Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование наглядности и технических средств обучения в работе над произношением на индивидуальных и фронтальных занятиях.




 

Использование технических средств обучения (ТСО) в специальных детских садах и школах играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих и слабослышащих детей.

В настоящее время в специальных учреждениях для глухих и слабослышащих используются разнообразные аудиовизуальные учебные материалы, в том числе экранные (кинофильмы, диапозитивы, диафильмы, транспаранты или кодопозитивы, эпиобъективы) и экранно-звуковые средства обучения (кинофильмы, кинофрагменты, учебные телевизионные передачи, видеозапись). Все большее внимание уделяется использованию звуковых пособий (звукозапись), в частности на занятиях по развитию слухового восприятия.

В школе должна быть определенная фонотека (набор грампластинок, магнитная пленка с записью разнообразного речевого материала, набор записи музыкальных произведений - вокальных, инструментальных, а также различного рода шумов и т.п.).

Наличие новой современной аппаратуры - видеомагнитофонов, диапроекторов с дистанционным управлением, графопроекторов, компьютеров и т.д. - изменяет традиционные методы проведения урока, формы изложения учебного материала, характер руководства познавательной и практической деятельностью глухих учащихся. Все аудиовизуальные средства в своем воздействии на учащихся взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы.

Статические экранные пособия (диапозитивы, схемы), демонстрируемые с помощью эпидиаскопа и другой проекционной аппаратуры, целесообразно использовать в тех случаях, когда требуется длительное и всестороннее рассмотрение предмета. Сурдопедагог демонстрирует каждую фотографию, иллюстрацию столько времени, сколько это необходимо для рассмотрения, осмысления, обобщения изучаемого объекта или явления, и в такой последовательности, которая соответствует логике изложения учебного материала.

Фотографии, рисунки, чертежи демонстрируются с помощью проекционных аппаратов, позволяющих увеличивать изображение в несколько раз. В этом случае активизируются ощущения и восприятие глухих детей, что способствует формированию четких наглядных образов и представлений.

Широкое применение в школе глухих находит графопроектор, с помощью которого можно проецировать любой материал - не только готовые диапозитивы, но и те рисунки, которые выполняются непосредственно перед уроком или даже в процессе урока на прозрачной пленке, стекле. В этом случае ученики видят процесс решения задачи в динамике. Рисунок можно дополнять по мере объяснения материала, что позволяет наглядно воспринимать части целого, соотношение его частей и т.д. При наложении кадров в нужном порядке становится возможным показать глухим детям последовательное преобразование какого-либо предмета, явления.

Среди статических наглядных пособий в школе глухих широко используются диафильмы, представляющие собой тематически объединенную серию картин. Познавательные задачи, заложенные в диафильме, можно сравнительно просто сочетать с разнообразными формами работы, применяя одновременно слово и текст. Диафильм целесообразно использовать при необходимости подробного анализа ограниченного числа последовательных, наиболее существенных явлений, процессов. Диафильмы промышленного производства можно широко использовать как в младших классах (на уроках развития речи, природоведения), так и в старших (на уроках литературы, истории, биологии, физики и др.).

Использование звукоусиливающей аппаратуры (ЗУА)

Одним из условий эффективной работы по РСВ является использование ЗУА. Поэтому в школах и других общеобразовательных учреждениях используются звукоусиливающие приборы различного назначения (для коллективной, фронтальной, групповой, индивидуальной работы). [1]

В настоящее время все классы школ глухих и слабослышащих оснащены ЗУА. Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.

При использовании ЗУА в учебном процессе для учителя важным является ряд аспектов:

  • использование ЗУА различного назначения;
  • условия смены одного типа аппарата на другой;
  • время использования;
  • соблюдение правил использования ЗУА. [12]

Приступая к занятиям по развитию слухового восприятия, учитель должен определить для себя, какого типа ЗУА следует использовать с группой детей, в индивидуальной работе, в классе.

На фронтальных занятиях рекомендуется использовать ЗУА коллективного пользования. На групповых и индивидуальных занятиях используется ЗУА в соответствии с требованиями программы.

Использование технических средств обучения (ТСО), в том числе компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития глухих детей и обеспечивает решение ряда задач:

Повышение качества знаний учащихся. Использование ТСО позволяет познакомить глухих учащихся с окружающим миром во всем его многообразии, развитии, показать отдельные фазы этого развития, выделить в сложном те или иные элементы, раскрыть их диалектические связи и закономерности. В результате создаются условия для обучения глухих учащихся умению анализировать, сравнивать и обобщать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать; расширяются возможности для формирования научных понятий.

Увеличение плотности уроков, рациональное использование учебного времени, повышение продуктивности труда учителя и учащихся.

Обеспечение наглядности обучения. В результате применения ТСО создаются условия для более полного учета психофизиологических особенностей глухих учащихся, возможностей их познавательной деятельности. Характерными дидактическими особенностями ТСО, применяемых в школе, являются выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность. Это способствует лучшему восприятию и усвоению материала.

Стимулирование самостоятельной творческой деятельности и повышение мотивации учения глухих школьников. При просмотре экранных пособий сурдопедагог может ставить перед учащимися проблемные вопросы и задания (например, на сопоставление, поиск недостающей информации, обобщение, систематизацию), активизируя тем самым познавательную деятельность и интерес к приобретению знаний.

 

 

Содержание обучения произношению детей с нарушенным слухом в первоначальном и основном периодах.

Развитие речевого слуха происходит в условиях длительной слуховой тренировки, включающей три периода:

• первоначальный период (подготовительный – первый классы);

• основной период развития слухового восприятия (ІІ – V классы);

• период активного использования индивидуальных слуховых аппаратов (VІ – XІІ классы).

 

В первоначальном периоде создаётся база для развития речевого слуха у глухих учащихся, определяется слуховой резерв, на основе которого строится вся работа по развитию слухового восприятия.

 

Основной период характеризуется интенсивным развитием слухового восприятия, формированием навыка восприятия глухими школьниками речи на слух, активного использования развивающегося слухового восприятия при формировании их устной речи. В этот период оказывается возможным благодаря длительной слуховой тренировке с использованием звукоусиливающей аппаратуры в определённой степени компенсировать нарушенное слуховое восприятие. В результате у глухого школьника накапливается определённый слуховой словарь, которым он активно пользуется в речевой практике. При этом важным является формирование чётких дифференцированных образов слов при активной опоре на развивающееся слуховое восприятие, которые способствуют формированию у глухих слухо-речевой системы, основанной на неразрывной связи слухового восприятия и речедвигательных механизмов.

 

Успех в развитии речевого слуха глухих на данном этапе зависит от организации всей работы в школе по формированию устной речи, уровня речевого и умственного развития детей, от обеспечения неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с коррекцией произносительных навыков, с усвоением словаря, грамматического строя языка, с развитием познавательной деятельности детей.

В период активного использования индивидуальных слуховых аппаратов продолжается работа по развитию слухового восприятия. Слухозрительное восприятие устной речи с помощью индивидуальных слуховых аппаратов позволяет глухим школьникам более активно включаться в речевое общение, что способствует более полной общественной реабилитации глухих.

 

30. Лингвистические основы системы работы над произношением с неслышащими учащимися.

Основными ориентирами дифференцированной коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи неслышащих детей являются критерии качественной оценки внятности устной речи, разработанные на основе зависимости между количеством, качеством нарушений произношения и степенью внятности устной речи.

Нужна комплексная работа над всеми составляющими устной речи:

• звуками,

• голосом,

• дыханием,

• словесным и логическим ударением,

• нормами орфоэпии,

• интонацией.

Умения отрабатываются на разнообразном речевом материале, который необходим и используется учащимися в различных ситуациях общения как на индивидуальных занятия и общеобразовательных уроках, так и во внеклассное время. Повышение степени внятности речи неслышащих будет способствовать расширению их контактов со слышащими, социализации и интеграции в общество.

Эффективность работы обеспечивается совокупностью педагогических условий коррекционной работы, направленной на повышение качества произношения неслышащих, к которым относятся:

• индивидуально-дифференцированный подход в коррекционном воздействии с учетом характера нарушений произношения и степени внятности устной речи;

• применение традиционных методов обучения произносительной стороны речи в сочетании с инновационными технологиями (компьютерных и метода проектов).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных