Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Позитивизм и этапы его развития. Философия и наука. Проблема научности философии.




Помощь в написании учебных работ
1500+ квалифицированных специалистов готовы вам помочь

Постклассическая философия среди феноменов человеческого бытия особым образом выделяет язык. Центральной проблемой он становится для аналитической философии ХХ века. Философия в ней понимается как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а, следовательно, и мира. Центральными проблемами аналитической философии к концу XX века становятся проблемы понимания, смысла, коммуникации.

Будучи рационалистическим течением в постклассической философии, аналитическая традиция отличается такими качествами, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям. В рамках аналитической стратегии XX века задача критики языка видится не только в определении пределов применения языка, но и в прояснении сути языкового значения, способов его передачи в коммуникации, причин понимания или непонимания его смыслового содержания.

В развитии аналитической философии можно выделить два основных этапа. Для первого, логико-аналитического этапа характерен логицизм и ориентация на анализ научного знания (Г. Фрегге, Б. Рассел, А. Тарский). На втором, позднеаналитическом этапе, последовавшем после философского «прагматического поворота», происходит расширение проблемного поля анализа при сохранении единства стиля (поздний Л. Витгенштейн, Дж. Остин, Дж. Серл, У. Куайн, К.-О. Апель).

Позитивистская ветвь аналитической философии проходит несколько этапов в своем развитии: классический позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), неопозитивизм (члены Венского кружка, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик), постпозитивизм (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, К. Поппер).

Своеобразие философской доктрины неопозитивизма нельзя представить без принципов верификации, физикализма и конвенционализма. Принцип верификации декларирует необходимость сравнения синтетических предложений в науке с «протокольными предложениями», фиксирующими данные непосредственного опыта. Согласно принципу конвенционализма, в основе аналитических предложений в научной теории лежат произвольные соглашения, выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности. Принцип физикализма утверждает, что предложения в эмпирических науках в конечном счете должны допускать сведение к предложениям физики, играющей роль базиса всех экспериментальных наук. При этом утверждается демаркация философского и научного знания с отказом философии в самостоятельности. Это третий — последний — этап позитивизма и одно из основных направлений западной философии, особенно активно себя проявившее в 30—60-е гг. XX в. (Карнап, Шлик, Найрат, Рейхен-бах и др.). Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-е гг. XX в. в рамках деятельности Венского кружка.

Представители неопозитивизма внесли определенный вклад в решение целого ряда сложных и актуальных философско-методологических проблем. В их числе: роль знаково-симво-лических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др. Отделяя науку от философии, они считали, что единственно возможным знанием является только специальное знание, а задача философии — анализ языковых форм последнего, и прежде всего языка науки. Однако элиминация из науки традиционных философских вопросов («метафизики») как бессмысленных, сведение философии только к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики — эти и ряд других установок неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность.

 

Постпозитивизм также развивается в рамках рационализма. Своей основной задачей он считает анализ развития знания. Рассмотрение динамики научного знания в постпозитивизме осуществляется с учетом широкого культурного контекста, включающего в себя и философию. Так, К. Поппер создал оригинальную концепцию роста научного знания, получившую название «критический рационализм». Анализируя центральную для постпозитивизма проблему роста знания, И. Лакатос выдвинул «концепцию научно-исследовательских программ». С именем Т. Куна связана «концепция революций в науке». П. Фейерабенд, называвший себя «эпистемологическим анархистом», проанализировал критерии научной рациональности и механизмы развития научного знания. Постпозитивисты предложили новые модели науки как знания, деятельности и социального института, что оказало заметное влияние на философию XX века.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных