Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Н .Бердяев. Русская идея




 

Одна из основных тем Бердяева, которую он незабывал на всех этапах и поворотах своего творчества была - "русская идея". От своих самых первых книг, до подводящей итог исследованиям монографии "Русская идея" он пишет о России, особенностях ее национального духа и мысли. Б разделяет укоренившийся на западе да и бытовавший в России тезис о "России - загадке", о "загадочности русской души" считая, что для разрешения этой загадки необходимы нетрадиционные подходы и прежде всего теологический подход. "Мы должны осознать русскую религиозную идею и из нее понять все противоречия в России". Данное утверждение становится основной методологической посылкой историческо-философских размышлений Б о "русской идее". В основу формирования национальных особенностей русской души, русского национального типа Б положил два противоположных начала: 1) природная, языческая стихия; 2) аскетически ориентированное православие. Вот что он пишет по этому поводу: "Противоречивость русской души, определяется сложностью исторической судьбы, столкновением и противоборством в ней восточного и западного элементов. Душа русского народа была сформирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию... Но в душе русского человека остался сильный природный элемент, связанный с необъятностью русской зем ли, что создает у русского народа впечатление о необъятной мощи и непобедимости земли русской". Однако эта проблема имеет и другую строну. Государственное обустройство таких огромных территорий требовало от русского народа неимоверного напряжения сил и бесчисленных жертв. "Можно было бы сказать, что русский народ пал жертвою необъятности своей земли, своей природной стихии". Кроме того, отмечает Б национальные особенности каждого народа определяются также и соотношением в нем мужского и женского начала. В России преобладает женское начало (Б. говорит даже о "вечно бабьей" русской душе), связанное с культом матери-земли и культом Богоматери. Земля представлялась последней заступницей русского народа, а материнство - основной категорией его мировоззрения. Поэтому, считает Б., русскому народу ближе БогородицаЗаступница, чем сам Христос. Продолжая свои размышления о противоположных началах русской души, Б. пишет: "Для русских характерно совмещение и сочетание полярно-противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать лишь противоречиями. Русский народ можно с одинаковым основанием характеризовать как народ государственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ, склонный к национализму и национальному самомнению, и народ универсального духа, более всех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный..." Указанные противоречия Б. находит и исследует во всех пяти периодах русской истории: киевском, времени татарского ига, московском, петровском, советском. Как отмечает Б., самым плохим, душным, наиболее азиатско-татарским по своему типу был московский период. В нем зародились деспотизм и тоталитаризм, а лучшим, отвечающим потребностям русского народа,- петровский. Но реформы Петра, столь благотворно сказавшиеся на развитии русской государственности и культуры, привели к тому, что народ окончательно попал под власть крепостного права. От реформы Петра, по мысли Б., идет дуализм русского народа (основа которого была заложена в московском периоде), увеличение разрыва между верхними слоями общества и народом. Киевский период характеризовался высокоразвитой самобытной культурой. Это был период распространения православия. Период татарского ига стал временем широкого распространения православия на Руси. Именно в это время церковь приобретает огромное влияние в народе. Православная идея становится тем объединяющим фактором, вокруг которого сплотился русский народ в борьбе за свободу. "Московская Россия имела высокую культуру с органически целостным стилем, очень выработанные формы быта... Это была культура христианизированного татарского царства... Но в московском царстве очень слаба и невыражена была культура мысли. Московское царство было почти безмысленным и бессловесным, но в нем было достигнуто значительное оформление стихии..." После падения Византийской империи, второго Рима, самого большого в мире православного царства, в русском народе пробудилось сознание, что русское, московское царство остается единственным православным царством в мире, и что русский народ - единственный носитель православной веры. Доктрина о Москве как третьем Риме стало идеологическим базисом образования московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи. Мессианское сознание столь укрепилось в народе, что "на греческую церковь, от которой русские получили православие, перестали смотреть как на истинно православную церковь... И когда при патриархе Никоне началось исправление ошибок в богослужебных книгах по греческим образцам и незначительные изменения в обряде, то это вызвало бурный протест народной религиозности". Таким образом произошел раскол, который нанес первый удар идеи Москвы как третьего Рима. "Ошибочно думать, что религиозный раскол был вызван исключительно обрядоверием русского народа, что в нем борьба шла исключительно по поводу двухперстного или трехперстного знамения Христа и мелочей богослужебного обряда. Вопрос шел о том, есть ли русское царство истинно православное царство, т. е. исполняет ли русский народ свое мессианское призвание... В народе проснулось подозрение, что православное царство, третий Рим, повредилось, произошла измена истинной вере... Народное православие разрывает с церковной иерархией и с государственной властью. Истинное православное царство уходит под землю. С этим связана легенда о граде Китеже, скрытом под озером", который символизирует истинное царство, основанное на правде. На протяжении всей истории для русского народа было характерно искание этого царства правды и справедливости, так как в видимом царстве царит неправда. "Раскол входит в жизнь русского государства и становится его определяющей чертой. Так и русская интеллигенция XIX в. будет раскольничать и будет искать это мифическое царство правды". Следующий удар по третьему Риму был нанесен реформами Петра. Они носили насильственный характер. Петр силой вводил европейские порядки на русской земле. Период петровских преобразований – это время, когда в русской душе происходила борьба запада и востока. Реформы Петра произвели разрыв между властвующими слоями общества и народными массами. Они окончательно закрепили крепостную зависимость русского народа. Культура России XVIII в. была подражанием, причем весьма поверхностным, Западу. Уровень науки и образования был крайне низок. Большое значение Б. придавал такому явлению в духовной жизни России XVIII в. как массонство. Лучшие русские люди были массонами. Это было первое свободное общество в России, которое занималось просветительской деятельностью. Им был характерен мистицизм, таинственность. И во время правления Екатерины II массонские ложи были запрещены из-за политических опасений. По мнению Б., массонство подготовило пробуждение философской мысли в России.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных