны рассматривать важность, приданную традициям и поэзии Кумбрии и северных бриттов в Гвинедде IX века. Все воспоминания о героическом прошлом были призваны на службу этой великой цели, которая даже после смерти Родри вдохновляла последнюю великую валлийскую героическую поэму Armes Prydein29 ("Судьба Британии"), сочиненную не ранее 900 г. и не позднее 930 г.

Было бы интересно узнать, каким образом Ассер впервые встретился с Альфредом. С его собственных слов можно понять, что он прибыл как беглец, так как он говорит о своем короле Хивайдде Диведском, который часто разграблял монастырь св. Давида и изгонял его обитателей; также он говорит о своем родственнике, епископе Нобисе и о себе самом как об изгнанниках30. И все-таки поразительно, что и Альфред, и Вильгельм Завоеватель считали необходимым устанавливать постоянные отношения с Диведом и церковью св. Давида. Была ли причиной этого ирландская угроза? Мы, конечно, должны связывать интерес Альфреда к Сент-Дэвиду - церкви и монастырю, полностью ирландским по своему характеру - с его пожертвованиями ирландской церкви, о которых мы узнаем от Ассера (гл. 39), а также с другими указаниями Ассера (гл. 76, 91) на интерес Альфреда к Ирландии. В дополнение мы располагаем уникальным описанием посещения его двора тремя ирландцами и заметкой о смерти ирландского писца Свифнеха (из Клонмакнойса), о которых говорится в 891 г. в Паркеровском тексте Англо-Саксонской Хроники31. Живя на валлийской границе, Альфред понимал, что Уэссекс и Мерсия не могут рассчитывать на безопасность своих западных границ, имея в тылу постоянного и непримиримого противника.

Хьюэл Добрый начал свою карьеру как сонаследник Сейссиллуга, разделив власть со своим братом Клидогом, но, вероятно, правил один после смерти своего брата, случившейся через два года после их подчинения Эдуарду Старшему. Хьюэл, несомненно, приобрел Дивед путем брака с Элен, внучкой Хивайдда Старого. Еще ранее он посетил Рим и после своего возвращения в течение всей своей жизни оставался тесно связанным с английским двором. В Англо-Саксонской Хронике, MS D., s. a. 926, мы читаем, что Хьюэл из "западных валлийцев"32 и Оуэн из Гвента, в сущности весь Южный Уэльс, покорились Ательстану. Когда десять лет спустя князья-данники объединились [148] против Уэссекса, только Южный Уэльс остался в стороне, несомненно, под влиянием Хьюэла.

Хьюэл долгое время не претендовал на Северный Уэльс, о чем свидетельствуют хартии, так как он и его двоюродный брат Идвал Воел ап Анарауд (Idwal Foel ар Anarawd) при Ательстане самостоятельно правили Северным и Южным Уэльсом. Но когда в 942 г. Идвал и его брат или, возможно, сын Кинген были убиты в бою с саксами, Хьюэл присоединил к своим владениям Гвинедд и Поуис, тем самым постепенно став на правах наследника и с помощью династического брака единственным правителем Уэльса при Ательстане.

Английские симпатии Хьюэла в полной мере проявляются как в участии, которое он принимал в английской правовой процедуре, так и в английском влиянии на его собственные валлийские установления (см. выше с. 130). Ательстан часто созывал subreguli на встречи, когда они подтверждали дарования земель, и время от времени среди свидетелей появляются имена валлийских князей; а в 928-949 гг. на каждой хартии, содержащей валлийские подписи, появляется имя Хьюэла, причем всегда первым. Одна из таких дарственных, совершенная в Лутоне в 931 г., содержит запись: † Ego Howael subregulus eonsensi et subscripsi ("Я, Ховаэл, вассальный правитель, согласился и подписал").

Крест, несомненно, является отметкой Хьюэла, заменяя его подпись. Английское влияние вновь проявляется в серебряном пенни, хранящемся в Британском музее, отчеканенном валлийским королем. На лицевой стороне монеты находится легенда "Howael Rex".

Интересно представить себе, какой могла бы быть история Уэльса, если бы Родри не был убит на войне с саксами. Ему не удалось захватить Дивед, хотя он и окружил его; и именно отсюда Альфред с помощью Ассера проводил проанглийскую политику среди князей Южного Уэльса, политику, которая принесла свои плоды в виде союза между внуком Родри Хьюэлом Добрым и внуком Альфреда Ательстаном в следующем столетии. Когда Альфред смог противопоставить поддержку Ассера и присягу южноваллийских князей амбициям сыновей Родри, война между противоположными политическими направлениями северо- и южноваллийских князей - между кельтским политическим сепаратизмом и надеждой на освобождение от саксов, с одной стороны, и союзом с Англией ввиду общей датской опасности, с другой,- в сущности завершилась. Присоединение Поуиса Хьюэлом Добрым, его подчинение сыну Альфреда Эдуарду Старшему в 918 г. и его позднейшее подчинение Ательстану были только завершающими стадиями этого процесса. [149]






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных