ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рационализм и иррационализм в философии XIX в. Становление неклассической философии.
Рационализм. - учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необх-сть - логические признаки всеобщего знания - не м.б. выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель, Фихте, Шеллинг.) Р. возник как попытка объяснить логич-е особен-ти истин матем-ки и матем-го естествознания. Ограниченность Р. – в отрицании опыт-го происхожд-я всеобщности и необход-ти достоверного знания. Огран-сть б. преодолена марксизмом, рассм. познание в единстве с практикой. Р.им. многостор-е проявл-я в раз-х обл-х знания. Рационалисты – нем класс фил – Фихте, Гегель, Шеллинг (ранний, поздний – иррац-ст), Конт, Маркс. Фихте (1768 - 1814) восхищался Кантом. Приехал к нему и показал сочинение. Но Кант очень настороженно отнесся к его идеям, а когда он уехал Кант отрекся. Ф. ГЛУБОКО АНАЛИЗИРОВАЛ СУЩ-ТЬ. Ф. рассуждал, отталкиваясь от Канта: вещи в себе, ноумены, сущности, о к-ых мы ничего знать не можем. Сосред-ся на опыте, на вещах о нас. А если сосред-ся, то гл.роль играет субъект. Поэт. Надо исходить из 3-х тезисов:1. Я полагаю Я (я–есть субстанция,я–есть исход-е положение.). Ф. выступает субъективным, т.к. он делает субъект исходным. 2. Я полагаю не Я (не Я – то, что мной не явл-ся. Я мыслю жив-ми,…, то Я полагаю Я.). 3. Я полагаю Я и Я полагаю не Я. Шеллинг (1775-1854). В его творчестве происх-ли изменения во взглядах. Учился у Гегеля. В отличие от Фихте, интер-ся естествоз-м. Новая ф-я не может отвлечься от достижения науки,=>он стремился более предметно представить мир. Ш. пытался понять как это происх-т объективно, а не в уме. Его мысль: сущ-ет первично некий абсолют. Этот абсолют раздваивается на нечто реальное, и нечто идеальное, наход-ся в единстве. Реальными явл-ся масса, энергия, инф-я, а идеальное – свет, магнитные волны. Они сущ-ют, но не совпадают. Сущ-юя растения, животные и чел-к. Этот процесс идет дальше. Раздваивание происходит в самом сознании. Появл-ся наука и ф-ия (исслед-ся дух-й мир).Наука иссл-т матер-е процессы. Высш. материей предстает искусство. (У Гегеля 1. ступень искусство, 2. религия, 3.ф-я - вершина). Гегель пост-л з-чу превратить фил-ю в систематизир-ю науку. Осн. принципы (Харин): 1)Принцип тождества мышления и бытия: мышление, а бытие духовно, идеально.2) Пр-п единства субъекта и объекта: реальность (идеи) есть объект и субъект, идея сама познает себя.3)Пр-п развития, как самопознания идеи. Самопоз-е идеи осущ-ся диалектически: путем самоотрицания действ-сти.4)Пр-п восхожд-я от абстрактного к конкретному: движение понятий начинается с наиболее абстрактных категорий и кончается конкретным знанием.5) Пр-п единства историч. и логич-го. Фил-я Г. внутр. противоречива. Разл-т две стороны в фил-и Г.: диалектический метод и метафизическую консервативную систему. Система Гегеля. В развитой Гегелем позже фил-й системе абсолютная идея выст-т в трех формах: в виде чистых логич-х сущ-й, в форме инобытия идеи – природы, в разл-х формах инобытия духа. Соот-но пол-ся 3 ч-ти системы: логика, философия природы, философия духа. Логика занимает центр-е место в системе Г.,ее предметом явл-ся сама абсолютная идея,. Развертыв-я в логике свои моменты как категории и составляющая основу, существо всей действ-ти. Чистые логические сущности первичны но отношению к дейст-ти, в своей совокупности явл-ся ее демиургом. В корне ложный идеалистический принцип тождества мышления и бытия как исходная предпосылка логики явл-ся осн.всех искусств, построений идеалиста Г. (поставил проблему единства логики, диалектики и теории познания) Лог-е категории Г. рассм-л как всесторонне связанные, переходящие д руг в друга. Логика Г. распадается на учения о: бытии, сущности, понятии. 1) Учение о бытии. Чистое бытие образует начало. оно равно ничто,Истиной бытия и ничто является их взаимопереход, исчезновение друг в друге, или становление. Т.о., выявляются три необходимых момента бытия—триада: бытие (тезис), ничто (антитезис), становление (синтез). Как идеалист Г. считал, что принцип становления (развития) имеет силу лишь в царстве духа; природа же хотя и существует во времени, но во времени она не развивается, а лишь разнообразится в пространстве. Три категории (качество, количество, мера) сост осн.содерж-еуч.о бытии. 2)учения о сущности. Гл.проблемой – явл,проблема противоречия и связанных с ней категорий., рассм-л противоречие как источник самодвижения и саморазвития. Абсолютное. основание проходит три ступени: форма и сущность, форма и материя, форма и содержание, причем в этом единстве содержания и формы решающую роль он отводил содержанию и подчеркивал объективность формы.. Закон есть пребывающее, устойчивое отображение сущест-го или являющегося мира - крайне абстрактно. Г. различает формальную и реальную возможности Анализируя процесс относительной необходимости или, что то же, реальной возможности Г. указывал на три момента: 1) условие, 2) предмет 3) деятельность.. 3)учение о понятии. Понятие - не есть простая форма мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Понятие есть абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. Идеализм этой концепции очевиден. Рацион-м моментом-явл.указ. на диалект-ю связь между общим, особенным и единичным. Иррационализм ---фил-е уч-е, настаивающее на ограниченности познават-х возмож-й разума и мышления, признающее осн. родом познания чувство, интуицию, инстинкт и т. д. Действи-сть счит-ся хаотичной, подверженной игре случая. Ир-кие учения возникают в переломные эпохи развития общ-ва и выдвигаются обычно в виде разрозн-х идей, настроений, сформулир-х в афоризмах. На рубеже 19-20вв. – фил-я жизни, пытавшаяся преодолеть ограниченность механистического материализма с идеал-х позиций. В центре-понятие жизни как абсолютного, универсального, бесконечно уникального начала жизни, котор., в отличие от материи и сознания, активно, многообразно, вечно движется. жизнь нельзя познать чувством или разумом, постиг. только интуитивно, доступна лишь переживанию. Появл-ся ряд ирр-ких учений, и прежде всего фил-я жизни. В 30-е годы 20в выдвигается др разновидность И. – экзистенциализм. И-ие мотивы четко проявились и во фрейдизме. Артур Шопенгауэр (1788--1860) последователь Канта, особенно его учения об априорных формах чувственности. выделял два аспекта постигания субъекта или Я: тот, который дан в качестве объекта восприятия, и ото, котор. сам по себе, то есть проявлением воли. Мир обусл. субъектом и ограничен сф. видимости. Сторонник волюнтаризма, Сознат-я воля у него подчинена слепой, неразумной, бесцельно действ-й мир. воле. Критика кантовской вещи в себе трансформи-сь в утвержд-и воли к жизни в качестве осн. движущего фактора развития. Все явления суть разные ступени объективации воли. Познание, в т.ч. научное, имеет приспособительный хар-р. Этич-й идеал Ш - нирвана, полный аскетизм, умерщвление воли. Др. путь освобожд. от страданий --- искусство, худож-к созерцает саму сущн. воли и ее адекв. вечные объективации (идеи). Ницше Фридрих (1844-1900). Положения, к-е сост-ют учение у Н.: 1. Воля к власти (в жизни – дионис-е начало–бурное, яркое и апполонское – доброе, мягкое). 2. Наличие суперменов, белокурой бестии, где начало абсолютизируется. Это сущ-ва, к-е отвергают чел-ое, как низкое проявление. Слишком чел-ое не д. приним-ся для сверхчел-ка. Хр-во делает мягче чел-ка, размягчают его. 3. Нужно переоценить ценности. Представление чел-ка об идеалах, ценностях, морали – размягчает чел-ка. 4. Идея вечного возвращения. Сущ-ют какие-то циклы появления новых сущ-в, стоящих над землей, к-е м. улучшить жизнь чел-ка и тем самым утвердить макс-ум. 5. В обществе,где нет сверхличности, начинается загнивание, проявляется нигилизм (полное отрицание). Претерпел эволюцию от романт-й эстетизации опыта кул-ры ч.з "переоценку всех ценностей" и критику европ. нигилизма к всеобъемлющей концепции волюнтаризма. Осн. Пол-я: 1) все сущ-щее есть воля к власти и могуществу;2) перспективизм --- сам мир есть множ-во борющихся друг с другом картин мира (перспектив), исходящих из центров власти (силы). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|