ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема противоречия в логике, философии и социологии. Специфика социальных противоречий. Закон единства и борьбы противополжностей.Логическое противоречие – наличие взаимоисключающих определений в теоретическом выражении вещи. Становление категории противоречия в истории философии связано с вопросом об источниках движения. При обсуждении данного вопроса обнаружились две основные точки зрения, две концепции – метафизическая и диалектическая. Различие между ними, выраженное в самой общей форме, состоит в том, что метафизика толкует противоречие как лишь субъективный фантом, к сожалению, вновь и вновь появляющийся в мышлении в силу его несовершенства, а диалектика рассматривает его как необходимую логическую форму, в которой осуществляется развитие мышления, переход от незнания к знанию, от абстрактного отражения предмета в мышлении ко все более и более конкретному его отражению. Критика любой теории всегда направляется на отыскание в ней противоречий. Новая теория всегда утверждает себя тем, что показывает тот способ, которым разрешаются противоречия, неразрешимые с помощью принципов старой теории. Метафизика старается доказать, что противоречие, в которое уперлось мышление, есть продукт субъективной неряшливости, результат неправильного употребления терминов, названий, выражений и т.д., и т.п. Если мысль уперлась в противоречие, то дальше идти нельзя. Надо вернуться «назад», надо проанализировать предшествующее движение мысли и найти ту ошибку, в результате которой возникло противоречие. Для диалектики противоречия в определениях – это не непереходимая преграда, а наоборот, тот трамплин, с которого мысль должна совершить прыжок вперед, в конкретном теоретическом и экспериментальном исследовании предмета. Противоречие в определениях – это та самая логическая форма, в виде которой четко формируется проблема, вопрос, подлежащий разрешению в фактах и на фактах. Когда же противоречие доведено до полной, ясной остроты – тогда диалектическая логика рекомендует идти дальше, вперед, далее и глубже исследовать предмет с той целью, чтобы найти реальный конкретный предметный способ, которым выявленное противоречие разрешается действительным движением предмета. Противоречие – центральная категория диалектики. Всякая серьезная научно-теоретическая проблема всегда осознается как противоречие в теоретических определениях. В качестве примера можно привести кризис физики на рубеже XIX – XX вв. Когда факты, будучи выражены через имеющуюся систему теоретических определений, вдруг приобретают парадоксальный вид, тогда эта система оказывается перед проблемой, требующей конкретного разрешения в новой, более высокой теории. В качестве способа разрешения этих противоречий родилась гениальная гипотеза Эйнштейна. Гегель сформулировал три закона диалектики: закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания, закон единства и борьбы противоположностей. Закон единства и борьбы противоположностей Данный закон рассматривает противоречие между формой и содержанием, возможностью и реальностью. Причина развития – единство и борьба противоположностей. Противоположности взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс. Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно неразрывно связаны, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, взаимопроникают и – при определенных условиях – переходят друг в друга. Противоречия в социологии – противоречия, возникающие в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, выражающие противоположные или расходящиеся тенденции этого развития. Большее внимание противоречию в социологии уделял Маркс. В «Капитале» Маркс рассматривал противоречия в социологи как конфликт между трудом и капиталом. В постиндустриальном обществе феномен собственности теряет свою критериальную фундаментальность, и основное социальное противоречие конституируется не как конфликт между трудом и капиталом, но как конфликт между некомпетентностью и профессионализмом (ср. с концепцией экспертократии в рамках такого направления, как философия техники).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|