Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос № 51. Транспортные обязательства. Договор перевозки пассажиров, груза, багажа. Имущественная ответственность в обязательствах по перевозке.




Гражданский кодекс содержит лишь основные нормы о перевозочных договорах (всего 17 статей), ориентированных преимущественно на перевозку наземным транспортом. Подробное регулирование перевозок всеми видами транспорта согласно ст. 784 осуществляется транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Положения гл. 40 ГК не исключают их применение к городскому транспорту (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен), условия перевозок на котором определяются правилами, утвержденными органами исполнительной власти соответствующих городов.

В гл. 40 нет указаний о перевозках грузов и пассажиров в сообщениях с другими государствами (международных перевозках). Такие перевозки осуществляются на основании международных договоров (транспортных конвенций), которые Российская Федерация имеет со многими государствами. Нормы таких транспортных конвенций, как международные договоры, имеют приоритет перед нормами российского законодательства (п. 2 ст. 7 ГК).

Перевозки грузов и пассажиров между странами СНГ имеют особенности. Для железнодорожных грузовых перевозок по договоренности между странами СНГ предусмотрено распространение на эти перевозки с рядом изменений Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС). В отношении перевозок пассажиров применяются правила Соглашения о международном пассажирском сообщении (СМПС). Перевозки между странами СНГ другими видами транспорта должны признаваться международными и осуществляться по правилам соответствующих международных договоров. На практике ввиду новизны такого регулирования некоторые перевозки между странами СНГ по-прежнему осуществляются с оформлением их транспортными документами внутреннего сообщения.

Правовым основанием осуществления перевозки грузов, пассажиров и багажа является договор перевозки, заключение которого должно подтверждаться соответствующими транспортными документами.

После принятия ГК федеральными законами утверждены новые транспортные кодексы и уставы: Федеральным законом от 19.03.97 № 60-ФЗ - Воздушный кодекс Российской Федерации, который введен в действие с 1 апреля 1997 г.; Федеральным законом от 08.01.98 № 2-ФЗ - Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, который введен в действие с 17 января 1998 г.; Федеральным законом от 30.04.99 № 81-ФЗ - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, который введен в действие с 1 мая 1999 г.; Федеральным законом от 07.03.2001 № 24-ФЗ - Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, который введен в действие с 12 марта 2001 г.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Сторонами договора являются перевозчик и отправитель (грузоотправитель).

На железнодорожном транспорте в настоящее время в качестве перевозчика выступают железные дороги, которые имеют правовой статус государственных унитарных предприятий. На всех других видах транспорта в качестве перевозчиков выступают коммерческие организации различных организационно-правовых форм, предусмотренных гл. 4 ГК, а также индивидуальные предприниматели.

Другой стороной договора перевозки груза является отправитель (грузоотправитель). Им является лицо, которое заключило договор перевозки от своего имени либо от имени другого лица. В качестве отправителя может выступать и не собственник груза. Часто отправителем груза является экспедитор или агент, действующий по поручению грузовладельца от собственного имени. Наименование отправителя (грузоотправителя) указывается в перевозочных документах.

Формы и порядок оформления транспортных документов подробно определены в правилах перевозок соответствующего вида транспорта/

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Договор перевозки является возмездным. Однако имеется большой круг пассажиров, которым законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предоставлено право бесплатного или льготного проезда. В этих случаях расходы транспорта возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК). Подобная норма содержится в транспортных кодексах и уставах.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется выданным ему билетом (ст. 105 ВК, ст. 179 КТМ, ст. 97 КВВТ, ст. 90 ТУЖД, ст. 78, 79 УАТ). На воздушном транспорте в интересах безопасности билет традиционно является именным. На железнодорожном транспорте приобретение проездного билета (кроме пригородных поездов) производится в кассе на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира/

Договор перевозки носит публичный характер; отказ коммерческой организации от заключения такого договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (п. 3 ст. 426 ГК). Поэтому перевозчик вправе отказать пассажиру в продаже билета только в случаях невозможности осуществить перевозку (отсутствие свободных мест, явления стихийного характера, препятствующие перевозке, и т.п.).

Перевозчик при предъявлении билета обязан принять для перевозки багаж, в удостоверении чего пассажиру выдается багажная квитанция.

Порядок приема и выдачи багажа, а также условия его перевозки регламентируются транспортными кодексами, уставами и правилами перевозок.

От багажа следует отличать ручную кладь, под которой понимаются вещи и предметы, которые следуют вместе с пассажиром. Ручная кладь находится во владении пассажира, под его охраной и контролем (ст. 180 КТМ). Количество ручной клади, которую пассажир вправе перевозить, определяется правилами перевозок. На железнодорожном и внутреннем водном транспорте ручная кладь не должна быть свыше 36 кг. На воздушном транспорте норма провоза вещей, находящихся при пассажире (что соответствует понятию "ручная кладь"), устанавливается в зависимости от типа воздушного судна и не может быть менее 10 кг на одного пассажира (п. 2 ст. 106 ВК). На морском транспорте ручная кладь именуется каютным багажом (ст. 180 КТМ). Перевозка ручной клади в пределах установленной нормы пассажиром не оплачивается.

На железнодорожном транспорте пассажир вправе, в частности, делать остановки в пути следования, продлить срок действия билета при болезни, изменить маршрут следования, выехать с ранее отходящим поездом, возвратить неиспользованный билет для проезда в поездах дальнего следования с получением полной или части стоимости проезда (ст. 92 ТУЖД). На воздушном транспорте пассажир имеет право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (ст. 106 ВК). Дополнительные права предоставляют пассажиру также транспортные уставы и кодексы других видов транспорта.

Срок исполнения договора перевозки определяется транспортными уставами, кодексами по-разному, в зависимости от вида транспорта, причем имеются различия в установлении сроков доставки грузов, пассажиров, багажа.

Сроки перевозки пассажиров определяются расписаниями движения соответствующих транспортных средств, которые разрабатываются и утверждаются на каждом виде транспорта (ст. 86 ТУЖД, ст. 95 КВВТ, ст. 76 УAT). За задержку отправления пассажира, а также за опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения перевозчик несет имущественную ответственность.

Срок доставки багажа разными видами транспорта регулируется соответствующими транспортными уставами, кодексами, правилами перевозок. Железная дорога обязана отправить багаж ближайшим поездом соответствующего назначения, в котором имеется багажный вагон. Поэтому срок доставки багажа (грузобагажа) определяется временем следования этого поезда до станции назначения. Если багаж (грузобагаж) в пути следования подлежит перегрузке, то срок доставки удлиняется исходя из времени, необходимого для перегрузки и транспортировки багажа другим поездом (ст. 96, 98 ТУЖД). При отсутствии установленных транспортным законодательством или согласованных сторонами сроков исполнения договора перевозки ст. 792 предусматривает транспортировку в разумный срок.

Ответственность перевозчика за просрочку исполнения ГК устанавливает только для пассажирских перевозок (ст. 795). В отношении перевозок грузов и багажа такая ответственность установлена транспортными уставами и кодексами. За просрочку доставки багажа железная дорога уплачивает пени в размере 3%, а груза - 9% платы за перевозку за каждые сутки просрочки, но не более размера провозной платы (ст. 111, 127 ТУЖД). Аналогичная ответственность за просрочку доставки груза установлена на внутреннем водном транспорте, но она ограничена 50% провозной платы (ст. 116 КВВТ). Воздушный перевозчик за просрочку доставки багажа или груза уплачивает штраф в размере 25% МРОТ за каждый час опоздания, но не более 50% провозной платы (ст. 120 ВК). Автотранспортные предприятия за просрочку доставки груза платят штраф 15%, а багажа - 10% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более соответственно 90 и 50% этой платы (ст. 137, 138 УAT). Предусмотренные уставами и кодексами пени и штрафы считаются исключительной неустойкой, и возможные убытки грузополучателя перевозчиком не возмещаются. В отличие от этого морской перевозчик вместо уплаты штрафов возмещает пассажиру ущерб, причиненный тем, что багаж не выдан в разумный срок после прибытия судна, на котором он перевозился или должен быть перевезен (ст. 186 КТМ).

В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. Соглашения транспортных организаций с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по правилам главы 59 Гражданского кодекса, если законом или договором перевозки не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика.

Вопрос № 52. Договоры займа и кредита: стороны, предмет, содержание, форма. Виды кредитного договора, товарный и коммерческий кредит.

Расчетные и кредитные правоотношения обязательствами по оказанию финансовых услуг, что дает основание рассматривать их в качестве особой группы гражданских правоотношений. Товарно-денежное обращение объективно вызывает существование кредитных отношений, связанных с предоставлением на условиях возврата денежной суммы или вещей, определяемых родовыми признаками.

Следует иметь ввиду, что расчетные и кредитные отношения регулируются сложным комплексом правовых актов: законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, банковскими инструкциями и правилами, иными актами.

Расчетные и кредитные отношения неразрывно связаны с деятельностью банковской системы.

По договору займа одна сторона – займодавец передает другой стороне- займщику в собственность или на праве полного хозяйственного ведения деньги или вещи, определяемые родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу ту же сумму денег или равное количество вещей того же рода и качества (ст. 807 ГК).

Договор займа один из немногих односторонних договоров. Он также является классической разновидностью реального договора.

Договор займа между физическими лицами предполагается возмездным.

Форма договора займа может быть как устной так и письменной.

В ГК специально рассматриваются две разновидности документов, удостоверяющих передачу суммы займа: это вексель (ст. 815 ГК) и облигация (ст.816 ГК).

Разновидность договора займа является государственный (муниципальный) займ, в котором займодавцем является публично-правовое образование.

Другой разновидностью договора займа является кредитный договор.

Кредитный договор заключается на основе свободного волеизъявления сторон. В отличии от договора займа он является консенсуальным и всегда возмездным.

Стороны кредитного договора четко определены в законе: это банк или иная кредитная организация (кредитор), имеющая лицензию Банка России и заемщик, получающий денежные средства для предпринимательской или потребительской цели.

По кредитному договору одна сторона – банк – предоставляет дугой стороне организации или гражданину – денежные средства под соответствующее обеспечение, а заемщик возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

ГК в настоящее время выделяет товарный и коммерческий кредит, который возникает при предоставлении поставщиком покупателям отсрочки платежа, связан с конкретной сделкой по реализации товара.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных