Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Позитивистская традиция




Его проблематика концентрируется вокруг ф-кого анализа научного знания. Позитивизм означает ф-кую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Положительные знания - знания частных наук: резко отрицательное отношение к тради­ционной ф-ии, которая включает мировоззренческую проблематику, к натурф-ии. Его представители полагают, что традиционную ф-ию необхо­димо преобразовать таким образом, чтобы она приобрела харак­тер частной науки. Однако если ф-ия отказывается от ми­ровоззрения и выяснения вопросов о направленности процессов развития, о познаваемости мира, о смысле жизни и человеческой истории, она становится явно недостаточной и не может удовле­творить разнообразные духовные запросы человека.

Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX в. Основателем его был французский философ О.Конт (1798-1857). Удел науки, по Конту, не объяснение, а описание вещей. Наука не способна ответить на вопрос "почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос "как?" Лишь в таком случае наука может стать позитив­ной. И это должно касаться не только частных наук, но и ф-ии. Ф-ия не может быть наукой о самом бытии, на метафизической стадии. Задача положи­тельной ф-ии должна состоять в систематизации кон­кретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX вв. Его ведущими пред­ставителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). "Второй позитивизм" сводит ф-ию к теории познания. Эмпириокритицизм означает "критику опыта" и предполагает "очищение" опыта от всех положений, которые имеют "метафизическую" природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются "элементами мира".

Если создатели "второго позитивизма" стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма попытался обосновать тезис о том, что ф-ия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследований. Неопозитивизм зарождается почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы (М. Шпик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн). Неопоз-м часто называют на Западе аналитической ф-ей. Она представлена логическим поз-мом и лингвистической ф-ей.

Ф-ия - не наука о какой-то реальности. Она не изучает мир (этим занимаются специальные науки). Философия не есть и теория познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Не случайно первый вариант неопозитивизма был назван логическим позитивизмом.

Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Из них состоит большей частью традиционная ф-ия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Таким языком является язык мат-кой логики. Логический позитивизм подразделяет все предложения, которые встречаются в языке, на три класса: антинаучные, вненаучные и научные. К первому классу относятся предложения, лишенные всякого смысла. Их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. От предложений такого рода следует избав­ляться. Ко второму классу относятся предложения, которые хотя и облада­ют смыслом, но не могут быть проверены фактами. Такие поня­тия также должны устраняться из науки. К третьему классу неопозитивисты относят предложения, которые принципиально поддаются опытной, фактической проверке.

Логический позитивизм, таким образом, считает осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо сужде­ниями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. И ф-я путем анализа языка должна очищать научные зна­ния от предложений, которые не имеют смысла.

Процедура проверки предложений на предмет их осмыслен­ности получила название "верификация": только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку. Против принципа верификации - следующие принципиальные возражения:

1. В науке всегда содержатся знания, которые невозможно прове­рить на сегодняшний день.

2.Историческое знание - знание о прошлом, о том, чего уже нет.

3. Данный принцип имеет ф-кое происхождение; по существу это "метафизическое" положение, которое логический позитивизм не приемлет.

Принцип фальсифицируемостиориентируется не на подтверждение, а на опровержение выдвигаемых положений. Суть в том, что те положения, которые претендуют на статус научности, необходимо стараться опровергнуть. Когда не удается опровергнуть выдвинутое положение, его можно считать и не истинным, то оправданным, Когда же его удается опровергнуть, то данное положение просто отбрасывается.

Неопозитивизм не мог решить те задачи, которые перед собой ­ставил. Это и вызвало его внутренний кризис. На сегодняшний день неопозитивизм потерял свой интеллектуальный кредит. Неопозитивизм с к50 - н60-х годов теряет свое влияние. Мно­гие из его бывших приверженцев отказываются от основных по­ложений логического позитивизма. Ими выдвигаются новые идеи. На арене появляется "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересматривает проблематику ф-фии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т. Кун, С.Тулмин, П.Фейерабенд, Дж.Агацци и др.

Идейная связь постпозитивизма с неопозитивизмом выража­ется в том, что они занимаются в основном анализом научного знания, уделяют большое внимание языку. Однако если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на иссле­дование структуры наличного научного знания, то главной про­блемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Постпозитивизм интересуют прежде всего социокультурная детерминация науч­ного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообще­ством ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих на­учных концепций и т.п.

Для логического позитивизма было характерно резкое противопос­тавление эмпирического знания как надежного и устойчивого теорети­ческому как ненадежному и изменчивому. Постпозитивисты, наоборот, говорят о взаимопроникновении этих двух уровней знания. Особенностью постпозитивистских концепций является и стремле­ние опереться на историю науки.

Следующей особенностью большинства концепций постпозитивизма является их отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. Кумулятивистская позиция, которой придерживался ранний позитивизм, предполагает линейное, поступательное развитие науки, когда происходит постепенное накопление знаний. Постпозитивизм утв-т, что в истории науки неизбежны революционные преобразования.

Существенны различия между "третьим" и "четвертым" позитивизмом и в вопросе об отграничении науки от ненауки (метафизики). Позитивизм видел одну из своих главных задач в устранении метафизики из науки. Постпозитивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и ф-ией. Он признает осмысленность ф-ких положений и принципиальную неустранимость их из науки. Более того, некоторые представители постпозитивизма (Я. Феперабенд) вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, ф-ей и мифом. Показательным для постпозитивизма является признание им идеи обусловленности науки внешними факторами (социальными, культурными).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных