Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Телевизионное ток-шоу в историческом контексте




Одним из самых популярных и интересных жанров тележурналистики является ток-шоу. Уже несколько десятков лет он привлекает внимание зрителей. Чтобы разобраться, почему этот жанр так популярен, необходимо вернуться к истокам его создания.

Жанр был открыт совершенно случайно телеведущим Филом Донахью. Это было в 1967 году в городке Дейтон, штат Огайо, где Донахью работал телеинтервьюером. Во время прямого эфира, общаясь с гостем телепрограммы, Фил Донахью в какой-то момент понял, что вопросы у него закончились. Во время перерыва он пошел в зал к зрителям и стал расспрашивать, о чем еще можно поговорить с гостем студии. Его поразили некоторые вопросы и Донахью решил дать возможность людям задать свои вопросы в эфире [28, с.254]. Так начинается история одного из самых популярных современных жанров телевидения – ток-шоу.

В дословном переводе с английского «ток-шоу» – это разговорное зрелище, разговорное представление. На американском телевидении, где впервые о себе заявил этот жанр, первыми его признаками считаются: непосредственность разговора в студии, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории.

Первая программа в жанре ток-шоу Фила Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, где в 1963−1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была местная телестанция с мизерным бюджетом, именно поэтому заполучить звезд шоу-бизнеса и известных политиков оказалось нелегко. Тогда Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждались в эфире.

Премьера «The Phil Donahue Show» состоялась в том самом городе Дейтоне. Первым гостем стала Маделин О’Хэйр, атеистка, с которой ведущий обсуждал религиозные конфликты между учениками в колледжах. В течение той же недели в ноябре 1967 года он выдал в эфир фоторепортаж из родильного дома с подробным показом всех деталей и обсудил процесс родов с собравшимися в студии. Так жанр ток-шоу приобрел некий статус, сближающий его с чертами современного жанра. В последующих передачах Фил Донахью ввел правило общаться со зрителями. Он выходил к ним и говорил: «Не бойтесь задавать глупые вопросы – рекорд по глупости принадлежит мне! Не бойтесь выражать свои чувства как угодно!» [38, с. 254].

Шоу Фила Донахью строится по определенному признаку: аудитория активно участвует в обсуждении темы, чаще всего там есть гость ­ главный собеседник. Бывают и люди, разбирающиеся в предмете разговора ­ эксперты. Вот выдержка из пресс-релиза программы. «Пользующаяся в США широкой популярностью программа Донахью передается пять раз в неделю и специализируется на спорных или информативных темах и встречах с интересными людьми. Для каждой своей передачи, которая длится ровно час, Донахью выбирает только одну тему или одного человека, но освещает их живо и разносторонне... Зрители прямо с мест задают свои вопросы гостям, комментируют их мнения, выступают с собственными и подчас спорят друг с другом, что придает программе спонтанный характер и делает ее разнообразной... Острополемические программы дают зрителю новую информацию и одновременно развлекают его... Передачи транслируются из всех уголков страны и даже с пароходов, которые совершают круизы по Миссисипи» [8].

В конце 1980-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США ­ от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных ­ появились свои ток-шоу. В ситуации некой негласной конкуренции ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам, но все больше приобретали скандальный характер [24, c. 67]. А ведущие ток-шоу в Америке становились самыми известными и наиболее высокооплачиваемыми тележурналистами.

Сам Фил Донахью говорит о своей работе так: «Я встречался с лидерами государств, с профессиональными спортсменами, с артистами, учеными. С теми, кого собираются посадить в тюрьму, и с теми, кого собираются из тюрьмы выпустить. С гомосексуалистами, с лесбиянками, с хирургами. С соратником Гитлера и с летчиком, который сбросил бомбу на Хиросиму. Такие встречи не обязательно способствуют накоплению мудрости, но обязательно способствуют появлению множества вопросов» [17, c. 30-31].

Национальная академия искусств и наук США восемь раз присуждала Филу Донахью премию «Эмми» как «выдающемуся ведущему в номинации развлекательно-воспитательных программ». Известный девиз ток-шоу: «поучать, развлекая» активно использовался Филом Донахью. Но когда он «привел» свои ток-шоу в СССР ­ это не сработало. Американский ведущий жаловался, что ему трудно работать с русской аудиторией: «…они прочитали длинные романы Толстого и Достоевского и хотят раскрыть перед микрофоном свою душу, рассказать сразу все, что знают» [17, c. 31].

Уже тогда Фил Донахью подметил, что советское ток-шоу не может быть американской калькой, зрителю нужно нечто свое, что отвечает славянской ментальности.

Жители СССР, в том числе и белорусы, впервые увидели ток-шоу Фила Донахью в 1986 году. Его имя связано с телемостами, соединившими в прямом эфире людей из США и СССР. Эти передачи и сейчас остаются уникальными в тележурналистике. Помимо того, что трансляция осуществлялась из необычных мест, гостями ведущего были, как правило, выдающиеся специалисты, герои дня и знаменитости, а непосредственными участниками становились зрители ­ как в телестудии, так и у домашних телеэкранов.

Эти телемосты не просто вошли в историю ­ они произвели фурор. Их популярность росла по обе стороны океана. Пожалуй, один из самых известных Ленинград ­ Бостон «Женщины говорят с женщинами», где обсуждались женские темы. В ходе беседы американская участница телемоста задала вопрос: «… У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?». На что советская участница Людмила Иванова (в то время — администратор гостиницы «Ленинград» и представительница общественной организации «Комитет советских женщин») ответила: «Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!». После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила: «Секс у нас есть, у нас нет рекламы!» (википедия) Но вырванная из контекста фраза «В СССР секса нет» стала не только крылатым выражением, но и сделала еще более популярным жанр ток-шоу [8].

Фил Донахью долгое время был первым в созданном им жанре, однако его последним проектом стало шоу «Донахью энд Познер», после чего ведущий был вынужден закончить карьеру. Похоже, приглашение «русского коммуниста» на американский телеканал ему не простили [38, c. 255].

Следующей законодательницей моды на ток-шоу стала Опра Уинфри, которую, согласно социологическим опросам, смотрели 99% американских семей.

Она вошла в историю не только в Соединенных Штатах, но и во всем мире. В 1986 году на телеканале Эй-би-си стартует шоу Опры. В студийном павильоне полно народа. Он аплодирует, смеется, восторгается, удивляется, и тем самым создает атмосферу естественности, непринужденности и искреннего интереса. Никаких выступлений с мест. Ее ток-шоу ­ это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала. Опра Уинфри не бегает по студии с микрофоном и не посылает помощников, как это происходит в ток-шоу Фила Донахью.

Темы абсолютно конкретные ­ факты из личной биографии: что, когда, с кем, какие были чувства и т.д. В студии она легко делится собственным опытом. Рыдает в кадре, рассказывая, как над ней издевался муж, и вместе с ней плачет вся Америка у своих телеэкранов. За время своего существования с 1986 по 2011 ток-шоу вышло 25 сезонов.

Программа начала выходить в Чикаго в качестве получасового местного утреннего шоу. Первый выпуск вышел в эфир 2 января 1984 года и за короткий срок начал лидировать в рейтингах. 8 сентября 1986 года шоу обрело название «The Oprah Winfrey Show», ставшее мировым брендом, и начало выходить в эфир на национальном уровне.

Шоу Опры было популярным и транслировалось в 146 странах мира. Программа является самым длительным ток-шоу в США и насчитывает 4561 эпизодов, разделенных на 25 сезонов. Оно стало самым высокорейтинговым ток-шоу в истории телевидения: еженедельно его смотрели 42 миллиона человек.

Однако в ноябре 2009 года в одном из интервью Опра Уинфри заявила, что закроет свое ток-шоу после окончания 25 сезонов. Но чтобы не терять своих зрителей, она открывает свой собственный канал Oprah Winfrey Network.

Последний оригинальный эпизод шоу вышел в эфир 25 мая 2011 года. В 2002 году шоу было включено в список «50 величайших шоу в американской истории по версии TV Guide».

В студии Опры побывали все американские звезды. Именно ей Майкл Джексон признавался, что болен витилиго ­ болезнью, которая вызывает осветление кожи. Часто гости студии получали путь на большое телевидение. Эта программа сыграла огромную роль в жизни тысяч людей. Прощание с Опрой можно назвать апофеозом, ведущую провожали Том Круз, Том Хэнкс, Мадонна, Уилл Смит. А Стиви Уандер написал специальную песню, которую исполнили Мадонна и Бейонсе. Одними из последних гостей были Барак Обама с женой.

Опру по достоинству можно назвать Великой. На счету ее программы 45 наград Эмми. Она не переставала шокировать своих зрителей. Например, в 1988 году в студию привезли игрушечный грузовик с тридцатью килограммами сала. Так Опра показала, насколько ей удалось похудеть. Личным примером она хотела продемонстрировать, что у любого может получиться, раз ей это удалось. Или, например, 12 сентября 2004 года Опра шокировала зрителей в студии: каждый из них получил по автомобилю, то же повторилось и в 2010 году. Она явно демонстрировала каноны жанра: 80% шоу, 20% ­ разговор.

Жизненная философия Опры Уинфри: «Поражение бывает поражением до тех пор, пока ты его так не назовешь. Любое поражение в конечном итоге ведет к победе». Недаром Уинфри назвали королевой ток-шоу. То, как она общалась со своими гостями в студии, ее искренность, открытость, честность и позитив, никого не могли оставить равнодушным.

Понятие ток-шоу на советском телевидении появилось в эпоху гласности и ассоциируется с именем Владимира Познера, который стал известен телезрителям как партнер Фила Донахью по телемостам. После этих передач В. Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возрастов. Во время эфиров В. Познер поражал зрителей глубокой погруженностью в тему, эрудицией, воспитанностью, доброжелательностью. В сочетании с сильной волей и ясным пониманием цели ­ это приводило к тому, что напряженное коллективное искание истины, диалоги Познера оказывали серьезное духовное воздействие на зрителей.

Имя Владимира Познера не единственное, которое связано с зарождением подобных программ на советском телевидении. Еще до того, как в лексиконе советского человека появился англоязычный термин «ток-шоу», обозначаемое им явление ­ телепрограмм, в которых в студии присутствовали зрители, горячо обсуждающие предложенную проблему, уже существовали. Это был «12 этаж» Э. Сагалаева, «Музыкальный ринг» Тамары и Владимира Максимовой, перестроечный «Взгляд» с В. Листьевым, А. Любимовым и т. д. Можно утверждать, что жанр ток-шоу в СССР имел национальную самобытность, он был трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя было ощущение, что его голос может быть услышан.

Нельзя не выделить Владислава Листьева и его передачу «Тема», которую также относят к первым российским программам в жанре ток-шоу. Он был автором, ведущим, сценаристом, руководителем и продюсером данной программы. Производилась «Тема» телекомпанией ВИD. В студии зрители и гости программы обсуждали актуальные проблемы современности, вели разговор о том, что интересно всем. Темы программы были в основном социальными: «Смертная казнь», «Жестокость в семье», «Изменение внешности и пола», «Развод. Почему при разводе дети чаще остаются жить с матерями?», «Умеем ли мы делать детей?». В студию так же, как и в американских ток-шоу, приходили советские звезды: Алла Пугачева, Андрей Макаревич, Алексей Пьянов и др. За историю программы сменилось трое ведущих. С 31 января 1992 по 27 апреля 1994 года программу вел Владислав Листьев.

В связи с его уходом в программу «Час пик» 4 мая 1994 года ведущей стала Лидия Иванова (вела программу по 28 марта 1995 года).

С 1 октября 1996 ведущим был известный кинорежиссёр и шоумен Юлий Гусман. Однако в апреле 1999-го года появилась информация, что Ю. Гусман может уйти с поста ведущего ток-шоу, его заменит генеральный продюсер телекомпании «ВИД» Андрей Разбаш, поскольку Юлий Соломонович запускал своё собственное ток-шоу «Вечер с Юлием Гусманом», а, по его словам, «совмещать работу на двух проектами будет физически невозможно, поэтому он с удовольствием введет в «Тему» нового ведущего» [8]. Но никакой замены ведущего не произошло, и Ю. Гусман вёл «Тему» до самого её закрытия в марте 2000-го года.

На западе принято называть ток-шоу по имени ведущих. Однако даже после гибели Владислава Листьева такой великолепный ведущий, как Юрий Гусман не смог полноценно заметить создателя одного из первых российских ток-шоу и переименовать его.

В первые годы своего появления советские ток-шоу выходили исключительно в вечернее время в прайм-тайм. Однако во второй половине 1990-х годов по данным социологических исследований выяснилось, что ни одно ток-шоу не входит в двадцатку лидеров телепрограмм. Жанр, который по сути своей – это программа-лидер, должен ставить рекорды. Во всем мире принято правило: как только ток-шоу начинает терять свою аудиторию, сразу же поднимается вопрос о замене этой программы другой. Со временем ток-шоу приходит и в дневной эфир многих телевизионных каналов. Дневные ток-шоу становятся практически коммерческими проектами, которые заполняются рекламой и превращаются в «посиделки среди бела дня». В основном, это студии с удобными диванами, на которых приглашают узнаваемых звезд шоу-бизнеса, также желательно, чтобы ведущие данных программ были знаменитости, для привлечения рекламодателей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных