Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прагматизм. Фрейдизм.




Прагматизм (Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж. Дьюи)

Философы – прагматики представляли философию как практическую науку, которая призвана рассматривать утилитарные проблемы человеческого бытия. Прагматизм отвергает абстракции, спорные положения и неизменные принципы. Философия должна быть нацелена на удовлетворение потребностей и интересов реального человека. Различные виды деятельности должны рассматриваться в зеркале адаптации (приспособления) индивида к сложившимся условиям жизни.

Фрейдизм

Фрейд предлагает оригинальную психоаналитическую концепцию, основой которой становится новое понимание структуры человеческой психики. Согласно взглядам З.Фрейда, структура психики включает в себя 3 слоя: оно (глубинный слой бессознательных влечений – бессознательное), я или ego (посредник между бессознательным и внешней реальностью (собственно сознательное) и сверх Я или superego (олицетворяет установки общества, культуры в целом – слой сверхсознательного, надындивидуального начала человеческой психики).

Позитивизм

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Милль и др.), высказавший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для позитивизма является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные.

Экзистенциализм

Экзистенциализм изначально стоит на позиции антисциентизма, последовательно проводя мысль о том, что рациональная философия зашла в тупик и необходимо обратить внимание на человека. Свое идейное начало экзистенциализм берет в философии С. Кьеркегора – именно он сформулировал антитезу экзистенции (истинного бытия – существования человека) и системы. Уже в 40-х – 60-х годах экзистенциализм становится одним из самых популярных философских направлений ХХ века (Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю, Мерло-Понти, Бердяев и др.). Обычно рассматривают как минимум две разновидности экзистенциализма – «религиозный экзистенциализм» (или христианский - Ясперс, Марсель, Бубер, Шестов) и «атеистический» (Сартр, Камю, Хайдеггер). Сущность их отличия – понимание природы «иного», от чего необходимо зависит человек. Экзистенциализм в его нерелигиозных вариантах исходит из отсутствия природы человека как таковой.

5. Структурализм (К.Леви-Строс, Р.Барт, М.Фуко, Ж.Лакан и др.)

Задача, которую изначально поставили перед собой структуралисты, – преодолеть описательность в философском анализе, поставить философию на строго научную основу с использованием точных методов естественных наук, включая формализацию, математическое моделирование, компьютеризацию.

14. Зарождение и развитие философской мысли в Украине ХІ – XVII веках

а) давние славяне - "Велесова книга" – уважение к жизни человека, труду, любовь к земле.

б) философия Киевской Руси - связана с Христианством. Этическая тематика: противостояние духовного и телесного, добра и зла. Высшая цель познания - Бог, единственный метод - божественное откровение.

Социальная философия - единство земель, централизация государства.

"Повесть временных лет" (Нестор)

"Слово про закон и благодать" (Илларион)

"Послание" (Климент Смоляныч)

- период Возрождения

Ранние гуманисты (Юрий Дрогобыч, Павел Русич, Лукаш, Станислав Ореховский) - антропоцентризм, самодостаточность, независимость человека, самопознание.

Острожская академия (Герасим Смотрицкий, Йов Книжницкий, Іван Вышенский)- самопознание в неразрывной связи человека с Богом.

Братские школы - идеи православия.

Мелетий Смотрицкий – труды общественно-гражданского направления.

Киево-Могилянская академия - философия преподаётся отдельным курсом - призвание отыскать истину, причины вещей, исследовать жизнь и добро честность.

Классический период

- Г. Сковорода – основатель классической украинской философии. "Познай себя" - через веру и любовь. Идея "сродного" труда – по назначению.

Основанная Петром Могилою. Впервые в Украине преподавали философию отдельно от теологии. Философские курсы значительной степенью схоластические. Философия рассматривалась как система дисциплин или наук, призванных отыскать истину, причини вещей. В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Ее своеобразие определяется, с одной стороны, историческими условиями формирования этнической ментальности, тем сложным переплетением мировоззренческих оснований близких по духу и крови братских славянских народов, которые соединились в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влиянием лучших образцов философской мысли, отразивших становление классической философской культуры в европейском самосознании.

Особенность украинской философии заключается еще и в том, что она не представила себя в систематизированных и стройных теориях, за исключением некоторых учений (Сковороды, Юркевича, академической философии конца Х1Х – начала ХХ века), а растворила себя в литературно- публицистическом творчестве известных писателей и поэтов (Гоголь, Шевченко, Франко), реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов.

Украинская философская мысль сложна для восприятия тем, что как ни какая другая философская традиция, она отражает духовно-практическую историю нации, характер ментальности этноса, оригинальность ее социокультурного фона, и только понимание всех этих факторов во взаимодействии явится условием раскрытия самобытности украинской философской мысли.

15. Развитие философии в России во второй половине XIX – XX веков

Западники-материалисты Белинский, Герцен, Огарев, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Они являлись не только философскими теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и Французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русские философы повернулась в сторону материализма, стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Герцен - основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа существует независимо от человека, а законы мышления это отражение законов бытия. В философской истории - проблема общественного закона, который есть сочетание стихийного хода истории (бессознательная жизнь народа) и сознательная деятельность индивидов. Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха, разработка общинного социализма, признание важной роли экономического фактора в историческом процессе. Белинский. Идеи необходимости прогресса, буржуазные порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриархизма на Руси.

Чернышевский (его школа - Добролюбов, Писарев, Шелгунов). В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разно оформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается жизнь природы. Неуничтожимость материи и ее связь с пространством и временем. Человек - природное существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной субстанции.

15(2).Развитие философии в Украине во второй половине XIX – XX веков

В истории мировой философской культуры особое место принадлежит украинской философии. Интеграция философской мысли Украины в мировую философскую мысль опосредованы чрезвычайно разнообразными факторами: с одной стороны, близость по духу и крови братских славянских народов, что отразилось в жизненных корнях украинского философствования, и с другой, - влияние европейской философской мысли, отразившееся на становлении философской культуры.

Отсутствие систематизированных и стройных теорий - еще одна особенность украинской философии. Для нее более характерно представление в литературно-публицистических произведениях (Гоголь, Шевченко, Франко), в работах украинских полемиков ХV-ХVI вв. (И. Вышенский, З. Копыстенский, Г. Смотрицкий), в реформаторских идеях братских школ, и даже в политических настроениях Южного общества декабристов. Лишь немногие из украинских философов имеют четко систематизированные работы, подобные по своей структуре европейским философским произведениям. Также, каждый изучающий философию Украины сталкивается с определенными трудностями восприятия, связанные с ее многоплановой структурой.

 

№ 16. Поняття буття у філософії. Категорії «буття», «субстанція», «матерія», «дух» та їх співвідношення. Проблема единства мира, основные варианты ее решения.

Бытие – это философская категория, которая фиксирует всеобщность существования реальности в единстве и многообразии, конечности и бесконечности, вечности и бренности. Противоположность бытия – небытие (или нечто). Субстанция – это предельное основание, позволяющее свести сущность всех вещей, явлений к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Принято выделять два вида субстанций: дух и материя.

Дух - в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление».

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от сознания, предстающая в виде вещества, поля и других состояний.

Исторические этапы понимания материи:

1) Наглядно-чувственное представление о материи (Гераклит, Демокрит, Фалес);

2) Вещественное представление о материи (французский материализм 18века – Гельвеций, Гольбах: материя – то, что воздействует на органы чувств человека и вызывает ощущения);

3) Философско-гносеологическое представление о материи (материя обозначает объект реальности, которая дана человеку в ощущениях, но которая существует независимо от них);

4) Философское субстанционально-аксиологическое представление о материи (материя – это объективно-реальное бытие мира во времени, пространстве, движении, которое непосредственно и опосредовано познается человеком).

Свойства материи: объективность, всеобщность, несотворимость, неуничтожимость, бесконечность в пространстве и во времени, способность к саморазвитию.

Структура материи включает:

1) Уровни: микро, макро, мега миры;

2) Виды: вещество, поле и др;

3) Состояние: живая, неживая, социально-организованная.

Главные характеристики: движение, развитие, пространство и время.

В зависимости от ответа на вопрос: «Обладает ли мир в своем существовании единством?» — выделяют следующие философские позиции:

1) Монизм - признает существование одной субстанции (или материальной, или духовной).

Различают идеалистический и материалистический монизм.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир.

Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. В Новое время Спиноза, отождествив природу с Богом, рассматривал ее как вечную и бесконечную субстанцию, которая является причиной самой себя и не нуждается ни в каком другом начале.

2) Дуализм, который признает существование двух субстанций – материальной и духовной.

Крупнейшим представителем этой концепции является Р. Декарт, выдвинувший идею о двух равноправных и независимых друг от друга субстанциях: мыслящего, но непротяженного духа, и протяженной, но немыслящей материи. Считая обе субстанции конечными, Декарт объединяет их с помощью абсолютной бесконечной субстанции — Бога.

3) Плюрализм, который отрицает единство и признает существование множества различных субстанций.

Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир; производным от этого мира является «физический космос».

№17. Єдність і різноманіття буття. Основні форми буття.

Бытие — самая абстрактная философская категория, охватывающая все существующее. Но в реальном мире существует не бытие как таковое, а необозримое множество предметов, явлений, процессов. В недрах нашей планеты и на ее поверхности насчитывается около 30 тыс. видов минералов. В разных климатических зонах произрастает около 500 тыс. видов растений. Науке известны 2 млн. видов животных. Разные регионы планеты населяет множество народов, существуют разные культуры и цивилизации. За пределами планеты Земля только в нашей Галактике насчитывается не менее 100 млрд. звезд, а в доступной современным методам исследования части Вселенной — Мегагалактике астрономы насчитывают, около 10 млрд. галактик.

 

Пытаясь осмыслить необозримое многообразие мира, человек встает перед проблемой: можно ли утверждать, что, несмотря на это многообразие, существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, то что она из себя представляет.

 

Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм и монизм, а категорией, выражающей ее суть, является субстанция (от лат. - сущность, то, что лежит в основе) — неизменная неуничтожимая основа бытия в Противоположность его меняющимся свойствам и состояниям.

 

Формы бытия - это разновидности принадлежащих бытию явлений, различающиеся способом своего существования. Выделяются такие основные формы бытия:

1) Бытие вещей, процессов, состояний природы:

- Первая природа – не связана с деятельностью, творчеством человека;

- Вторая природа – произведенное человеком;

2) Бытие человека:

- Бытие человека в мире вещей;

- Специфически человеческое бытие – связь трех состоящих: природно-телесной, психологической, социально-исторической;

3) Бытие духовного:

- Индивидуальное духовное;

- Объективированное духовное;

4) Бытие социального:

- Индивидуальное бытие (включает предметно-практическую деятельность, практику социального созидания, самосозидание, самодеятельность);

- Бытие общества (включает деятельность людей, общение).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных