Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Материалистическая диалектика 19 века




Маркс и Энгельс подчеркивали, что Диалектика характерна не только для человеческого мышления, но и для объективных процессов явлений природы и общества

Энгельс в работе "диалектика в природе" указывает на наличие двух видов диалектики:

Объективная диалектика находится во всей природе, во всей окружающей действительности.

Субъективная диалектика связана с диалектическим мышлением, которым обладает человек, т.е. субъективная диалектика мыслей выступает как отражение и способ постижения объективной диалектики, т. е. природы.

Диалектика - это совокупность объективно обусловленых, субъективно осознаваемых и практически проверенных познавательных приемов, навыков общественно преобразующей деятельности человека. Диалектика как философская концепция представляет собой систему категорий, принципов и законов, всеони характеризуют различные аспекты движения и развития.

Категория - это наиболее общее понятие выражающее универсальные характеристики и отношения присущие всем феноменам реальной действительности.

Категория отношения обозначает форму бытия и указывает на сравнение одного объекта с другим.

Философия выделяет 2 вида отношений: Отношения связи или всеобщей зависимости, Отношения изолированности или обособленности.

Взаимодействие - это всеобщая форма отношения предмета, явлений, результатом которого является их взаимное изменение

Виды связей: Пространственные, Врем., Механ., Физич., Хим., Биолог., Соц.

Категория связь тесно перекликается с понятием закон, т.к. закон это существенное, устойчивое, повторяющееся, внутренне объективная необходимая связь.

Принцип - это научное понятие, которое выражает объективные тенденции развития мира, фиксирует параметры теоретически и практической деятельности человека мира.

Принцип всеобщей связи: философия акцентирует внимание на всеобщих связях, которые проявляются во всех сферах бытия, те в обществе, природе, духовной сфере.

Развитие - это процесс длительных накапливающихся необратимых поступательных изменений сложных системных объектов в больших интервалах времени. Признаки развития:

Качественный характер изменений, Необратимость этих изменений, Направленность изменений.

Таким образом, развитие - это качественные необратимые направленные изменения обусловленные противоречиями системы Закон - это необходимое существенное, относительно устойчивое, повторяющееся, всеобщее, связь явлений мира.

Основные законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития);

2.Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития);

3.Закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

21. Становлення ідеї розвитку в історії філософії та науки.

Идея развития складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, корда представления о развитии как заковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретних знаний о развивающихся объектах.

Античные диалектики рассматривалим космос, как единое связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие.Они считали, что становление предполагет взаимодействие и взаимный переход противовпорлжностей: холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, добра и зла. Античные диалектики создали концепцию великого круговорота :в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям, мир признавался вечным и несотворимым, по образному выражению Гераклита, “воспламенений” и “угасаний”.

В эпоху средневековья в христианской мысли на идеалистической, религиозной основе возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни.Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человечской жизни: младенчеству, детсву, отрочеству, юности, зреолсти, старости, смерти. Рождение человека он соспотавлял с началом истории, а смерть – со страшным судом. Эта схема преодолевала цикличность античной модели.

В философии Просвещения(Вольтер, Руссо, Кондорсе), отразившей эпоху буржуазных революций, появляется идея исторического развития, непрерывного прогресса, движущими силами которого являлись духовные факторы (моральне, религиозные).

Формирование теории развития было осуществлено в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звёздным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитиии нравственности, о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял перую попытку последовательного рассмотрения исторического развития нарордов и культур.

Целостную концепцию развития прежде всего исторического развития человечества с позиции объективного иделалима разработал Гегель. Гегель различал ступени неопределенного, определенного, наличного, реального и действительного бытия. В этих ступенях Гегель зафиксировал изменение, новое качество. На ступени неопределенного бытия происходит становление нового как единства бытия и небытия. Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвнувшим философское понимание развития. Вместе с е моно явилоьс необходимой предпосылкой для следующего среьёзного шага – разработки Марксом и Энгельсом материалестической диалектки – богатоого, ёмкого учения о развитии прирордных, духовных, общественных явлениях.

Современная философская мысль под развитием понимает прежде всего особый тип изменения. Из огромной массы изменений выделяются такие, которые связаны с обновлением системы, ее структурного и функционального содержания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, его структурно-функциональной сущности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных