Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Господь - милосердие и вера в человеке, а человек - милосердие и вера в Господе




 

368. Из следующих мест Слова очевидно, что принадлежащий к церкви — в Господе, и Господь в нём:

Иисус сказал: оставайтесь во Мне, и Я в вас. Я — лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, приносит много плода. Иоанн 15:4, 5. Тот, кто ест Моё тело и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, а Я пребываю в нём. Иоанн 6:56. В тот день узнаете, что Я в Моём Отце, вы во Мне, и Я в вас. Иоанн 14:20. Кто исповедует, что Иисус — Сын Божий, Бог пребывает в нём, и он в Боге. 1 Иоанн 4:15.

Но человек не может сам быть в Господе; а могут только милосердие и вера, которые даруются ему Господом, и именно они делают человека по существу человеком. Однако чтобы пролить на тайну эту некоторый свет, и дать разуму возможность постичь её, нам нужно изучить её в следующем порядке:

 

(I) Спасение и жизнь вечную дает соединённость с Господом.

(II) Невозможно соединение с Богом Отцом, но возможно с Господом, а через Него — с Богом Отцом.

(III) Соединение с Господом взаимно, то есть Господь — в человеке, а человек — в Господе.

(IV) Взаимное соединение создаётся при помощи милосердия и веры.

 

Истина этих утверждений станет понятной из следующих разъяснений.

 

369. (I) Спасение и жизнь вечную дает соединённость с Господом.

Человек создан способным к соединению с Богом. Ибо он создан, чтобы быть жителем небес, а также жителем мира. Насколько он — житель небес, настолько он духовен, насколько он — житель мира, настолько он природен. Духовный человек может размышлять о Боге и усваивать понятия, относящиеся к Богу; кроме того, он может любить Бога, и его привлекает всё, от Бога исходящее. Отсюда следует, что он может соединяться с Богом.

Нет ни малейшего сомнения в том, что человек может размышлять о Боге и усваивать понятия, относящиеся к Богу. Ведь может же он размышлять о единственности Бога, о бытии Бога, то есть Иегове, о беспредельности и вечности Бога, Божественной любви и Божественной мудрости, которые составляют сущность Бога, о Его всемогуществе, всеведении и вездесущести; о Господе Спасителе, Его Сыне, искуплении и посредничестве; а также о Святом Духе и, наконец, о Святой Троице. Всё это понятия, относящиеся к Богу, на самом деле, они и есть Бог. Можно размышлять также и о делах Божиих, из которых на первом месте — вера и милосердие и ещё многое другое, от них происходящее.

Что человек может не только думать о Боге, но и любить Его, очевидно из двух заповедей Самого Бога, которые гласят:

Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим и всей душой твоей. Это первая и величайшая заповедь. Вторая похожа на эту: возлюби ближнего своего, как самого себя.

Матф. 22:37—39; Втор. 6:5

 

Из следующего отрывка ясно, что человек может исполнять Божьи заповеди и что это значит любить Бога:

Иисус сказал: тот, кто имеет Мои заповеди и соблюдает их, тот любит Меня. А кто любит Меня, того и Отец мой полюбит, и Я буду любить его и явлюсь ему Сам.

Иоанн 14:21

 

К тому же, что такое вера, если не соединение с Богом при помощи истин, принадлежащих разуму, а значит, мышлению; и что такое любовь, если не соединение с Богом при помощи различных видов добра, принадлежащих воле, а значит, её склонностям? Связь Бога с человеком представляет собой духовное соединение в природном; а связь человека с Богом — природное соединение, которое получается от духовного. Ради этой связи человек и создан как житель небес и в то же время мира. Как житель небес — он духовен, как житель мира — природен. И если человек становится духовно рассудочным и в то же время духовно нравственным, он соединяется с Богом, и это соединение приносит ему спасение и вечную жизнь. Напротив, если человек рассудочен только природно и только природно нравственен, то Бог, конечно, соединён с ним, но он не соединён с Богом. Следствие этого — духовная смерть, которая, рассмотренная сама по себе, есть лишённая духовной жизни природная жизнь; ибо духовность, то есть жизнь Божья, в нём угасла.

 

370. (II) Невозможно соединение с Богом Отцом, но возможно с Господом, а через Него — с Богом Отцом.

Этому учит Писание, да и по рассудку можно понять. Писание учит, что Бога Отца никто никогда не видел и не слышал, и нельзя ни видеть, ни слышать; равно и ничего от Него, как Он есть в Своём Бытии и Своей сущности, не может воздействовать на человека. Ибо Господь говорит:

Никто не видел Бога, кроме Того, Кто с Отцом; Он видел Отца. Иоанн 6:46. Никто не видел Отца, кроме Сына, и тех, кому Сын захотел открыть Его. Матф. 11:27. Вы никогда не слышали голоса Отца, и облика Его не видели. Иоанн 5:37.

Причина в том, что Он пребывает в самых первых причинах и началах всего, и потому несравненно выше всякого уровня, достижимого для человеческого ума. Ибо Он также и в первых причинах и началах всей мудрости и всей любви, с которыми у человека не может быть связи. Потому что если бы Он приблизился к человеку или человек приблизился бы к Нему, то человек был бы истреблён и развеян по ветру подобно кусочку дерева в фокусе большого зажигательного стекла или, скорее, как некая статуя, заброшенная прямо на солнце. Вот почему Моисею, когда тот захотел увидеть Бога, было сказано, что не может человек видеть Его и жить (Исход 33:20).

Из только что цитированных мест очевидно, что возможно соединение с Богом Отцом через Господа. Они утверждают, что не Отец, но Сын единородный, Который в лоне Отца и видел Отца, растолковал и открыл то, что Божье и от Бога. Кроме того, это очевидно из следующих мест:

В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас. Иоанн 14:20. Я дал им славу, которую Ты дал Мне, чтобы были едины, как Мы едины; Я в них, и Ты во Мне. Иоанн 17:22, 23, 26. Иисус сказал: Я — путь, истина и жизнь. Никто не приходит к Отцу иначе, как через Меня. И затем Филипп хотел видеть Отца, но Господь ответил ему: тот, кто видел Меня, видел и Отца тоже; и тот, кто знает Меня, знает и Отца. Иоанн 14:6, 7сл.

И в другом месте:

Видящий Меня видит Того, Кто послал Меня. Иоанн 12:45.

Кроме того, Он говорит, что Он — дверь, и входящий через Него спасается, а тот, кто прокрадывается иным путём, — вор и разбойник (Иоанн 10:1, 9). Ещё Он говорит, что тот, кто не пребывает в Нём, выбрасывается за дверь и бросается в огонь, как засохшая ветвь. (Иоанн 15:6).

Всё это потому, что Господь Спаситель и есть Сам Иегова Отец в человеческой форме; ибо Иегова сошёл и стал человеком, чтобы Ему можно было приближаться к людям, и людям можно было приближаться к Нему, установив, таким образом, связь, и посредством этой связи даровал людям спасение и вечную жизнь. И когда Бог стал человеком, и человек потому также стал Богом, Он уже, соответствующим образом приспособившись, мог приближаться к людям и соединяться с ними, как Богочеловек и Человекобог. Есть три стадии, следующие одна за другой в таком порядке: приспособление, приложение и соединение. Сначала должно быть приспособление, а потом уже приложение; и прежде чем станет возможным соединение, нужно приспособить и сложить вместе. Тем, что Бог стал человеком, было достигнуто приспособление. Приложение со стороны Бога постоянно в той степени, в которой человек со своей стороны прилагает себя; и если так происходит, то получается соединение. Эти три этапа следуют и развиваются в должной последовательности во всех частностях, которые объединяются и осуществляются вместе.

 

371. (III) Соединение с Господом взаимно, то есть Господь — в человеке, а человек — в Господе.

Писание учит, и по рассудку видно, что это связь взаимна. Господь учит, что Его соединение с Отцом взаимно, ибо Он говорит Филиппу:

Разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне? Верьте Мне, Я в Отце, и Отец во Мне. Иоанн 14:10, 11. Чтобы вы знали и верили, что Отец во Мне, и Я в Отце. Иоанн 10:38. Иисус сказал: Отец, пришло время, прославь Сына Твоего, чтобы и Сын прославил Тебя. Иоанн 17:1. Все Моё — Твоё, и всё Твоё — Моё. Иоанн 17:10.

Свою связь с людьми Господь описывал точно так же, то есть как взаимную; ведь Он говорил:

Оставайтесь во Мне, и Я в вас. Тот, кто пребывает во Мне, и Я в нём, приносит много плода. Иоанн 15:4, 5. Тот, кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во Мне, и Я в нём. Иоанн 6:56. В тот день узнаете, что Я в Моём Отце, вы во Мне, и Я в вас. Иоанн 14:20. Тот, кто соблюдает заповеди Христа, пребывает во Христе, и Христос в них. 1 Иоанн 3:24; 4:13. Если кто-то исповедует, что Иисус — Сын Божий, то Бог пребывает в нём, и он в Боге. 1 Иоанн 4:15. Если кто услышит голос Мой и откроет дверь, Я войду к нему, и буду обедать с ним, и он со Мною. Откр. 3:20.

Эти ясные утверждения делают очевидным то, что связь между Господом и человеком взаимна; и отсюда неизбежно следует, что человеку необходимо соединять себя с Господом, чтобы Господь мог соединить Себя с ним. Отсюда также следует и то, что иначе дело может кончиться отдалением и разделением, а не соединением, но всё же не со стороны Господа, а со стороны человека. Чтобы соединение было взаимным, человеку дана свобода выбора, позволяющая ему стать либо на дорогу к небесам, либо на дорогу в ад. Дар свободы — это источник способности человека отвечать взаимностью, чтобы он мог соединяться с Господом либо с дьяволом. Однако дополнительные иллюстрации этой свободы, её природы и того, почему она была дана людям, будут представлены в следующих главах, посвящённых свободе выбора, покаянию, преобразованию и возрождению и вменению.

Остаётся только сожалеть, что взаимное соединение Господа с человеком, несмотря на ту ясность, с которой о нём говорится в Слове, до сих пор неизвестно христианской церкви. Причиной этому неведению служат господствующие теории о вере и свободе выбора. Теории о вере гласят, что вера даруется без того, чтобы человек содействовал её приобретению или приспосабливал себя к её принятию, или вообще пытался сделать больше, чем деревянный чурбан. Теории относительно свободы выбора гласят, что у человека нет и крупицы свободы выбора в духовных делах. Итак, чтобы более не оставалось скрытым в неведении взаимное соединение Господа с человеком, от которого зависит спасение рода человеческого, я вынужден поведать о нём; а для этого нет лучше способа, чем воспользоваться наглядными примерами.

Есть два вида ответных действий, ведущих к соединению: один поочередный, другой совместный. Поочередные ответные действия, ведущие к соединению, можно проиллюстрировать дыханием лёгких. Воздух вдыхают, расправляя им грудную клетку, а затем выдыхают этот воздух, сокращая при этом грудную клетку. Действие вдоха и следующего за ним расширения производится силой атмосферного давления; а выдох и следующее за ним сокращение происходит за счёт мышечного усилия, прилагаемого к ребрам. Таково взаимное соединение между воздухом и лёгкими, и от него зависит работа органов чувств и движения во всём теле; ведь если прекращается дыхание, ни то, ни другое становится невозможным.

Взаимное соединение поочерёдным действием можно ещё сопоставить с соединением сердца с лёгкими и соединением лёгких с сердцем. Сердце направляет кровь из своей правой полости в лёгкие, а лёгкие возвращают её в левую полость сердца. Так получается взаимное соединение, от которого полностью зависит жизнь всего тела. Такое же соединение у сердца с кровью и у крови с сердцем; кровь со всего тела по венам стекается в сердце и растекается из сердца по всему телу через артерии, таким образом действием и откликом образуя соединение. Подобные действие и отклик, благодаря которым поддерживается соединение, существуют между зародышем и материнской утробой.

Напротив, взаимное соединение между Господом и человеком не такого рода; это совместное соединение, достигаемое не действием и откликом, а совместным действием. Ибо Господь действует, а человек принимает действие Господа и делает всё уже как бы сам по себе, точнее, сам по себе от Господа. Такая деятельность со стороны человека, исходящая от Господа, вменяется ему как его собственная, поскольку он всё время содержится Господом в состоянии свободы выбора. Свобода, которую он получает вследствие этого, представляет собой возможность желать и думать от Господа, то есть по Слову, а также возможность желать и думать от дьявола, то есть против Господа и Слова. Господь дает человеку эту свободу, чтобы он мог вступить во взаимную связь с Ним и чтобы посредством этого даровать ему вечную жизнь и счастье; ибо они недостижимы без взаимного соединения.

Такого рода совместное взаимное соединение можно сопоставить с различными явлениями в человеке и в мире. Таково соединение души с телом в каждом существе. Таково соединение между волей и действием, и между мыслью и речью. Таково соединение между двумя глазами, двумя ушами и двумя ноздрями. Что соединение двух глаз между собой по-своему взаимно, видно по строению зрительного нерва; в нём волокна, идущие от обоих полушарий, перевиты между собой, и в таком переплетении далее идут к обоим глазам. С ушами и ноздрями — то же самое.

Подобное совместное взаимное соединение имеется между светом и глазом, звуком и ухом, запахом и носом, вкусом и языком и между осязанием и телом. Ведь глаз — в свете, а свет — в глазу, звук — в ухе, а ухо — в звуке, запах — в носу, нос — в запахе, вкус — в языке, язык — во вкусе, осязание — в теле и тело — в осязании. Такого рода взаимное соединение можно сравнить с соединением лошади с каретой, быка с плугом, колеса с машиной, паруса с ветром, флейты с воздухом. Вообще, таково взаимное соединение между целью и средством и между средством и его действием. Однако же, чтобы разъяснить всё это подробно, тут не хватит места, потому что для этого потребовалось бы несметное множество страниц.

 

372. (IV) Взаимное соединение между Господом и человеком создаётся при помощи милосердия и веры.

В настоящее время известно, что церковь составляет тело Христово, и что каждый в отдельности, в ком есть церковь, находится в одном из его членов, как говорил Павел (Еф. 1:23; 1 Кор. 12:27; Рим. 12:4, 5). Однако что же такое тело Христа, если не Божественное добро и Божественная истина? Это-то и означали Господни слова у Иоанна:

Тот, кто ест Мою плоть и пьёт Мою кровь, пребывает во мне, и Я в нём.

Иоанн 6:56

 

Господня плоть, как и хлеб, означает Божественное добро; а Его кровь, как и вино, означает Божественную истину; об этих значениях смотри главу о Святом причастии (698—752).

Из этого следует, что насколько человек обладает разными видами добра, составляющими милосердие, и истинами, составляющими веру, настолько он в Господе, и Господь в нём. Ибо связь с Господом — это духовная связь, и она происходит не иначе, как через милосердие и веру. Как было показано в главе о Священном Писании (248—253), каждая частица Слова содержит связь Господа и церкви, а потому добра и истины; а так как милосердие — это добро, а вера — это истина, то во всякой подробности Слова содержится связь милосердия и веры. Итак, из этих утверждений следует, что Господь — милосердие и вера в человеке, а человек — милосердие и вера в Господе. Ибо Господь — это духовные милосердие и вера в природных милосердии и вере человека, а человек — это природные милосердие и вера, которые исходят от духовных милосердия и веры Господа. Соединяясь, они составляют духовно-природные милосердие и веру.

 

 

VIII






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных