ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Позитивистская традицияЕго проблематика концентрируется вокруг ф-кого анализа научного знания. Позитивизм означает ф-кую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Положительные знания - знания частных наук: резко отрицательное отношение к традиционной ф-ии, которая включает мировоззренческую проблематику, к натурф-ии. Его представители полагают, что традиционную ф-ию необходимо преобразовать таким образом, чтобы она приобрела характер частной науки. Однако если ф-ия отказывается от мировоззрения и выяснения вопросов о направленности процессов развития, о познаваемости мира, о смысле жизни и человеческой истории, она становится явно недостаточной и не может удовлетворить разнообразные духовные запросы человека. Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX в. Основателем его был французский философ О.Конт (1798-1857). Удел науки, по Конту, не объяснение, а описание вещей. Наука не способна ответить на вопрос "почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос "как?" Лишь в таком случае наука может стать позитивной. И это должно касаться не только частных наук, но и ф-ии. Ф-ия не может быть наукой о самом бытии, на метафизической стадии. Задача положительной ф-ии должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук. Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX вв. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). "Второй позитивизм" сводит ф-ию к теории познания. Эмпириокритицизм означает "критику опыта" и предполагает "очищение" опыта от всех положений, которые имеют "метафизическую" природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются "элементами мира". Если создатели "второго позитивизма" стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм как третья историческая форма позитивизма попытался обосновать тезис о том, что ф-ия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследований. Неопозитивизм зарождается почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы (М. Шпик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн). Неопоз-м часто называют на Западе аналитической ф-ей. Она представлена логическим поз-мом и лингвистической ф-ей. Ф-ия - не наука о какой-то реальности. Она не изучает мир (этим занимаются специальные науки). Философия не есть и теория познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Не случайно первый вариант неопозитивизма был назван логическим позитивизмом. Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Из них состоит большей частью традиционная ф-ия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Таким языком является язык мат-кой логики. Логический позитивизм подразделяет все предложения, которые встречаются в языке, на три класса: антинаучные, вненаучные и научные. К первому классу относятся предложения, лишенные всякого смысла. Их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. От предложений такого рода следует избавляться. Ко второму классу относятся предложения, которые хотя и обладают смыслом, но не могут быть проверены фактами. Такие понятия также должны устраняться из науки. К третьему классу неопозитивисты относят предложения, которые принципиально поддаются опытной, фактической проверке. Логический позитивизм, таким образом, считает осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. И ф-я путем анализа языка должна очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла. Процедура проверки предложений на предмет их осмысленности получила название "верификация": только те предложения имеют смысл, которые допускают опытную проверку. Против принципа верификации - следующие принципиальные возражения: 1. В науке всегда содержатся знания, которые невозможно проверить на сегодняшний день. 2.Историческое знание - знание о прошлом, о том, чего уже нет. 3. Данный принцип имеет ф-кое происхождение; по существу это "метафизическое" положение, которое логический позитивизм не приемлет. Принцип фальсифицируемости ориентируется не на подтверждение, а на опровержение выдвигаемых положений. Суть в том, что те положения, которые претендуют на статус научности, необходимо стараться опровергнуть. Когда не удается опровергнуть выдвинутое положение, его можно считать и не истинным, то оправданным, Когда же его удается опровергнуть, то данное положение просто отбрасывается. Неопозитивизм не мог решить те задачи, которые перед собой ставил. Это и вызвало его внутренний кризис. На сегодняшний день неопозитивизм потерял свой интеллектуальный кредит. Неопозитивизм с к50 - н60-х годов теряет свое влияние. Многие из его бывших приверженцев отказываются от основных положений логического позитивизма. Ими выдвигаются новые идеи. На арене появляется "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересматривает проблематику ф-фии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К.Поппер, И.Лакатос, Т. Кун, С.Тулмин, П.Фейерабенд, Дж.Агацци и др. Идейная связь постпозитивизма с неопозитивизмом выражается в том, что они занимаются в основном анализом научного знания, уделяют большое внимание языку. Однако если логический позитивизм обращал преимущественное внимание на исследование структуры наличного научного знания, то главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Постпозитивизм интересуют прежде всего социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т.п. Для логического позитивизма было характерно резкое противопоставление эмпирического знания как надежного и устойчивого теоретическому как ненадежному и изменчивому. Постпозитивисты, наоборот, говорят о взаимопроникновении этих двух уровней знания. Особенностью постпозитивистских концепций является и стремление опереться на историю науки. Следующей особенностью большинства концепций постпозитивизма является их отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. Кумулятивистская позиция, которой придерживался ранний позитивизм, предполагает линейное, поступательное развитие науки, когда происходит постепенное накопление знаний. Постпозитивизм утв-т, что в истории науки неизбежны революционные преобразования. Существенны различия между "третьим" и "четвертым" позитивизмом и в вопросе об отграничении науки от ненауки (метафизики). Позитивизм видел одну из своих главных задач в устранении метафизики из науки. Постпозитивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и ф-ией. Он признает осмысленность ф-ких положений и принципиальную неустранимость их из науки. Более того, некоторые представители постпозитивизма (Я. Феперабенд) вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, ф-ей и мифом. Показательным для постпозитивизма является признание им идеи обусловленности науки внешними факторами (социальными, культурными). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|