ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Материалистическая диалектика 19 векаМаркс и Энгельс подчеркивали, что Диалектика характерна не только для человеческого мышления, но и для объективных процессов явлений природы и общества Энгельс в работе "диалектика в природе" указывает на наличие двух видов диалектики: Объективная диалектика находится во всей природе, во всей окружающей действительности. Субъективная диалектика связана с диалектическим мышлением, которым обладает человек, т.е. субъективная диалектика мыслей выступает как отражение и способ постижения объективной диалектики, т. е. природы. Диалектика - это совокупность объективно обусловленых, субъективно осознаваемых и практически проверенных познавательных приемов, навыков общественно преобразующей деятельности человека. Диалектика как философская концепция представляет собой систему категорий, принципов и законов, всеони характеризуют различные аспекты движения и развития. Категория - это наиболее общее понятие выражающее универсальные характеристики и отношения присущие всем феноменам реальной действительности. Категория отношения обозначает форму бытия и указывает на сравнение одного объекта с другим. Философия выделяет 2 вида отношений: Отношения связи или всеобщей зависимости, Отношения изолированности или обособленности. Взаимодействие - это всеобщая форма отношения предмета, явлений, результатом которого является их взаимное изменение Виды связей: Пространственные, Врем., Механ., Физич., Хим., Биолог., Соц. Категория связь тесно перекликается с понятием закон, т.к. закон это существенное, устойчивое, повторяющееся, внутренне объективная необходимая связь. Принцип - это научное понятие, которое выражает объективные тенденции развития мира, фиксирует параметры теоретически и практической деятельности человека мира. Принцип всеобщей связи: философия акцентирует внимание на всеобщих связях, которые проявляются во всех сферах бытия, те в обществе, природе, духовной сфере. Развитие - это процесс длительных накапливающихся необратимых поступательных изменений сложных системных объектов в больших интервалах времени. Признаки развития: Качественный характер изменений, Необратимость этих изменений, Направленность изменений. Таким образом, развитие - это качественные необратимые направленные изменения обусловленные противоречиями системы Закон - это необходимое существенное, относительно устойчивое, повторяющееся, всеобщее, связь явлений мира. Основные законы диалектики: 1.Закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития); 2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития); 3.Закон отрицания отрицания (указывает направление развития). 21. Становлення ідеї розвитку в історії філософії та науки. Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, корда представления о развитии как заковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретних знаний о развивающихся объектах. Античные диалектики рассматривалим космос, как единое связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие.Они считали, что становление предполагет взаимодействие и взаимный переход противовпорлжностей: холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, добра и зла. Античные диалектики создали концепцию великого круговорота :в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям, мир признавался вечным и несотворимым, по образному выражению Гераклита, “воспламенений” и “угасаний”. В эпоху средневековья в христианской мысли на идеалистической, религиозной основе возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни.Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человечской жизни: младенчеству, детсву, отрочеству, юности, зреолсти, старости, смерти. Рождение человека он соспотавлял с началом истории, а смерть – со страшным судом. Эта схема преодолевала цикличность античной модели. В философии Просвещения(Вольтер, Руссо, Кондорсе), отразившей эпоху буржуазных революций, появляется идея исторического развития, непрерывного прогресса, движущими силами которого являлись духовные факторы (моральне, религиозные). Формирование теории развития было осуществлено в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звёздным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитиии нравственности, о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял перую попытку последовательного рассмотрения исторического развития нарордов и культур. Целостную концепцию развития прежде всего исторического развития человечества с позиции объективного иделалима разработал Гегель. Гегель различал ступени неопределенного, определенного, наличного, реального и действительного бытия. В этих ступенях Гегель зафиксировал изменение, новое качество. На ступени неопределенного бытия происходит становление нового как единства бытия и небытия. Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвнувшим философское понимание развития. Вместе с е моно явилоьс необходимой предпосылкой для следующего среьёзного шага – разработки Марксом и Энгельсом материалестической диалектки – богатоого, ёмкого учения о развитии прирордных, духовных, общественных явлениях. Современная философская мысль под развитием понимает прежде всего особый тип изменения. Из огромной массы изменений выделяются такие, которые связаны с обновлением системы, ее структурного и функционального содержания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его структурно-функциональной сущности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|