ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Четвертая особенность.В студию ток-шоу «Дело принципа» приглашаются журналисты. Для них предусмотрена отдельная пресс-ложа, где они в течение всей программы следят за ходом дискуссии и в любой момент могут задавать даже самые провокационные вопросы. За все время в ток-шоу приходили корреспонденты, обозреватели, редакторы и главные редакторы популярных газет, журналов, радиостанций. На каждую программу, как правило, приглашается два журналиста. Вот имена некоторых из них: Аэлита Сюльжина (Обозреватель газеты «СБ. Беларусь Сегодня»), Елена Еловик (редактор газеты «7 дней»), Александр Бенько (редактор отдела экономики газеты “Республика”), Андрей Качура (Руководитель «Международного информационного агентства Sputnik») и др. Часто журналисты кардинально меняют вектор разговора, активно принимают участие в дискуссии, вступают в полемику с экспертами: «…я все-таки считаю, что чаще всего люди говорят об эффективности или неэффективности препарат, после того, как проверят на собственном опыте. Вот у меня есть такой пример. Допустим, врач прописала таблетки от давления, я их приминаю уже очень много лет. Потом мне пришлось сменить препарат, потому что был какой-то стресс, и давление стало выше обычных показателей. И вот тот белорусский препарат, который я попробовала, не дал вообще никакого эффекта. У меня было ощущение, что это действительно плацебо… Как вы это объясните?» Это фрагмент программы, которая вышла в марте 2015 года и была посвящена белорусским лекарствам, где редактор «Брестской газеты» Алла Верстова обращается к представителям Министерства здравоохранения. Как мы видим, Алла Верстова выступает не только как журналист (именно в этом качестве ее пригласили), но и как человек, со своей жизненной историей и позицией. А это важнее, чем просто вопрос от журналиста. Таким образом он демонстрирует свою заинтересованность в теме, подключается к беседе и тем самым подсказывает новые темы для обссуждения всем участникам дискуссии. Пятая особенность. Видеоматериалы. В первых выпусках ток-шоу «Дело принципа» присутствовали видеосюжеты, они носили вводных характер, в них давалась информация о теме программы, приводились интересные данные. Однако после нескольких программ от них решили отказаться. Редакторская группа пришла к выводу, что они «засоряют» эфир. На смену трехминутным видеосюжетам пришли небольшие оперативные интервью (опросы), цель которых сбор разных мнений по какому-либо конкретному вопросу. Особенностью такого интервью является стандартная фиксированная форма вопросов, которые задаются как можно большему количеству людей. В программе таких опросов максимум может быть три (по одному в каждой из частей). Часто опросы используются как «толчок» к началу разговора. В опросах задают острые вопросы: «Кому был выгоден Майдан?», «Может ли увольнение стимулировать человека к самозанятости?», «При каких условиях вы бы переехали жить в деревню?», «Как привить любовь к Родине?». В последнее время расширена география: опросы снимаются не только корреспондентами в Минске, но и во всех областных центрах. Еще один элемент драматургии, которое используется в ток-шоу — комментарий. Он записывается корреспондентами заранее, а затем воспроизводится в студии. В моменты, когда мнение человека услышать необходимо, но по каким-то причинам присутствие его в студии невозможно, комментарий незаменим. Корреспондентами были записаны комментарии не только с белорусскими, но и с зарубежными политиками, экономистами и общественными деятели. Например, Пётр Симоненко — Лидер Компартии Украины, Сергей Глазьев — Советник Владимира Путина по финансовым вопросам, Андрей Лехкий — Консул посольства Украины в Беларуси и др. Подобный формат участия эксперта позволяет не перегружать программу, а также делает ее более динамичной. С нового телевизионного сезона 2015 года., в программе все чаще стали появляться Skype-подключения с экспертами программы. Это облегчает задачу экспертам. Во-первых, они экономят свое время. Во-вторых, эксперт вещает из другой страны, что расширяет географию программы. Но есть и отрицательные стороны: скорость интернет-соединений не всегда достаточно высокая. Из-за этого качество картинки ухудшается, и общий план студии смотрится проигрышно. К тому же, присутствие эксперта в студии поднимает уровень и рейтинг программы. По Skype в ток-шоу «Дело принципа» были подключены эксперты из разных стран: Григорий Иоффе (Рэдфорд, США), Матеуш (Польша), Андрей Мамыкин (Латвия), Дарина Григорова (Болгария) и др. Немаловажную роль в визуализации играют графические данные. Они помогают телезрителям более комфортно воспринимать информацию, которую произносит ведущий либо соведущий. Например, если в программе приводятся сложные статистические данные по финансовым и валютным рынкам, на экране появляется графика, соведущий ее комментирует, и зрителю данная информация становится понятной. В процессе просмотра ток-шоу «Дело принципа» нельзя сказать, что программа кажется перегруженной графикой. Она гармонично дополняет программу. Последний вид видео, который встречается в программе — видеоинформация. Как правило, это видео без звука, которое используется как видеоряд, под слова ведущего либо эксперта. Это придает разговору динамику и не дает устать зрителю, тем самым переключая его внимание. Ток-шоу «Дело принципа» по структуре жанровой композиции, выделенной Д.Л. Яконюком, относится к информационно-аналитическим. Проанализируем передачу «Дело принципа» согласно классическим канонам жанра ток-шоу и выясним, в какой степени программа им соответствует. В качестве основных характеристик используем выделенные в первой главе пункты: Классификация жанра. Согласно приведенной классификации, программа«Дело принципа» относится к общественно- политическим ток-шоу. Тематика выпусков. В программе обсуждаются политические проблемы: вопросы интергации, политическая ситуация в стране и мире, развитие отношений с другими странами («Вступление Беларуси в ВТО», «Малый бизнес в Беларуси: риски и перспективы», «Кризис Еврозоны») и социальные (общественные) проблемы: пьянство за рулем, наркомания, демографическая ситуация («Развитие белорусского кинематографа», «Борьба с накротиками», «Год культуры в Беларуси»). Тема в ток-шоу задается обширно. Вот некоторые из них: «Развитие промышленности в Беларуси», «Пенсионный возраст», «Рынок труда в Беларуси», «Безопасность авиатранспорта», «Отношения России и Беларуси», «Договор о Евразийском союзе», «Финансовые прогнозы». Зачастую за счет подобной формулировки и часового хронометража, рассмотреть проблему глубоко не получается. Тогда программа приобретает поверхностный характер, который не несет в себе большой информативности. Несмотря на то, что авторской задачей в ток-шоу является поиск решения обсуждаемой проблемы, ведущий не всегда делает акцент именно на пути решения проблемы. В основном программы посвящены внешней и внутренней политике, а также экономике, реже— социальной проблематике. В процентном соотношении 65 на 35, где 65%— это политические, а 35%— экономические темы. Предметом ток-шоу должна являться актуальная проблема, представляющая общественный интерес. Проект «Дело принципа», по словам его создателей, пытается быть максимально актуальными и выходить с «острыми» темами. Однако некоторые выпуски лишены актуальности. Например, после поднятие в Беларуси цен на отплату тарифов жилищно-коммунальных услуг, в студии ток-шоу данная проблема не была вынесена на обсуждение. В эфир выходит программа на тему «Год культуры в Беларуси». Поэтому, над актуализацией и своевременностью тем создателям и редактором ток-шоу еще нужно работать. Со своей социальной функцией ток-шоу «Дело принципа» справляется: создатели программы активно привлекают зрителей к участию в ток-шоу, где они могут стать полноценными участниками дискуссии по средствам голосования в студии и телефонных звонков. Тем самым, поле социальной активности граждан расширяется, что приводит к коррекции своих взглядов. В некоторых программах зрители выступали не только в качестве наблюдателей и голосующий, но и как фокус-группа, которым в ходе дискуссии предлагается ответить на ряд вопросов: «Смоленск был первой столицей БССР?» «Крепостное право в Беларуси отменили в 1861?» «Туров— самый старый город Беларуси?» «Грюнвальдская битва состоялась 15 июля 1410 года?» «Франциск Скарына – автор поэмы «Песня про зубра»?» Тема обсуждения данной программы, которая вышла в эфир в ноябре 2014 года, была фальсификация исторических фактов. В студию были приглашены историки, политологи и авторы книг, которые, по мнение некоторых ученых фальсифицируют историю. Зрителей в студии не только ориентировали в теме, но и включили в прямое обсуждение. Что предало беседе новую «волну» обсуждения, насколько хорошо люди знают историю своей страны. Одна из основных задач ток-шоу – это сделать из скучной обыденной темы всесторонне интересную программу. Однако в ток-шоу «Дело принципа», сделать увлекательную программу с элементами интриги получается редко. Часто, приглашенные эксперты начинают говорить узкоспециализированными терминами, зритель теряет нить разговора и перестает интересоваться происходящим в студии: – …что касается вопроса о правомерности санкций. Европейский союз принимает санкции, если мы говорим о санкциях Европейского союза на определенных правовых основаниях, это ряд документов, точнее, два основных документа, который отсылает нас с Лиссабонскому договору, к учредительному документу Европейского союза. И с точки зрения Европейского союза, это правомерно, но необходимо понять, какими категориями мы оперируем. С точки зрения международного права, что называется этим словом в тех же документах Европейского союза. Там есть два понятия: это ограничительные меры и санкции. И в данном случае, санкции— это коллективная мера принуждения, с помощью которых организация реагирует на нарушение ее членом международного права. То есть обязательств по отношению у себе… В документах, в которых регламентировано применение санкций Европейским союзом прописано, что Европейский союз может применять вот эти меры, они там все перечислены и к третьим государствам. Но дело в том, что в международном праве механизм принуждения он тоже имеет согласительный характер, например санкции Совбеза в уставе ООН закреплены и если ты присоединяешься к уставу— ты подписываешься под тем, что если ты будешь делать, грубо говоря, что-то не то, то к тебе вот такие санкции могут быть применены. В данном случае мера принуждения, если Европейский союз надписал, что они могут применять их к третьим странам, что целью является изменение своего режима, но это такая односторонняя классификация европейским союзом… Данная реплика эксперта, будет ясна только людям, которые обладают глубокими знаниями в области международного права. Из этого можно сделать вывод, что зритель не поймет происходящего, для него данная программа покажется скучной и он «переключится» на другой канал. Больше ток-шоу «Дело принципа» справляется с задачей формированию определенного отношения к обсуждаемой теме. Для этого в программу приглашаются определенные эксперты. Например, если это тема украинского конфликта, в студию будут приглашены спикеры, которые будут придерживаться позиции «главное, у нас такого никогда не будет». Тем самым внушая зрителям, что какие-то бы трудности не происходили у нас, мы со всем справимся. В ток-шоу используются следующие журналистские приемы: 1. Проблема рассказывается на частной истории человека. В июне 2015 года в эфир вышла программа об украинских беженцах в Беларуси. В студию были приглашены вынужденные переселенцы из Донецка и Луганска, которые поделились со зрителями своими историями. Прием помогает зрителям через личную трагедию человека, ощутить масштаб проблемы. Однако не в каждом выпуске «Дело принципа» присутствует история. Это скорее, исключение, чем правило. 2. В ток-шоу присутствуют видеосюжеты, о них отдельно уже рассказывалось. 3. Можно говорить так же и о том, что передача обладает четко выстроенной структурой: она состоит из трех частей, которые разделены рекламой, каждая из которых рассматривает отдельную область поднятой темы. Данная выстроенная схема не позволяет зацикливаться на одном вопросе, а дает возможность рассмотреть ее более детально. 4. Программа сценарно разработана, в ней присутствуют элементы: вступление, развитие, кульминация, развязка. (Приложение. сценарий) Следующий пункт нашего анализа— выявление стилистических приемов, которые используются в ток-шоу: 1. Мнения участников передачи расписаны заранее: -Конечно, перед тем, как программа выходит в эфир, мы тщательно подбираем участников: делаем разные комбинации гостей для каждой программы, потом выбираем наиболее сильный состав. Затем редакторы звонят экспертам, общаются с ними, узнают, интересна ли им предлагаемая тема и только после этого гостя приглашают на программу. Это делается для того, чтобы мнения экспертов не повторялись, а они могли внести что-то новое в обсуждение и интересное для телезрителя. (Наталия Селина, исполнительный продюсер ток-шоу «Дело принципа»). Стоит отметить, что состав участников в программе сильный. А в четырех главных создатели пытаются соблюдаеть паритет мнений. Если это тема «Вступление Беларуси в Болонский процесс», то два эксперт будут выступать за вступление, а два— против. В данном случае от экспертов зависеть какое мнение по обсуждаемому вопросу будет сформировано у телезрителей: какие аргументы приведут спикеры и насколько здравыми будут их рассуждения. Поэтому важно, чтобы в креслах были компетентные специалисты. 2. Ведущий — центральный персонаж передачи. Однако здесь можно не согласиться с данным критерием. Да, Вадим Гигин— модератор ток-шоу. Но в центре внимания программы— это проблема, а не личность ведущего. К тому же, как подчеркивалось ранее, в ток-шоу «Дело принципа» есть аналитик, который так же выполняет функции ведущего. Подобное решение не позволяет основному ведущему в большой степени концентрировать внимание на себе. Однако благодаря высокой степени эрудиции Вадим Гигин остро и убедительно ставит вопросы перед аудиторией, приводит только проверенные факты, последовательно и логично излагает свои мысли, что заставляет участников и зрителей думать и спорить. Вадиму Гигину больше удаются политические и экономические темы. В них он чувствует себя наиболее уверено. Его можно назвать иногда жестким, но решительным хозяином программы. В предыдущей главе нами были выделены пункты, согласно которым ведущий является лицом программы. В одном из них говорилось, что, как правило, ведущий программы медийная персона. Но, Вадим Гигин, историк по образованию, к шоу-бизнесу не имеет никакого отношения, что не соответствует одному из признаков ток-шоу. В отличие от Фила Донахью Вадим Гигин ведущий общественно-политического ток-шоу. Поэтому, правило «развлекать, поучая» не используется ведущим анализируемого ток-шоу. Ведущим применяются факты, примеры и все они носят аналитический характер. Можно сказать, что Вадим Гигин чувствует «градус» дискуссии. Поэтому, он грамотно распределяет время программы между всеми участниками: предоставляет слово экспертам программы, а также «забирает» его. Вадим Гигин не допускает беспорядка и бардака в студии: «…секунду, Валерий Федорович. Сейчас договорит Антон Болточко, потом Вы.» или: «…и есть вопрос у нашего журналиста, Григория Солонца, редактора информацинно-аналитического отдела газеты «Минская правда», пожалуйста, Григорий Васильевич, Вам слово…» Помимо этого, ведущий пытается объединить разные точки зрения, задает экспертам уточняющие вопросы, благодаря этому беседа становится более информативной. В конце каждой программы ведущий подводит итоги. В них он произносит мысль, которая была главной в течение всей программы: Вадим Гигин: «Вы знаете, наверное, в финале скажу банальные слова. Но, тем не менее, это слова, которые имеют ключевое значение в борьбе с коррупцией: не нужно надеяться только на государство, нужно подумать, что каждый из нас может сделать для того, чтобы этого зла в нашей стране стало хотя бы чуть-чуть меньше. Это было ток-шоу «Дело принципа» встречаемся по понедельникам…» Еще одной отличительной особенностью можно выделить, что в программе «Дело принципа», подвести итоги разговора предлагается и основным экспертам в четырех креслах. На это им дается 30 секунд, где спикеры для себя и зрителей формулируют основной тезис программы, который он хотел донести или к которому пришел в ходе программы. Уже упоминалось о зрителях, которые помимо основных участников присутствуют в студии, они не только обеспечивают реакцию на происходящие действия, их динамизм, появление в ходе разговора «неожиданных» вопросов, но и выражают свое мнение к происходящему при помощи пультов. Выделяя для себя экспертов, с которыми они согласны или не согласны. Зрители —это специально подобранные люди по определенным критериям: «Сегодня зрительскую аудиторию представляют разные слои и регионы. Самому младшему нашему участнику и зрителю шестнадцать лет, самому старшему семьдесят восемь. Сорок процентов зрительской аудитории составляют мужчины, шестьдесят процентов— женщины. Ну а моя задача следить за тем, как будет проходить голосование». (Соведущая Светлана Кнутова. Эфир 3 июня 2015 года) Модератор ток-шоу «Дело принципа» рассказывает, как выбирают зрителей ток-шоу: -Аудитория формируется по возрастному, гендерному и региональному признакам. Это делается для того, чтобы мнения людей в студии были наиболее разнообразными. Также мы стараемся приглашать в студию людей, заинтересованных в теме. Если это экономическая ситуация в стране, то мы приглашаем студентов экономического факультета. Ведь кому как не им будет интересно развитие дел в экономике Беларуси. Особое значение имеет работа со зрителями на съемочной площадке. Я рассказываю, как зрители должны вести себя во время записи, как работать с пультами и как вынести для себя полезную информацию. Итак, программа «Дело принципа» была соотнесена и проанализирована с классическими жанровыми элементами и признаками ток-шоу. В ходе исследования были выявлены следующие несоответствия: 1. Ведущий ток-шоу не является медийной персоной. Также Вадим Гигин не центральный элемент ток-шоу, так как в студии присутствует соведущий. 2. Отсутствует легкость разговора, как в классическом ток-шоу. Разговоры экспертов иногда сложные для восприятия, а иногда и вовсе становятся узкоспециализированными. 3. Практически всегда отсутствует история человека. Проблемы в ток-шоу «Дело принципа», как правило, рассматриваются в целом, а не на частном примере. Помимо различий с традиционным жанром ток-шоу, были определены следующие совпадения: 1. Четкая структура программа, которая разделена на три части. 2. Тщательная проработка всех участников дискуссии. 3. Ток-шоу «Дело принципа» формирует и корректирует общественное мнение 4. В ток-шоу присутствуют видеосюжеты (опросы) 5. В студии всегда обязательное присутствие аудитории зрителей. Таким образом, можно сделать вывод, что программу «Дело принципа» можно отнести к жанру ток-шоу, несмотря на некоторые несоответствия с жанровыми элементами и признаками ток-шоу. 2.3. Сравнительный анализ ток-шоу «Дело принципа» (телеканал ОНТ) и «Форум» (телеканал «Беларусь 1») В Беларуси ток-шоу пользуются особой популярностью. Сейчас на белорусском телевидении около пяти ток-шоу. Нужно сказать, что их особенность — это общественно- политическая тематика. Для анализа нами были взяты программы «Форум» на телеканале «Беларусь 1» и «Дело принципа» на телеканале ОНТ. Выбранные ток-шоу выходят в записи, по понедельникам, практически в одно и тоже время: ток-шоу «Дело принципа» в 21.05, а «Форум» в 20.00. Две эти программы позиционируют себя как общественно-политические, однако форма подачи и тематики у них разные. Для того чтобы выделить сходства и различия данных программ на белорусском телевидении, исследуем их по следующим пунктам: 1. Работа ведущего в студии. Рассмотрим не только профессионализм, но и компетентность в темах, умение «держать» зрителя, способность модерировать беседу. У ведущих выбранных ток-шоу, Вадима Гигина («Дело принципа») и Дмитрия Бочкова («Форум»), манера ведения программ отличается. Стоит сказать, что Вадим Гигин не имеет журналистского образования, он закончил исторический факультет БГУ. Поэтому, в первых выпусках программы чувствовалась неуверенность и осторожность ведущего. Так же можно отметить, что Вадиму Гигину часто присущ агрессивный стиль ведения ток-шоу: Г. Кастусёў: Мы імкнуліся рассказаць людзям праўду! В. Гигин: А Вы ее знали? Г. Кастусёў: Мы ведалі, ну, многія ведалі, як было сапраўды. І пры ўсем пры тым, мы ведалі яе гледзячы на паводзіны партыі, чыноўнікаў, В. Гигин: То есть вы догадывались? Это называется ОБС—одна бабка сказала. Г. Кастусёў: Не ОБС. Есць методыка… В. Гигин: Какая? Г. Кастусёў: Есть методика… В. Гигин: Расскажите нам! (Эфир 26 апреля 2016 года) Как видно, ведущий может перебить гостя, оборвать беседу и направить ее в нужное русло, тем самым, полностью контролируя разговор в студии. Однако профессионализм ведущего проявляется и в умении вне зависимости от своей точки зрения — оставаться нейтральным и проявлять уважение к оппонентам: «Да, Валерий Иванович, я сейчас сконкретизирую вопрос. Одни говорят, что была диктатура Януковича, другие говорят, что режим был слабый. Как это соотносится: диктатура и слабый режим?» (Эфир 22 февраля 2016 года) Несколько иная задача у соведущего. Он может позволить себе задать острый вопрос, неудобный. Высказать субъективную точку зрения, занять чью-либо сторону. Подкрепить свои слова цифрами либо видеоинформацией: «Действительно, у нас есть своеобразный рейтинг гендерного неравенства и вот каковы его результаты…» В отличии от Вадима Гигина Дмитрию Бочкову свойственна спокойная манера ведения программ. Он сдержан, сосредоточен. Выслушивает экспертов до конца, из-за чего беседа может выходить за рамки обсуждаемого и уходить от первоначальной темы разговора: Д. Бочков: Что думают представители крупного туристического бизнеса насчет предпочтений белорусов, я бы хотел пригласить в студию Директора одного из самых известных туристических предприятий в нашей страны Полина Хадкевич. -Действительно, в этом году… Тяжелый год будет, и все об этом знают… (Эфир 11 мая 2015 года) Но Дмитрий Бочков также профессионален: не принимает чьей-либо точки зрения и остается нейтральным. Например, 28 марта 2016 года в эфире «Беларусь 1» вышла программа «Форум» под названием «Страсти по коммуналке». В студию были приглашены гости, у которых возникли проблемы с выплатой тарифов. Однако Дмитрий Бочков не принимал их стороны, а пытался найти причину проблемы. И Вадим Гигин и Дмитрий Бочков тщательно готовятся к эфирам. Это видно по их уверенности в студии и умением апеллировать фактами, что привлекает зрителя, который сам выбирает, чья манера видения программы ему близка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|