Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние информационных технологий на процесс социализации подростков




В предыдущих параграфах мы рассмотрели понятия социализации и информационных технологий, а также то, что они в современном мире стали необходимостью для подростков и частью их развития, жизнь подростков уже стала немыслимой без информационно-технических устройств.

В настоящее время Интернет способствует реализации трех основных классов человеческих потребностей, таких, как: потребностей в общении, в познании и развлечении. В Интернете заложен большой потенциал, который способен удовлетворить все эти потребности, что, в свою очередь, будет способствовать гармоничной, всесторонней социализации личности. Конечно же при этом важно учитывать то, что человек при этом не должен концентрировать всю свою жизнь исключительно на деятельности в Интернет-среде [12].

Учитывая нынешнюю осведомленность подростков в сфере Интернета и информационных технологий, можно сказать, что почти каждый может извлечь из Сети то, что его интересует больше всего. К сожалению, далеко не всегда подобный интерес имеет положительную окраску.

В массовом российском сознании Интернет являет собой, прежде всего, огромное хранилище разного рода информации. Подобный образ глобальной сети главным образом формировался стараниями средств массой информации. В большинстве статей, касающихся Интернета, отношения «Человек – Сеть» рассматриваются как утилитарные, потребительские и обезличенные. Причины данного явления очевидны – безграничный объем информации, сосредоточенной в Интернете, ее хаотичность и неструктурированность требуют от новичка хотя бы минимальных знаний о доступных информационных ресурсах и стратегиях поиска необходимой информации.

Существует ряд факторов, которые делают Интернет привлекательным для подростков, а именно:

1. Интернет представляет своего рода общедоступную библиотеку. Зайдя в Интернет, можно найти книги и литературу каких угодно стилей и жанров, можно найти эксклюзивные экземпляры книжной продукции, и многое подобного рода.

2. Интернет – среда обмена электронной почтой. Через Интернет посредством электронной почты человек способен организовывать общение на расстоянии, общение с группой людей по различным интересам.

3. Среда межкультурного общения, где подросток из одной страны может общаться с подростком из другой, тем самым изучая язык, культуру и обычаи другого народа, а также подросток может быть включен в общение, которое направлено на повышение уровня образованности среди людей.

Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрастах, именно в этот период дети ищут принадлежность к той или иной группе – новых друзей и новые субкультуры. В Интернете юный пользователь получает возможность общения с практически безграничным количеством людей, другое дело – нужно, обязательно ли такое массовое общение. Поиск нового круга общения идет параллельно тенденции автономизации от родителей.

Интернет-коммуникация весьма разнообразна. Есть ряд основных видов общения в сети.

1.Общение в режиме реального времени с одним или группой собеседников.

2.Общение, при котором сообщения адресату приходят с отсрочкой, также с одним или группой собеседников.

Большой популярностью в современном мире пользуются социальные сети. Общение в них носит мобильный характер, ведь социальные сети – одна из ветвей информационных технологий, которые стремительно и неуклонно развиваются.

Подростки в виртуальном мире формируют свою референтную группу, в реальной же жизни у множества из них появляются проблемы с реальным общением. Из этого можем сделать вывод, что социальные сети, как и информационные технологии в целом имеют двойственный характер, следовательно, могут влиять и пагубно на современную молодежь[26].

Для того, чтобы работать в социальной сети, необходима регистрация с рекомендацией вносить реальные данные. Пользователь самостоятельно наполняет свой аккаунт контентом – той информацией, которая касается непосредственно его, а также той, которую ребенок считает занимательной, важной. С появлением социальных связей – своего рода «друзей» - в наполнении профайла могут принимать участие и другие пользователи социальной сети. Кроме вышеуказанного, предусмотрена система оценок и комментариев, возможность объединяться в группы по интересам, общаться в режиме реального времени и многое другое.

Интернет-общение позволяет людям представляться лучше, чем есть на самом деле. Кроме того, что немаловажно, социальные сети не передают эмоциональности живого диалога, что может послужить причиной недопонимания, или даже конфликта.

Социальная сеть создает условия открытости и свободы осмысления социальных событий. Однако, как и любое техническое средство, сеть уже используется людьми в различных целях. Ее наполнение – индикатор развития общества. Она средство манипуляций людьми, социализации, самообразования, воспитания детей, подростков, молодежи, распространения опыта девиантного поведения, что наиболее волнующе по отношению к современным детям подросткового возраста[28].

Компьютер также представляет большие игровые возможности для реализации человеком своей активности. Игра – неоспоримо важный элемент в развитии как отдельного человека, так и отдельных человеческих сообществ. Опосредованная современными информационными технологиями и средствами их реализации игра чрезвычайно многообразна.

Еще в начале 80-х годов прошлого века компьютерные игры стали индустрией развлечений, которая и по сей день захватывает большое количество людей, большей частью детей и подростков [6]. Компьютерные игры, как и игры «реальные» имеют множество разновидностей: логические, на внимание, ролевые, стратегии и другие. Они призваны развивать интеллектуальную сферу ребенка, а также моторику рук и реакцию, но важно, чтобы игра была нормирована во времени, а также чтобы игрок не отождествлял себя полностью с персонажем.

В пубертатный период развития ребенка свобода является ключевой ценностью, а специфика Интернет-ресурса создает абсолютные условия свободы выбора той или иной информации. «Запретная информация» становится доступной. Так, например, различные видеоролики и группы с девиантным содержанием, открытое и безнаказуемое высмеивание отдельных участников социальной сети, ради развлечения у них за спиной, троллинг. Возможности Интернета красочно, наглядно, с беспрецедентной откровенностью позволяют оказывать мощное влияние на эмоциональную сферу подростка. Приемы предоставления информации, анонимность, правила участия в сети, – инструментарий психологической поддержки участия подростка в виртуальном общении, а «вбрасывание» в сеть эмоционально окрашенных текстов – средство сохранения контекста разговора и его направленности. Сеть как средство виртуального общения не имеет ни направленности, ни контекста разговора. Они задаются людьми. Направленность может быть различной, в том числе и асоциальной [7,1].

Свобода – некая альтернатива запрету. Запрет в условиях доступа к информации, предоставленной Интернетом, мотивирует ее поиск, побуждает к конструированию девиаций и реализации их уже не в виртуальном мире, а в реальной жизни. Однако свобода вне ответственности приводит к рискам социализации. Такого рода отклонения направлены на формирование отношения к человеку как средству. Заимствуя в виртуальной среде такого рода опыт, подросток копирует его, а затем переносит на другие виды деятельности. Опыт поведения и деятельности сознателен и потому он может быть перенесен в реальность, в интернете изобилует поток информации, которую невозможно отследить: насилие, жестокость и тому подобные вещи могут попасться даже случайно к подростку, чья психика еще окончательно не сформирована[1].

Также в сети могут заниматься мошенничеством и кибер-атаками недоброжелатели, привлекая беспечных молодых людей, но также и сами молодые люди иногда готовы пойти на криминальный риск ради легких денег.

Кроме того, общеизвестно, что различные компьютерные устройства весьма вредны для соматического здоровья, если не уметь ими пользоваться. Агрессия, фобии, множество других расстройств грозят новому поколению, имеющему чрезмерное увлечение новыми технологиями[3].

К сожалению, на сегодняшний день множество ученых сходится во мнении, что нынешнее поколение подростков не может мыслить самостоятельно и принимать решения, поскольку большую часть работы с информацией производит машина. Потребляя огромное количество информации, зачастую молодые люди не думают о ее содержании.

И, как один из самых больших минусов информационных технологий – интернет-зависимость почти каждого второго пользователя Сети.

Тем не менее, Интернет – прекрасная платформа, на которой можно развивать свой творческий потенциал. Компьютер и интернет предоставляют широкий спектр возможностей для творческой самореализации подростка с помощью создания и редактирования изображений, моделирования, создания аудио- и видео-контента, компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных навигационных, справочных и обучающих систем.

Возможность демонстрации результатов творчества и получения как прямой, так и косвенной оценочной реакции обеспечивает необходимые условия для самопрезентации и самоутверждения подростка.

Досуговая деятельность в интернет-среде может быть весьма эффективной и развивающей, если учтена специфика интернет-пространства и есть четкая цель использования Сети.

В интернет среде есть возможность зарабатывать себе на жизнь, в данном случае подросток может попробовать зарабатывать себе на какие-либо нужды набором текста и написанием статей.

Также не последнее место в сфере информационных технологий занимает дистанционное обучение, которое как и при непосредственном контакте с преподавателем обеспечивает получение новых знаний, умений и навыков. Это может помочь получить образование людям с ограниченными возможностями здоровья, людям-инвалидам.

Несомненно, проанализировав различные возможности технических устройств и информационных технологий в целом, можем обнаружить, что существует довольно большое количество положительных аспектов пользования интернет-технологиями подростками. Это и общение с кругом единомышленников, и большие познавательные возможности в глобальной Сети. Это возможность получать образование и самообразовываться. Также для получения более качественного и образования, получения «быстрой информации», важно научить подростков искать и обрабатывать информацию.

Проанализировав вышесказанное, отметим, что Интернет обладает как позитивными, так и негативными факторами привлекательности(Таблица 1.3).

Таблица 1.3.

№ п\п Факторы привлекательности ИТ для подростков Качество влияния Содержание влияния
1. Реализация творческого потенциала Позитивное Формирование здоровой, позитивной самооценки, способ получить одобрение и признание
Негативное Формирование завышенной самооценки и предвзятого отношения к другим
2. Доступ к ресурсам электронных библиотек Позитивное Получение новых знаний,
Негативное Доступ к запрещенной литературе
3. Свободное общение режиме реального времени   Позитивное Восполнение потребности в общении, приятные, радостные эмоции
Негативное Фривольность в общении, конфликты, агрессивность, несдержанность
4. Возможность оставаться «инкогнито» Позитивное Способствует формированию уверенности в общении
Негативное Возможность разворачивать агрессивную деятельность, компьютерные атаки, криминальные действия
5. Сетевые игры в режиме реального времени Позитивное Развитие интеллекта и моторики
Негативное Кибер-зависимость
6. Легкие деньги Позитивное Возможность заработка
Негативное Преступная деятельность
7. Безнаказуемые кибер-атаки Позитивное  
Негативное Агрессивное поведение, безнаказанность, неуловимость
8. Выглядеть лучше, чем есть на самом деле Позитивное Повышение самооценки
Негативное Принижение чести и достоинства других

 

Как видим из таблицы, в большинстве случаев информационные технологии и Интернет в частности имеют две стороны влияния, поэтому нужно крайне осторожно относиться к посещению различных сайтов и размещению личной информации.

Подводя итог, можно сказать, что сами по себе информационные технологии – это важное достижение человечества, нужное ему. Другое дело – есть ли конкретная цель использования интернет-новшеств. Важно определить для себя, что конкретно мы хотим получить для себя и в каком объеме. Вполне возможно, в определенных ситуациях придется ставить определенные рамки для самого себя, чтобы пользование информационными технологиями не обернулось негативной ситуацией для пользователя.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных