ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дифференцированные подходы при коррекции дефектов звукопроизношения у слабослышащих учащихся.
Л.Г. Парамонова: Основная суть - в обосновании необходимости дифференцированного применения методик в соответствии с выявленными у слабослышащих формами нарушения звуко-произношения.
Методика коррекционного воздействия при сенсорной обусловленности дефектов звукопроизношения
При сенсорной обусловленности дефектов звукопроизношения, связанной с трудностью слуховой дифференциации звуков речи, основным направлением коррекционного воздействия должно быть прежде всего воспитание у слабослышащего слуховой дифференциации дефектно произносимых звуков.
В процессе коррекционной работы особенно важно учитывать, что при сенсорной обусловленности нарушений звуко-произношения основная трудность обычно заключается не в воспитании правильной артикуляции звука, что чаще всего достигается сравнительно легко, а в обеспечении возможности уместного употребления этого звука в речи. Для сенсорных форм нарушения звукопроизношения характерно то, что даже после появления правильной артикуляции обоих звуков ребенок упорно продолжает смешивать их как в устной речи, так и на письме.
Ввиду сказанного при сенсорных формах нарушения звукопроизношения особенно большое внимание должно быть уделено специальной работе над дифференциацией в речи ребенка смешиваемых им звуков. Эта работа, проводимая после автоматизации звука, также осуществляется в определенной последовательности. Сначала добиваемся дифференциации звуков в их изолированном произношении, т. е. умения правильно произносить по требованию именно нужный звук (с или ш). Затем дифференциация звуков осуществляется в процессе многократного произношения ребенком слогов с оппозиционными звуками (са-ша, со-шо и т. п.), далее – слов, фраз и связных текстов. В итоге этой работы слабослышащий должен овладеть навыком правильного (т. е. уместного) употребления в речи ранее смешиваемых им звуков.
При сенсорных формах нарушения звукопроизношения обязательна и работа над письмом (в плане преодоления соответствующих буквенных замен). Исчезновение их в значительной мере будет подготовлено уже самим обеспечением возможности слуховой и произносительной дифференциации звуков, а прочный навык правильного употребления букв вырабатывается в процессе специальных письменных упражнений. Приемы работы по устранению буквенных замен на письме, как уже отмечалось выше, изложены в пятом разделе методических указаний.
Методика коррекционного воздействия при обусловленности дефектов звукопроизношения аномалиями в строении артикуляторного аппарата
В тех случаях, когда дефекты в произношении звуков обусловлены аномалиями в строении артикуляторного аппарата, прежде всего необходимо попытаться предпринять возможные меры к устранению или хотя бы сглаживания имеющихся у ребенка анатомических дефектов. С этой целью необходимо направить его на консультацию к врачу-ортодонту.
Если путем врачебного вмешательства удается полностью устранить анатомический дефект (например, подрезать короткую уздечку языка, корригировать зубы и прикус и пр.), то в дальнейшем работу по коррекции звукопроизношения у этих детей ведут обычными приемами, т. е. путем воспитания нормального артикулирования дефектно произносимых звуков (с использованием объяснения, показа, механической помощи, артикуляторной гимнастики и пр.). Когда же устранение анатомического дефекта в строении артикулятор-ного аппарата по тем или иным причинам оказывается невозможным, то в этих случаях приходится прибегать к воспитанию у ребенка так называемой компенсаторной артикуляции дефектно произносимых звуков. Суть коррекционной работы здесь сводится к тому, что мы стараемся воспитать у слабослышащего правильное (или возможно более близкое к правильному) звучание звука, используя при этом заведомо неправильные, отличные от нормальных (компенсаторные) уклады артикуляторных органов.
Методика коррекционного воздействия при обусловленности дефектов звукопроизношения недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата
При данной форме нарушения звукопроизношения коррекцию звуков следует начинать с воспитания у ребенка необходимых для их артикулирования движений речевых органов, после чего должна следовать уже непосредственно постановка звука. Без обеспечения же возможности выполнения упомянутых движений правильное артикулирование звука невозможно.
В применении к детям с нормальным биологическим слухом названные приемы артикуляторной гимнастики и массажа в логопедии достаточно четко разработаны, поэтому мы не останавливаемся на них более подробно. Наша задача сводится к привлечению внимания сурдопедагогов к необходимости использования этих приемов и в отношении определенной группы слабослышащих детей.
После указанной предварительной подготовки артикуляторного аппарата постановка звука может быть осуществлена одним из общепринятых в логопедии и сурдопедагогике способов, т. е. по подражанию, с механической помощью, с использованием вспомогательных звуков (например, постановка ш от с) и пр.
Методика коррекционного воздействия при смешанной (сенсомоторной) обусловленности дефектов звукопроизношения
Данная форма нарушений звукопроизношения является наиболее характерной для слабослышащих. При ней особенно важно в каждом конкретном случае установить следующее: а) какие именно звуки произносит ребенок дефектно или заменяет другими звуками вследствие неразличения их на слух; б) какие именно звуки произносятся дефектно из-за аномалий в строении артикуляторного аппарата; в) какие именно звуки произносятся дефектно в связи с недостаточной подвижностью артикуляторного аппарата; г) наконец, дефекты произношения каких звуков имеют сложную причинную обусловленность (например, одновременное сочетание аномалий в строении артикуляторного аппарата и недостаточной подвижности артикуляторных органов или аномалий в строении артикуляторного аппарата и невозможности слуховой дифференциации звуков).
Выяснение указанных обстоятельств при данной форме нарушений звукопроизношения позволит наметить дифференцированные пути коррекционного воздействий при устранении дефектов произношения разных звуков у одного и того же ребенка. Очевидно, что здесь придется применять в различных комбинациях описанные выше дифференцированные приемы работы. Если же дефект произношения какого-то звука имеет сложную (сенсомоторную) обусловленность, что при данной форме нарушения звукопроизношения наблюдается нередко, то соответствующим образом комбинируются и приемы коррекционного воздействия.
Например, дефектное произношение звука ш (в частности, замена его на боковое с) может быть одновременно связано как с затруднениями в слуховой дифференциации этого звука от сходных с ним, так и с паретичностью мышц языка (невозможность удерживать язык по рту широким). Коррекционная работа в этом случае должна вестись в двух направлениях:
а) в плане развития речевой моторики с последующим переходом затем непосредственно к воспитанию правильного артикуляторного уклада; б) в плане воспитания слуховой дифференциации звука ш от акустически и артикуляторно сходных с ним звуков, прежде всего – от звука с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|