ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура и цивилизация. Цивилизация как философская проблемаПонятие цивилизации формировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание. Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции и рассматривалось как близкое по содержанию понятиям духовной культуры, разума и справедливости. Оригинальный взгляд на соотношение культуры и цивилизации высказал русский ученый Данилевский. Он рассматривал цивилизацию как специфический культурно-исторический тип. Данилевский считал, что нет единой всемирной истории, а есть лишь история отдельных цивилизаций. Различны интерпретации цивилизации и в наше время. Распространена теория так называемых локальных, замкнутых цивилизаций, которые присуще той или иной стране, тому или иному народу. Их множество, они самобытны, неповторимы и определяются географическими, религиозными и др. особенностями. Существует и негативное отношение к цивилизации. Шпенглер, например, определяет цивилизацию как заключительную стадию развитию любой культуры, свидетельство ее деградации, вследствие урбанизации мира и машинизации человека. Важно подчеркнуть: цивилизация формируется в связи с переходом от собирательного способа жизнедеятельности человека к производящей экономике. Формируются отличительные признаки цивилизации: крупные оседлые поселения типа городов, монументальные общественные сооружения, наличие систем налогов, определенное развитие экономики, развитое искусство, существование привилегированных классов, государства. Различаются т.о. два основных подхода: 1. цивилизация как синоним культуры; 2. как определенный этап всемирной истории человечества. В современной философии, основывающейся на позитивных достижениях всей предшествующей теоретической мысли, цивилизация рассматривается как универсальное понятие, определяющее содержание всех общественных процессов и лежащее в основе концепции выделения основных исторических этапов развития общества. Под цивилизацией понимаются не только и, главным образом, не столько результаты материальной и духовной деятельности людей, хотя сами по себе они также важны при этом, а способ или технология воспроизводства общественных отношений, «социальная организация, которая производит и воспроизводит общественную жизнь».* Цивилизация рассматривается как социокультурная общность и ее основными критериями являются уровень развития техники, социально-политических институтов и духовной культуры в их системном образовании. Обобщенным показателем выступает технология воспроизводства общественных процессов в единстве их материальных и духовных аспектов, способ реализации законов общественной жизни. В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые исторически проходило человечество в своем развитии: космогенная (охватывающая Древнее общество и эпоху Средневековья), техногенная или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям) и формирующаяся в настоящее время антропогенная цивилизация (информационное общество). Космогенная цивилизация как исторически первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами. Основой следующего — техногенного типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех ее формах. К концу 70-х гг. XX в. индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества, определили его кризисное состояние (возникновение глобальных проблем, потеря духовных идеалов значительным числом граждан, переход к прагматическому и утилитарному способу существования людей и др.). Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния, затронувшего в различной степени и многообразных формах все страны и регионы мирового сообщества, может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества. Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х гг. XX в. в связи с развитием информационной технологии. Именно она составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа — антропогенной, именуемой в научной литературе информационно-технологическим или постиндустриальным обществом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|