ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Телевизионное ток-шоу в историческом контекстеОдним из самых популярных и интересных жанров тележурналистики является ток-шоу. Уже несколько десятков лет он привлекает внимание зрителей. Чтобы разобраться, почему этот жанр так популярен, необходимо вернуться к истокам его создания. Жанр был открыт совершенно случайно телеведущим Филом Донахью. Это было в 1967 году в городке Дейтон, штат Огайо, где Донахью работал телеинтервьюером. Во время прямого эфира, общаясь с гостем телепрограммы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Во время перерыва он пошел в зал к зрителям и стал расспрашивать, о чем еще можно поговорить с гостем студии. Его поразили некоторые вопросы и Донахью решил дать возможность людям задать свои вопросы в эфире [28, с.254]. Так начинается история одного из самых популярных современных жанров телевидения – ток-шоу. В дословном переводе с английского «ток-шоу» – это разговорное зрелище, разговорное представление. На американском телевидении, где впервые о себе заявил этот жанр, первыми его признаками считаются: непосредственность разговора в студии, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории. Первая программа в жанре ток-шоу Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, где в 1963−1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была местная телестанция с мизерным бюджетом, именно поэтому заполучить звезд шоу-бизнеса и известных политиков оказалось нелегко. Тогда Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждались в эфире. Премьера «The Phil Donahue Show» состоялась в том самом городе Дейтоне. Первым гостем стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой ведущий обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах. В течение той же недели в ноябре 1967 года он выдал в эфир фоторепортаж из родильного дома с подробным показом всех деталей и обсудил процесс родов с собравшимися в студии. Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами современного жанра. В последующих передачах Фил Донахью ввел правило общаться со зрителями. Он выходил к ним и говорил: «Не бойтесь задавать глупые вопросы – рекорд по глупости принадлежит мне! Не бойтесь выражать свои чувства как угодно!» [38, с. 254]. Шоу Фила Донахью строится по определенному признаку: аудитория активно участвует в обсуждении темы, чаще всего там есть гость главный собеседник. Бывают и люди, разбирающиеся в предмете разговора эксперты. Вот выдержка из пресс-релиза программы. «Пользующаяся в США широкой популярностью программа Донахью передается пять раз в неделю и специализируется на спорных или информативных темах и встречах с интересными людьми. Для каждой своей передачи, которая длится ровно час, Донахью выбирает только одну тему или одного человека, но освещает их живо и разносторонне... Зрители прямо с мест задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной... Острополемические программы дают зрителю новую информацию и одновременно развлекают его... Передачи транслируются из всех уголков страны и даже с пароходов, которые совершают круизы по Миссисипи» [8]. В конце 1980-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных появились свои ток-шоу. В ситуации некой негласной конкуренции ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам, но все больше приобретали скандальный характер [24, c. 67]. А ведущие ток-шоу в Америке становились самыми известными и наиболее высокооплачиваемыми тележурналистами. Сам Фил Донахью говорит о своей работе так: «Я встречался с лидерами государств, с профессиональными спортсменами, с артистами, учеными. С теми, кого собираются посадить в тюрьму, и с теми, кого собираются из тюрьмы выпустить. С гомосексуалистами, с лесбиянками, с хирургами. С соратником Гитлера и с летчиком, который сбросил бомбу на Хиросиму. Такие встречи не обязательно способствуют накоплению мудрости, но обязательно способствуют появлению множества вопросов» [17, c. 30-31]. Национальная академия искусств и наук США восемь раз присуждала Филу Донахью премию «Эмми» как «выдающемуся ведущему в номинации развлекательно-воспитательных программ». Известный девиз ток-шоу: «поучать, развлекая» активно использовался Филом Донахью. Но когда он «привел» свои ток-шоу в СССР это не сработало. Американский ведущий жаловался, что ему трудно работать с русской аудиторией: «…они прочитали длинные романы Толстого и Достоевского и хотят раскрыть перед микрофоном свою душу, рассказать сразу все, что знают» [17, c. 31]. Уже тогда Фил Донахью подметил, что советское ток-шоу не может быть американской калькой, зрителю нужно нечто свое, что отвечает славянской ментальности. Жители СССР, в том числе и белорусы, впервые увидели ток-шоу Фила Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из США и СССР. Эти передачи и сейчас остаются уникальными в тележурналистике. Помимо того, что трансляция осуществлялась из необычных мест, гостями ведущего были, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками становились зрители как в телестудии, так и у домашних телеэкранов. Эти телемосты не просто вошли в историю они произвели фурор. Их популярность росла по обе стороны океана. Пожалуй, один из самых известных Ленинград Бостон «Женщины говорят с женщинами», где обсуждались женские темы. В ходе беседы американская участница телемоста задала вопрос: «… У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». На что советская участница Людмила Иванова (в то время — администратор гостиницы «Ленинград» и представительница общественной организации «Комитет советских женщин») ответила: «Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!» (википедия) Но вырванная из контекста фраза «В СССР секса нет» стала не только крылатым выражением, но и сделала еще более популярным жанр ток-шоу [8]. Фил Донахью долгое время был первым в созданном им жанре, однако его последним проектом стало шоу «Донахью энд Познер», после чего ведущий был вынужден закончить карьеру. Похоже, приглашение «русского коммуниста» на американский телеканал ему не простили [38, c. 255]. Следующей законодательницей моды на ток-шоу стала Опра Уинфри, которую, согласно социологическим опросам, смотрели 99% американских семей. Она вошла в историю не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. В 1986 году на телеканале Эй-би-си стартует шоу Опры. В студийном павильоне полно народа. Он аплодирует, смеется, восторгается, удивляется, и тем самым создает атмосферу естественности, непринужденности и искреннего интереса. Никаких выступлений с мест. Ее ток-шоу это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала. Опра Уинфри не бегает по студии с микрофоном и не посылает помощников, как это происходит в ток-шоу Фила Донахью. Темы абсолютно конкретные факты из личной биографии: что, когда, с кем, какие были чувства и т.д. В студии она легко делится собственным опытом. Рыдает в кадре, рассказывая, как над ней издевался муж, и вместе с ней плачет вся Америка у своих телеэкранов. За время своего существования с 1986 по 2011 ток-шоу вышло 25 сезонов. Программа начала выходить в Чикаго в качестве получасового местного утреннего шоу. Первый выпуск вышел в эфир 2 января 1984 года и за короткий срок начал лидировать в рейтингах. 8 сентября 1986 года шоу обрело название «The Oprah Winfrey Show», ставшее мировым брендом, и начало выходить в эфир на национальном уровне. Шоу Опры было популярным и транслировалось в 146 странах мира. Программа является самым длительным ток-шоу в США и насчитывает 4561 эпизодов, разделенных на 25 сезонов. Оно стало самым высокорейтинговым ток-шоу в истории телевидения: еженедельно его смотрели 42 миллиона человек. Однако в ноябре 2009 года в одном из интервью Опра Уинфри заявила, что закроет свое ток-шоу после окончания 25 сезонов. Но чтобы не терять своих зрителей, она открывает свой собственный канал Oprah Winfrey Network. Последний оригинальный эпизод шоу вышел в эфир 25 мая 2011 года. В 2002 году шоу было включено в список «50 величайших шоу в американской истории по версии TV Guide». В студии Опры побывали все американские звезды. Именно ей Майкл Джексон признавался, что болен витилиго болезнью, которая вызывает осветление кожи. Часто гости студии получали путь на большое телевидение. Эта программа сыграла огромную роль в жизни тысяч людей. Прощание с Опрой можно назвать апофеозом, ведущую провожали Том Круз, Том Хэнкс, Мадонна, Уилл Смит. А Стиви Уандер написал специальную песню, которую исполнили Мадонна и Бейонсе. Одними из последних гостей были Барак Обама с женой. Опру по достоинству можно назвать Великой. На счету ее программы 45 наград Эмми. Она не переставала шокировать своих зрителей. Например, в 1988 году в студию привезли игрушечный грузовик с тридцатью килограммами сала. Так Опра показала, насколько ей удалось похудеть. Личным примером она хотела продемонстрировать, что у любого может получиться, раз ей это удалось. Или, например, 12 сентября 2004 года Опра шокировала зрителей в студии: каждый из них получил по автомобилю, то же повторилось и в 2010 году. Она явно демонстрировала каноны жанра: 80% шоу, 20% разговор. Жизненная философия Опры Уинфри: «Поражение бывает поражением до тех пор, пока ты его так не назовешь. Любое поражение в конечном итоге ведет к победе». Недаром Уинфри назвали королевой ток-шоу. То, как она общалась со своими гостями в студии, ее искренность, открытость, честность и позитив, никого не могли оставить равнодушным. Понятие ток-шоу на советском телевидении появилось в эпоху гласности и ассоциируется с именем Владимира Познера, который стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам. После этих передач В. Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возрастов. Во время эфиров В. Познер поражал зрителей глубокой погруженностью в тему, эрудицией, воспитанностью, доброжелательностью. В сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели это приводило к тому, что напряженное коллективное искание истины, диалоги Познера оказывали серьезное духовное воздействие на зрителей. Имя Владимира Познера не единственное, которое связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. Еще до того, как в лексиконе советского человека появился англоязычный термин «ток-шоу», обозначаемое им явление телепрограмм, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали. Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Тамары и Владимира Максимовой, перестроечный «Взгляд» с В. Листьевым, А. Любимовым и т. д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в СССР имел национальную самобытность, он был трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя было ощущение, что его голос может быть услышан. Нельзя не выделить Владислава Листьева и его передачу «Тема», которую также относят к первым российским программам в жанре ток-шоу. Он был автором, ведущим, сценаристом, руководителем и продюсером данной программы. Производилась «Тема» телекомпанией ВИD. В студии зрители и гости программы обсуждали актуальные проблемы современности, вели разговор о том, что интересно всем. Темы программы были в основном социальными: «Смертная казнь», «Жестокость в семье», «Изменение внешности и пола», «Развод. Почему при разводе дети чаще остаются жить с матерями?», «Умеем ли мы делать детей?». В студию так же, как и в американских ток-шоу, приходили советские звезды: Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Алексей Пьянов и др. За историю программы сменилось трое ведущих. С 31 января 1992 по 27 апреля 1994 года программу вел Владислав Листьев. В связи с его уходом в программу «Час пик» 4 мая 1994 года ведущей стала Лидия Иванова (вела программу по 28 марта 1995 года). С 1 октября 1996 ведущим был известный кинорежиссёр и шоумен Юлий Гусман. Однако в апреле 1999-го года появилась информация, что Ю. Гусман может уйти с поста ведущего ток-шоу, его заменит генеральный продюсер телекомпании «ВИД» Андрей Разбаш, поскольку Юлий Соломонович запускал своё собственное ток-шоу «Вечер с Юлием Гусманом», а, по его словам, «совмещать работу на двух проектами будет физически невозможно, поэтому он с удовольствием введет в «Тему» нового ведущего» [8]. Но никакой замены ведущего не произошло, и Ю. Гусман вёл «Тему» до самого её закрытия в марте 2000-го года. На западе принято называть ток-шоу по имени ведущих. Однако даже после гибели Владислава Листьева такой великолепный ведущий, как Юрий Гусман не смог полноценно заметить создателя одного из первых российских ток-шоу и переименовать его. В первые годы своего появления советские ток-шоу выходили исключительно в вечернее время в прайм-тайм. Однако во второй половине 1990-х годов по данным социологических исследований выяснилось, что ни одно ток-шоу не входит в двадцатку лидеров телепрограмм. Жанр, который по сути своей – это программа-лидер, должен ставить рекорды. Во всем мире принято правило: как только ток-шоу начинает терять свою аудиторию, сразу же поднимается вопрос о замене этой программы другой. Со временем ток-шоу приходит и в дневной эфир многих телевизионных каналов. Дневные ток-шоу становятся практически коммерческими проектами, которые заполняются рекламой и превращаются в «посиделки среди бела дня». В основном, это студии с удобными диванами, на которых приглашают узнаваемых звезд шоу-бизнеса, также желательно, чтобы ведущие данных программ были знаменитости, для привлечения рекламодателей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|