Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема прогресса в социальной философии




 

Развитие - процесс движения от низшего (простого) к высшему (сложному), главной характерной чертой которого является исчезновение старого и возникновение нового. Развитие неорганических систем, живого мира, человеческого общества, познания подчиняется общим законам диалектики. Для развития характерна спиралевидная форма. Всякий отдельный процесс развития имеет начало и конец. Причем уже вначале в тенденции содержится конец развития, а завершение данного цикла развития кладет начало новому циклу, в котором неизбежно повторяются некоторые особенности первого. Переход от низшего к высшему возникает потому, что в низшем в скрытом виде содержатся тенденции, ведущие к высшему, а высшее есть развитое низшее. При этом только на достаточно высокой ступени развития полностью выявляются и впервые становятся понятными намеки на высшее, содержащееся в низшем. Воспроизведение развития в теоретической форме возможно только при помощи методов и приемов диалектической логики.

Прогресс и регресс в общественном развитии - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие соответственно либо поступательное развитие по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию.

Для периода, начавшегося со второй половины 19 в., характерны в основном два подхода к истории: позитивистский, основы которого заложены Контом, и историко-культурный (основоположник - русский ученый-славянофил Н. Я. Данилевский, сторонники - Дж. Тойнби, П. А. Сорокин и др.). Согласно концепции позитивистов, история должна быть эмпирическим описанием научно установленных фактов, без проникновения в сущность истории в целом и без попыток понять явления прогресса. Культурно-историческая концепция считает важнейшим способом изучения прогресса в истории исследование отдельных культур или цивилизаций. Человеческую историю она рассматривает как смену самостоятельных «типов» культур или цивилизаций, с собственными периодами прогресса и регресса. Лишь в современную эпоху, согласно Тойнби и Сорокину, благодаря расширению межкультурных связей (интеркультурные коммуникации) усилилось взаимовлияние различных культур.

Диалектическое противоречие в мысли - это взаимодействие противоположных позиций, точек зрения, взглядов, понятий. В жизни - это конфликт. В социальной философии существует два основных подхода к социальному развитию:

1) эволюционистский: стабилизационный принцип, открытый Парсонсом - гармоническое развитие через интеграцию; отсутствие сбалансированности интересов и цели, которая предполагает развитие через социальную борьбу;

2) принцип, открытый Гоббсом - "война всех против всех" как естественное состояние человечества, не имеющего гражданского общества.

Теорию экономической детерминированности социальных отношений, классовой предопределенности общественного сознания, открытую К. Марксом, некоторые рассматривают в качестве третьего подхода к социальному развитию. Критерием общественного прогресса у него служит степень развития производительных сил, экономического строя, а также определяемых им надстроечных институтов, развития и распространения науки и культуры, развития личности, степень возрастания общественной свободы. В отдельные периоды истории в отдельных странах существенное значение для характеристики развития общества могут приобретать в силу своей относительной самостоятельности такие общественные явления, как формы политической жизни, культура, образование и т.д., хотя они вторичны, производны и определяются экономическим строем общества. Крайне противоречиво развитие антагонистических общественно-экономических формаций. Хотя эти формации и служат в определенные периоды истории ступенью прогресса общества, им всегда присущи черты регресса, которые становятся преобладающими в период упадка данного общества. Однако - тогда регресс не может быть всеобщим, поскольку основной тенденцией развития всего человеческого общества является не регресс, а прогресс, выражающийся в данном случае как в возникновении элементов и предпосылок нового общества, так и в развитии отдельных сторон общественной жизни. Так, например, если развитие буржуазного общества в эпоху империализма характеризуется в целом явлениями регресса, тем не менее, при капитализме наблюдается прогресс многих отраслей науки и техники, а также ряда других общественных явлений. Однако для оценки жизненности данного общества, его способности к прогрессу важно определение общей тенденции его развития, помогающее заинтересованным в прогрессе общества классам и социальным группам глубже познать и использовать закономерности общественного развития.

Сегодня большое место в разработке теории диалектического закона единства и борьбы противоположностей имеет теория конфликта. Серьезный вклад в ее разработку внес Милле, который исследовал властвующие элиты в современном западном обществе. Представляя общество в виде социально-политической и экономической структуры, он доказал, что реальное влияние на них оказывают небольшие группы политических деятелей, бизнесменов и военных. Он считает, что лоббирование, насилие, нажим создают почву для войны всех против всех.

Козер считает потенциальной основой борьбы за власть конфликт, т.к. идет перераспределение доходов и осуществляется монополия на духовное лидерство. Это имманентное качество любого общества. Для стабильности и устойчивости общества необходим баланс конфликтов.

Дариндорф утверждает, что в каждом обществе есть свои осевые линии социальных конфликтов - это есть механизм давления одних социальных групп на другие.

Конфликт - это оборотная сторона интеграции, поэтому он как и интеграция неизбежен. Снять конфликт невозможно, его надо направить в другое русло с помощью открытости и формализации. Перечисленные концепции ученых сегодня лежат в основе преодоления социальных противоречий. Преодоление конфликта - это и есть гармония.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных