Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема устойчивого развития. Эволюция и революция в историческом процессе.




Понимание действительности в развитии - важный аспект диалектического воззрения на мир.диалектика есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде...". Знание законов развития позволяет целенаправленно изменять мир в соответствии с субъективными тенденциями и потребностями человеческой цивилизации.

Основные черты развития:

1) Качественный характер изменений. Но не в смысле исчезновения основного, собственного качества, а в рамках системы изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Причем развитие характеризуется не 1, а комплексом, связью ряда качественных преобразований.

2) Необратимость качественных изменений – возникновение качественно новых возможностей, не $ ранее.

3) Направленность (преобразования). Развитие – связь состояний. Она не беспорядочна. Наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, связь последующего с предыдущим, определенная тенденция в изменениях =>появление новых возможностей.

Развитие – это направленные, необратимые качественные изменения системы (обусловленные противоречиями системы – внутренним механизмом развития.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической концепции развития требует рассмотрения его универсальных законов. Аспект развития наиболее существен в материалистической диалектике. Поэтому всеобщие законы развития обычно называют основными (главными) законами диалектики, а среди них определяющее значение имеет закон единства и борьбы противоположностей.

Развитие связано с изменениями некоторой системы, имеющими качественный характер.

Концепции развития:

1) Градуалистская модель развития (Спенсер- анг.к19-н20в). Провозглашал о обосновывал положение о всеобщей и постепенной эволюции всей природы. С его (.) зр. в основе всеобщей эволюции лежит процесс механистического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности, от разнородности к еще большей разнородности. Формула эволюции: дифференциция и интеграция материи и движения, происходящие согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления и группировки. Идея сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной к биологической, биологической к физической и химической), а также теория равновесия. Отрицание скачков (качественных а только количественные изменения, движение как простое повторение прошлого) взрывообразного типа (мутации, социальные революции) – опровергала представление о развитии как о единстве прерывного и непрерывного, количественного и качественного.

2) Творческий эволюционизм (эмердженизм). Признание факта возникновения нового качества, не сводимого к исходному; признается быстрый, взрывообразный скачек, абсолютизируется его роль. Новое качество выступает результатом внутренней “творческой” силы.

3) натуралистическая концепция (диалектика естественнонаучных материалистов). Концепция развития - эволюционизм Дарвина- его идея развития фактически соотносилась только с частнонаучным понятием “эволюция”, а не с всеобще-философским понятием развития, не учитывала специфики социального развития. Не включала в себя исследования развития как всеобщего, универсального методологического принципа, не анализировала логических средств, с помощью которых можно достигать адекватного отражения в мышлении развивающихся органических форм.

4) Антропологическая модель развития (антисциентистская направленность) – подвергается резкой критике наука за рационалистическое воздействие на духовность человека и за “приписывание” диалектики природе (Ж.-П. Сартр) – в природе действует механистичность, диалектика только в тотальности человеческого духа, в его противоречивом динамизме.. Диалектика синтетична, природа – аналитична. Хотя явления природы и могут быть внутренне противоречивыми, их нельзя рассматривать как целостности. Диалектика $ в отношениях людей с природой и между собой.

5) Равновесно-интеграционная концепция развития. Равновесие абсолютно (в том смысле, что оно является преобладающим состоянием систем). Равновесие лишено противоречий, это положительное состояние; противоречие и борьба негативны, вредны для системы. Нарушение равновесия происходит под воздействием внешних сил. Преодоление противоречий происходит в результате приспособления системы к внешней среде, что обеспечивает “нейтрализацию” противоположностей и новое равновесие. Развитие идет: равновесие-неравновесие1-равновесие2.

6) Теория конфликта западная социология (наций, поколений, этнический групп). Конфликты $ для удовлетворения потребности системы в изменениях.. к – неотвратимый процесс. Главный источник конфликтов – неизбежная система управления с ее господством и подчинением, с диалектикой власти и авторитета, порождающая столкновение интересов.

7) Диалектико-материалистическая концепция. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе (отрицание отрицания), развитие по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - “перерывы постепенности”; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; -взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления, дающая единый, закономерный мировой процесс движения.

Критерии развития: информационный (развитие – процесс накопления информации), синергетический (самоусложнение организации), временной (необратимое изменение), инновационный (обновление, появление качественно новых явлений), аксеологический (развитие от низшего к высшему, о простого к сложному), интегральный.

Принцип развития: бесконечное многообразие мира определяется движением как способом сущ-я материи.

Развитие и движение – разные фиксации одного процесса (самообновления материи), их нельзя противопоставлять. Движение характеризуется абсолютностью, объективностью, противоречивостью (единство изменений и устойчивости). Развитие характеризует интегративность (накапливание) изменений, необратимость, появление определенных тенденций (направленности) изменений. В материи происходят изменения в силу самого способа $.

Концепция развития обозначает наличие законов развития: -закон взаимопроникновения противоположностей (выявляет причину развития). Отношения взаимоисключения могут принимать форму борьбы противоположностей. В обществе предстает как субъектно-объектное отношение. У субъектов различные интересы => различные действия.-Закон перехода количественных изменений в качественные различия. Наибольшие изменения, накапливаясь, приводят к качественным изменениям. Закон показывает, как происходит развитие.-Закон отрицания отрицания. Показывает, что получается в результате развития. Формы отрицания: деструкция, снятие (с сохранением чего-либо) и трансформация (изменение в рамках единой системы).

Развитие, реализуясь в борьбе противоположностей и переходе кол. изменений в кач. различия, содержит в себе как свой существенный и необходимый элемент отрицание старого и возникновение нового. Ведущая тенденция в осуществляющихся качественных преобразованиях и связь между различными ступенями развития определяется законом отрицания.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных