ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Типологические особенности телевизионного ток-шоу
В процессе создания журналистского произведения автор находится в ситуации выбора наиболее эффективного пути решения стоящей перед ним творческой задачи, которая может быть реализована в различных жанрах журналистики. У каждого из них есть свои признаки и характеристики, без знания которых вряд ли можно подготовить журналистский материал. Для того, чтобы выявить типологические особенности жанра ток-шоу, необходимо для начала разобраться в понятии «жанр», затем узнать, к какой группе жанров исследователи относят ток-шоу, а затем сосредоточиться на его специфике. В теории литературоведения и журналистики существуют различные подходы в определении понятия «жанра». Обусловлено это разноплановостью данного понятия, так как в каждом виде искусства, в литературе, в журналистике существует свой «набор» жанров, которые обладают специфическими свойствами и признаками. Само определение «жанр» в разных источниках формулируется по-разному. Так, по мнению профессора факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета М.Н. Кима, журналистские жанры – это «устойчивые типы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками» [15, c. 6]. В учебнике Г.В. Кузнецова «Телевизионная журналистика» жанр рассматривается как «исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий рядом относительно устойчивых признаков» [18, c. 172]. Известный исследователь Воронежского государственного университета Л.Е. Кройчик определяет жанр как «относительно устойчивую структурно-содержательную организацию произведения, обусловленную своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца» [16, c. 140]. Свое определение жанра дает и белорусский исследователь Д.Л. Яконюк, который считает, что семантика слова «жанр» напрямую связана с его переводом из французского языка и обозначает род либо вид журналистского произведения, которые создаются на основе использования и синтеза устойчивых традиционных форм журналистики [40, c. 8]. Формулировки, как можно видеть, разные, но суть их одна: жанр в журналистике – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой совокупность специфических содержательных и структурно-композиционных признаков [39, c. 52]. Как справедливо отмечал российский критик М.М. Бахтин, «жанр всегда и тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр возрождается и обновляется на каждом новом этапе развития литературы и в каждом индивидуальном произведении данного жанра… Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр – представитель творческой памяти в процессе литературного развития» [15, c. 8]. Эту мысль можно дополнить высказыванием академика Д.С. Лихачева, которые писал, что «жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически» [15, c 9]. Переходим к определению понятия «ток-шоу» и его месту в системе жанров телевизионной журналистики. Исследователи телевизионной журналистики Н.В. Вакурова и Л.И. Московкин характеризуют ток-шоу как разговорный жанр, современный аналог теледискуссии, который произошел от английского talk–show – разговорное представление, и является западным жанром, адресованным «не всем, но каждому» [6, c.10]. Существует также и такое определение понятия: «Ток-шо́у – вид телепередачи, в котором несколько приглашённых участников ведут обсуждение предлагаемой ведущим темы. Как правило, при этом присутствуют приглашённые в студию зрители. Иногда зрителям предоставляется возможность задать вопрос или высказать своё мнение» [8]. Есть мнение, что классическое ток-шоу – это треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии. Каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью» [19, c. 15]. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна: это герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, что залог успешного ток-шоу – это чувство юмора ведущего. Герой должен уметь смеяться над собой и обладать эрудицией. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», Г.В. Кузнецов приходит к мнению, что «…это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала» [17, c. 30]. Телевизионное ток-шоу является смешанным жанром, в котором компилируются элементы различных жанров: - информационных (репортаж, интервью); - аналитических (дискуссия, обозрение); - художественно- публицистических (очерк, зарисовка). Пока у жанра ток-шоу не было определенных границ (как и самого термина), в нем происходили всяческие изменения и открытия, не только творческие, но и социальные. Существует несколько разновидностей ток-шоу, поэтому они могут быть классифицированы по разным критериям. Так, Н.В. Вакурова различает следующие виды ток-шоу: · Телемост – вариант разговорного жанра типа ток–шоу, использующий возможность зрелищного противопоставления контрастных по ментальности аудиторий, двух или более, как правило, географически удаленных друг от друга с помощью техники спутниковой связи. Причем каждая участвующая аудитория имеет своего ведущего и от его личных данных («харизмы») в значительной степени зависит частота включения и успех представляемой его аудиторией стороны. Фактически телемосты с США (Фил Донахью – Владимир Познер) явились фактором окончательного утверждения прямого эфира на отечественном телевидении. · Теледебаты – вариант разговорного жанра типа ток–шоу или дискуссии, совмещающий элементы интервью, дискуссии и даже репортажа, использующий зрелищность предвыборной конкуренции кандидатов. Является необходимой составляющей цивилизованной предвыборной кампании: вынуждает кандидатов конкретизировать, идентифицировать и персонифицировать предлагаемую программу и позволяет аудитории структурироваться по электоратам в соответствии с полученной информацией. · Беседа – жанр аналитической публицистики, диалог или полилог, иногда с использованием вспомогательных кино- или фотодокументов (коротких сюжетов), как правило, без выраженной конфронтации сторон (то есть не переходящее в дискуссию, эффективное, по Э. Берну, общение перед экраном). Существует, по крайней мере, в двух формах – посвященная конкретной общественно значимой теме или с участием людей, само появление которых на экране способно привлечь аудиторию (ньюсмейкеров). На современном телевидении чаще всего бывает включена в ток-шоу. · Дискуссия – жанр аналитической публицистики, обычно полилог с участием ведущего и не менее чем двух носителей контрастных точек зрения на некую общественно–значимую проблему, или любых ньюсмейкеров, одновременное появление которых в кадре символизирует некую противоположность. Поскольку дискуссия чаще всего транслируется без видеоряда, зрелищность зависит от профессионализма ведущего в выборе участников, подготовке проблемы, умения импровизировать по ходу беседы. Разновидностью дискуссии являются теледебаты. На современном телевидении чаще всего бывает включена в ток–шоу [6, c. 23-24]. В основе классификации исследователей Н.П. Задорожной и И.А. Чистяковой, помимо перечисленного, за пределами рассмотренных критериев в оценке разновидностей ток-шоу остался еще один. Этот критерий – характер вопросов [1, c. 13]. Выделяют два типа вопросов: открытый и закрытый. В настоящее время чаще всего используется вторая форма ток-шоу, с альтернативным вопросом в основе. Так строились популярные программы белорусского телевидения 1990-х-2000-х гг.: «Выбор», «5х5», сейчас так работает «Дело принципа». Динамику такой программе задает конфликт, который авторы ток-шоу закладывают в самой формулировке вопроса. Аудитория условно делится на два лагеря, и участники каждого доказывают свою правоту. В таком ток-шоу главное, чтобы противоборствующие стороны были в одной «весовой категории» и сумели наиболее полно раскрыть и представить свою позицию. Форма ток-шоу, основанная на открытом вопросе, не менее эффективна и так же присутствует в телеэфире. Это, например, такие программы, как «Форум» на телеканале «Беларусь 1». Основной вопрос программы (открытого типа) может быть раскрыт только через разнообразные мнения участников. Сложность организации и проведения ток-шоу такого типа заключается в том, что эта форма требует приглашения участников дискуссии очень высокого уровня, мнения которых интересны зрителям. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отнесение жанра ток-шоу к определенной группе жанров не будет наверняка правильной. Например, белорусский исследователь ток-шоу Д.Л. Яконюк относит ток-шоу к публицистическим жанрам, а по структуре жанровой композиции выделяет следующие виды: 1. Информационно-аналитические; 2. Социально-публицистические; 3. Познавательно-развлекательные [40, c. 15]. В то время как московская и питерская школа журналистики относит ток-шоу к аналитическим жанрам. Масштабная работа по построению структурной системы тележурналистских жанров была проведена Л.Е. Кройчиком. Она представляется наиболее соответствующей специфике жанров тележурналистики по нескольким аспектам. Во-первых, Л. Е. Кройчик уточняет терминологию. Вместо понятия «аналитические» он вводит в научный оборот более точное – «исследовательские» жанры. Ведь, строго говоря, журналистскую работу можно назвать «исследовательской», если под этим термином понимать поиск ответов на вопросы. А различный характер исследования, его глубина стали основой жанровой типологизацией. Во-вторых, классификация Л. Е. Кройчика не разрушает привычную для телевидения классическую систему жанров (именно эта система представлена во всех учебниках по тележурналистике), а лишь приводит ее в соответствие с современной практикой отражения действительности. Разделение всех жанров на пять групп вместо традиционных трех уточнило местонахождение вновь образованных и так называемых «гибридных» жанров. Перечислим эти группы: 1. Оперативно-новостная группа (информационная заметка во всех ее разновидностях) – это всегда сообщение о событии; 2. В основе оперативно-исследовательских жанров (интервью, репортаж, отчет) лежит истолкование оперативных событий; 3. Исследовательско- новостные жанры (корреспонденция, комментарий, рецензия), сохраняя новостное (событийное) ядро передаваемой информации, оценивают факты, анализируют проблемы; 4. Исследовательские жанры (статья, письмо, обозрение) базируются на логически рациональном анализе фактов, опираются на систему рассуждений журналиста, в них сопоставляются противоположные точки зрения; 5. В исследовательско- образных жанрах (очерк, эссе, фельетон, памфлет) отражаются психологизм личности, поступки и переживания действующих лиц, создается галерея образов. В-третьих, в характеристику жанров вводится определение «оперативность», что для тележурналистики имеет принципиальное значение. В результате перевода структурно-жанровой модели Л. Е. Кройчика на язык телевидения, типологическая система жанров телевизионной журналистики представлена следующими группами: · оперативно-новостная: устное информационное сообщение и видеосюжет; · оперативно-исследовательская: телевизионное интервью, пресс- конференция, телерепортаж, телевизионный отчет; · исследовательско-новостная (в данном случае термин «новостная» обозначает не информационную программу, а наличие события как новостной основы жанра): комментарий, журналистское расследование; · исследовательская: ток-шоу, обозрение, дискуссия, дебаты, беседа; · исследовательско-образная: телевизионный очерк, эссе, телефельетон, телепамфлет [16, c. 150-152]. Согласно данной классификации, ток-шоу относится к группе публицистическо- исследовательских жанров, если не включать сюда развлекательные ток-шоу. Рассмотрим специфику жанра ток-шоу подробнее. В качестве основных характеристик выделим следующие пункты: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|