ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности исследования звукопроизношения у слабослышащих школьников.Ребенок с понижением слуха и недостаточностью слухового восприятия отличается тем, что не умеет прислушиваться, не умеет полностью использовать свой слух. Общепризнанным является положение о том, что материальной основой возникновения устной речи ребенка является становление и развитие 2-ой сигнальной системы во взаимодействии с 1-ой сигнальной системой в онтогенезе человека. Исследования физиологов и психологов (Н. И. Красногорский, А. А. Люблинская, И. М. Сеченов и других) доказывают, что, к моменту рождения ребенка его нервная система, в основном, сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. В том числе и для развития и функционирования устной речи: у ребенка имеется наследственная анатомо-физиологическая база в коре головного мозга, в виде специализированных кортикальных зон, связанных между собой пучками нервных волокон; сенсорная база для восприятия устной речи (слуховой и зрительный анализатор), речевой аппарат, а также – врожденный имитационный рефлекс [28, стр. 11-12].
В отличие от слышащих, у глухих детей из физиологического механизма формирования произношения выпадает один из важнейших компонентов – слуховой анализатор. Нарушение этого анализатора приводит к отсутствию первотолчка к развитию собственной устной речи у глухого ребенка и без специального педагогического воздействия устная речь у глухого ребенка не формируется [28, стр. 13]. Что касается слабослышащих детей, то у них снижение остроты слуха вызывает «затруднение естественного развития речи» [49, стр. 55], что также требует специального педагогического воздействия.
Учеными (В. И. Бельтюков, Ф. А. Рау, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау) все же установлено, что влияние нарушенного слуха на голосо- артикуляционные реакции младенца сказываются не сразу. В первые 2-3 месяца жизни у ребенка с нарушенным слухом и слышащего ребенка эти реакции почти не обнаруживают различия. Ребенок, родившийся глухим, кричит также, как и слышащий. В дальнейшем он начинает гулить и лепетать [40, стр. 60]. Однако, лепет глухого ребенка быстро затухает. По мнению В. И. Бельтюкова, это происходит потому, что отсутствие слухового восприятия делает невозможным самоподражание и подражание окружающим звукам, то есть невозможны реакции аутоэхолалии и эхолалии [7].
Таким образом, мы установили, что слуховой анализатор играет решающую роль в формировании у ребенка произношения. Именно поэтому примерно с 70-х годов ведется серьезная работа по развитию слухового восприятия детей с нарушенным слухом, и остаточный слух стал широко использоваться как вспомогательное средство для формирования устной речи и исправления произношения.
По мнению Э. И. Леонгард, посредством остаточного слуха глухие не могут полноценно воспринимать речь окружающих людей, но зато слух оказывает детям весьма существенную помощь при овладении устной речью. Остатки слуха помогают большинству глухих детей чище произносить гласные и некоторые согласные звуки; воспроизводить без призвуков слова со стечением согласных или с взрывным согласным на конце; говорить слитно и ритмично, выделяя в словах и фразах ударение; в речи таких детей может проявляться элементарная интонация[24,стр.204]. Таким образом, можно сказать, что и у слышащих и у детей с нарушенным слухом физиологический механизм формирования устной речи и произношения представляет собой формирование условнорефлекторных связей. Однако, у слышащего ребенка этот механизм начинает действовать непреднамеренно, за счет слухового восприятия речи окружающих, а для глухого ребенка необходимо специальное обучение, создающее условия для возникновения условнорефлекторных связей[28,стр.15]. Как отмечает Ф. Ф. Рау, от качества фонетического оформления речи глухого зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь глухого была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка. Так, при исследовании произношения глухих, обладающих вполне внятной речью, обычно обнаруживается, что в ней реализуются далеко не все фонологические противопоставления, касающиеся системы фонем, словесного ударения и интонации.
Правильное воспроизведение слова предполагает, что оно произносится слитно, без призвуков, с соблюдением правил орфоэпии и сохранением звукового состава (либо точного, либо приближенного с использованием регламентированных замен в соответствии с концентрическим методом обучения произношению).
Дефекты воспроизведения слова могут быть связаны с любой из указанных сторон, характеризующих его правильное произнесение.
Дефекты при произнесении слова, встречающиеся у глухих школьников: нарушение слитности — деление слова на слоги (ка-ран-даш), на части (каран-даш), на части с выделением отдельных звуков (ка-р-ан-даш или кара-н-да-ш), позвуковое произнесение (м-а-м-а, с-т-о-л); нарушение в стечениях согласных, выражающееся в появлении голосового элемента, сопровождающего артикуляцию одного или двух членов в группе смежных согласных (сытол, шыкола, сытыраница); нарушение словесного ударения, выражающееся в монотонном, без ударения, воспроизведении слова (кисточка, линейка, карандаш) или в переносе ударения (кисточка, кисточка, карандаш); нарушение, связанное с несоблюдением основных орфоэпических правил: безударное о произносится как о (вода, собака), звонкие согласные не оглушаются в конце слов (лев, Смирнов, пирог, пруд) и перед глухими (лодка, сказка), произносятся непроизносимые согласные (солнце, здравствуйте); —нарушение звукового состава: сюда относятся не столько искажения, связанные с тем, что дети нетвердо знают звуко-буквенный состав слова (мокровь вместо морковь, тамрока вместо гармошка), сколько искажения, обусловленные дефектным воспроизведением звуков.
Методика обследования произносительной стороны речи глухих школьников В качестве методики обследования мы использовали рекомендации Фомичевой М.Ф., Кузьмичевой Е.П., Слезиной Н.Ф. Остановимся на описании данной методики.
В ходе обследования детям предлагаются таблицы слов. Задание выполняется с использованием ЗУА (индивидуальных слуховых аппаратов).
Обследование произношения проводится следующим образом: ребенку предъявляется таблица с набором слов на различные звуки, дается инструкция: «Прочитай слова».
Аффрикаты: ч, ц
Ц - заяц, цапля, цыпленок, овца.
Ч - кирпич, ручка, пчела, черепаха.
Соноры: р, л, м, н
Р - рак, груша, ведро мухомор.
Л - лампа, молоток, белка, футбол.
М - мороз, мишка, камин, ком.
Н – носок, банан, кулон, нитка.
Свистящие: с, з
С - собака, слон, бусы, миска, пылесос.
3 - зайка, звонок, азбука, мимоза
Шипящие: ж, ш, щ
Ш - шашки, шляпа, кошка, карандаш.
Ж - жук, медвежонок, снежинка, рожь.
Щ - щенок, овощи, ящерица, скорая помощь.
Заднеязычные: к, г, х
К - кошка, кино, показ, брелок.
Г - голубь, вагон, попугай, порог.
Х - хвоя, пехота, монах.
Оппозиционные: б, п, д, т, в, ф
Б - батон, бабочка, букет, бубен.
П - пихта, поле, капот, потоп.
Д - дым, дудочка, удочка, лебеди.
Т - торт, тир, мотор, пират.
В - вата, волк, сова, павлин.
Ф - фонарь, филин, кофе, тариф.
Йотированные: й, я, е, ё, ю, и
Й - йогурт, лейка, воробей.
Я - ягода, одеяло, маяк, свинья.
Е - ежевика, наездник, платье.
Ё - ёжик, клеёнка, бельё, ружьё.
Ю - юбка, юла, юрта.
И - ирис, качели, калитка.
Гласные: а, о, у, э, ы
А - апельсин, малина.
О - овечка, окно.
У - улитка, пушка.
Э - экскаватор.
Ы – пышка, мартышка.
Результаты мы отметили в таблице «Состояние произношения учащихся 5го класса».
Условные обозначения:
1. Если сбоку от гласного указана дополнительно еще одна буква, это значит, что ученик произносит звук не чисто, с оттенком, который и указывает дополнительный знак. Например, иэ - значит, и звучит с оттенком э;
оу - о произносится слишком узко, что сближает этот гласный с у.
2. Волнистая черта над буквой указывает на носовое (гнусавое) произношение звука. Например а̃, о̃, и̃ - значит, эти звуки произносятся гнусаво.
3. Черточка вверх сбоку от буквы означает повышение голоса при произношении звуки. Например у`, м`, при произношении этих звуков ученик повышаёт голос.
4. Значок ˩ означает переднюю артикуляцию звука.
Например, о˩ значит, ученик произносит о при неправильном положении языка — язык передвинут вперед, к зубам, в результате чего о звучит неправильно, как ӧ (умляутное о в немецком языке).
5. Твердый знак вверху сбоку от согласного означает призвук, сопутствующий произнесению этого согласного. Например, пъ - значит, что ученик слово суп произносит как супы или супе.
6. Значок над буквой с̊ показывает лабиализацию — выдвижение губ вперед.
7. Обозначения:
а) сон. - определяет дефект, называемый сонантностью, то есть замену согласного гласным звуком типа и или ы, в результате чего, например, слово кошка звучит как «коика»;
б) бок. - боковая артикуляция звука, то есть такая артикуляция, когда воздух неправильно проходит по бокам языка;
в) щечн. - щечные ш, ж;
г) губ.-зуб. - губно-зубное п, б (ф и в с прикушенной нижней губой, в результате чего слово Вова звучит как «боба»);
д) м/з — межзубная артикуляция.
Если ученик произносит звук по-разному, например, в одних словах м произносится правильно, а в других — неправильно (например, мама, но «самболет»), то в протоколе так и надо отметить, обведя кружком и м и мб и т.д.
Описанную методику мы предлагаем использовать для обследования произносительной стороны речи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|