ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Фонетические типы сочетания звуков в речевом потоке. Артикуляторные механизмы слитного произношения звуков. Приемы работы над слитностью произношения звукосочетаний.В речевом потоке артикуляция звуков в зависимости от различных факторов может подвергаться изменениям (модификациям), которые подразделяются на собственно позиционные и комбинаторные. Если определяющим фактором изменений является место звуков в слове или их позиция по отношению к ударению, то такие изменения определяются как собственно позиционные. Если же модификации возникают при взаимодействии звуков друг с другом в процессе артикуляции, то их называют комбинаторными. Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические процессы. Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у. Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка, так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно, по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной. Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. В приведенных примерах "аддать" и "лошка" мы имеем дело с регрессивной ассимиляцией. Прогрессивная ассимиляция встречается значительно реже, чем регрессивная. Причины возникновения ассимиляции объясняются взаимодействием звуков в речевом потоке. Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в некоторых русских диалектах говорят лессора вместо рессора, то два одинаковых несмежных звука р здесь расподобляются, образуя л и р. Последующее р как бы отталкивает от себя предшествующее, в результате получается диссимиляция несмежная регрессивная. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, но смежная: два губно-губных звука (м в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, р и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м в слове трамвай). Как и ассимиляция, диссимиляция различается прогрессивная и регрессивная, смежная и несмежная. Диссимиляция иногда отражается в литературном языке, в письменной форме речи. Современное верблюд образовалось от старой формы вельблюд в результате регрессивной диссимиляции двух л. Современное февраль возникло в результате прогрессивной диссимиляции из старого феврарь (лат. februarius). На почве ассимиляции/диссимиляции происходят разнообразные фонетические явления. Формирование слитности Одной из характерных черт устной речи является ее слитность. Однако эта естественная характеристика произношения слов и фраз ребенком с нормальным слухом часто труднодоступна для ребенка с нарушением слухового восприятия. Искусственно формируемая устная речь глухих детей далеко не всегда бывает слитной. Е. Н. Винарская в работе «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии» (1987) отмечала, что «сурдопедагогу приходится обучать глухого ребенка устной речи на основе или в связи с дактильной и письменной речью. Природа и дактильной и письменной речи во много раз аналитичнее устной (выделено мной – Т. А. Н.). Отсюда следует аналитизм устных высказываний обучающихся глухих детей, т.е. произнесение ими слов по частям, по отдельным слогам и даже по отдельным звукам». Она указывала, что «отсутствие плавности в речи глухих поддерживается также и тем, что, стараясь выполнить указания учителя и переживая в силу этого состояния высокой субъективной ценности, дети переходят к подчеркнутой паузации своих высказываний, что характерно для аффективной речи. Освоению плавной слитной речи благоприятствует непринужденное эмоционально положительное общение умеренной субъективной ценности с близкими людьми. Отчасти поэтому, вероятно, родителям иногда удается добиться больших успехов в развитии плавной речи глухого ребенка, чем сурдопедагогу. Конечно, и ситуация классного обучения может быть доверительной и непринужденной, но чтобы она такой стала, нужно к этому сознательно стремиться». Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина в работе «Методика обучению произношению в школе глухих» (1981) в качестве характерных нарушений слитности произношения слов глухими детьми назвали, помимо произнесения про частям, послогового и позвукового также и наличие призвуков. Призвуки в конце слова, в его начале и при стечении согласных также нарушают впечатление от слитности произношения. К наиболее грубым нарушениям они относят позвуковое произнесение слов. «Если воспроизведение слова по слогам или частям временно разрешается тем учащимся, которые пока затрудняются произнести слово на одном выдохе, или в том случае, если звуковой состав этого слова представляет известные трудности для данного ученика, то позвуковое произнесение считается грубейшей ошибкой даже в самом начале обучения». Описываемые нарушения слитности неизбежно влекут за собой разрушение ритмического контура слова. Н. Ф. Слезина в работе «Формирование произношения у глухих школьников» (1984г.) отмечала, что для глухих детей, поступивших в 1-й класс, наблюдались нарушения слитности произношения слов. Многим детям было свойственно послоговое и даже позвуковое произношение. Часть детей делила слово на части (руба – ш - ка). При организации специальной работы все дети научились различать на слух слитное и неслитное произношение не только педагога, но и сверстников (!!! -выделено мною – Т. А. Н.). Это способствовало формированию самоконтроля за слитностью произношения. Большую положительную роль в становлении навыка слитного воспроизведения слов играло сопряженное с учителем проговаривание.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|