Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы поведения в группе




В социальной психологии выделяют четыре основных типа поведения людей в малой группе.

Обособляющий тип. Хорошо выражена индивидуаль­ная ориентировка. Оптимальное решение задач возможно только в условиях относительного обособления от группы, самостоятельно.

Ведомый тип. Выражена тенденция к конформности, подражательству, добровольному подчинению. Опти­мальное решение групповой задачи возможно в контакте с более уверенными и компетентными членами группы.

Лидирующий тип. Индивидуум ориентирован на власть в группе. Оптимальное решение задач возможно при условии подчинения себе других членов группы.

Сотрудничающий тип. Индивидуум постоянно стре­мится к совместному с другими решению задач и следует за группой в случаях разумных решений.

Знание типов поведения участников группы помогает психотерапевту при распределении ролей, способствует более глубокому пониманию механизмов психологиче­ской несовместимости отдельных ее членов.

Совпадение формального и неформального лидера в одном лице упрощает ситуацию, несовпадение делает групповой процесс более сложным.

Групповой процесс

Понятие групповой процесс (групповая дина­мика) впервые введено Куртом Левиным в 1936 г. Цент­ральная идея этого понятия состоит в том, что законы поведения индивидуумов в группах следует искать в познании детерминирующих их «социальных и психоло­гических сил».

В дальнейшем это понятие применительно к психокоррекционным группам было разработано Роджерсом, Шут-

цем и др. (см. раздел: «Карл Роджерс и терапия, центри­рованная на клиенте»).

Кельман (Kelman, 1963) рассматривает групповую пси­хотерапию как «ситуацию социального влияния», а в групповом процессе выделяет три этапа: податли­вость; идентификацию; присвоение.

По Кельману, члены психотерапевтической группы, во-первых, подвержены влиянию психотерапевта и дру­гих участников группы; во-вторых, идентифицируются с психотерапевтом и друг с другом; в-третьих, присваивают себе групповой опыт. Кельман считает, что для достиже­ния терапевтического эффекта мало одной «податливо­сти» нормам и правилам группы — необходимо еще усвоить выученное и овладеть им. Члены группы должны усвоить новые навыки чувствования (податливость), от­реагировать их на группе (идентификация) и применить к специфическим ситуациям реальной жизни (присвое­ние).

Психокоррекционная группа с момента ее создания до завершения лечебного процесса проходит несколько ста­дий (фаз) своего развития.

Большинство исследователей этого вопроса приходят к выводу о том, что групповой процесс, начинаясь со стадии адаптации, через разрешение внутри-групповых конфликтов (вторая стадия) приходит в конечном итоге к сплоченности и эффективному решению проблем (Tuckman, 1965; Bennis, Shepard, 1974 и др.).

Такая стадийность развития группы вытекает из теории межличностных отношений Шутца (Schutz, 1958). По Шутцу, на ранних этапах развития группы ее участники испытывают стремление к включению в ситуацию. В этой стадии начинает формироваться чувство принадлежности к группе и желание устано­вить адекватные отношения со всеми ее участниками. Во второй стадии на первый план выступают потреб­ность в контроле ситуации, негативизм. Появляются соперничество и стремление к независимости, желание выделиться, занять лидирующее положение. В третьей стадии начинает доминировать потребность в привя­занности, Участники группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом. На первый план

 

выступают сплоченность, чувство открытости, близости, эмпатии.

Кратохвил (Kratochvil, 1978) выделяет четыре фазы группового развития.

Первая фаза (ориентация и зависимость). Происхо­дит адаптация к новым людям и ориентация: «Что это за лечение?» «Что будем делать?» «Как мне это поможет?» Члены группы встревожены, неуверенны, зависимы. Од­ни замыкаются в себе, другие рассказывают про свои заболевания, но при этом все ждут информации и указа­ний от психотерапевта.

Вторая фаза (конфликты и протест). Появляется тенденция к самоутверждению, начинается распределе­ние ролей: активные и пассивные, лидирующие и «угне­тенные», «любимчики» и «нелюбимчики» и т. п. Возни­кает недовольство как друг другом, так и психотера­певтом, а в конечном результате — разочарование в самом методе лечения.

Если на первом этапе формирования группы пси­хотерапевт для всех членов группы был кумиром, то теперь он сбрасывается с пьедестала, низводится до уровня «бездельника и шарлатана». Недовольство пси­хотерапевтом еще более усиливается, если он отказы­вается от лидирующей, авторитарной роли. Эмоцио­нально-стрессовый накал достигает своего апогея:

обсуждения больного превращаются в «товарищеский суд», беседа с психотерапевтом — в конфликт. Если психотерапевт недостаточно опытен, то на этой фазе возможен развал группы.

Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижает­ся эмоциональная напряженность, уменьшаются число и острота конфликтов. Наступает консолидация групповых норм и ценностей. Борьба за лидерство отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлеж­ности к группе, актуальным становится чувство ответст­венности за общие интересы. Между членами группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интим­ность. Диалоги становятся более откровенными и довери­тельными. У индивидуума появляется чувство безопасно­сти, уверенность в том, что группа его защитит. По­является желание открываться, нормализуются отноше­ния с психотерапевтом.

Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится рабочим коллективом, зрелой соци­альной системой. Ее члены размышляют, советуются, принимают решения. Налаживается положительная об­ратная связь, которая не нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются отрица­тельные эмоции и конфликты.

В отечественной психотерапии принято выделять адаптационную, фрустрирующую, конструк­тивную и реализационную ф а з ы групповой дина­мики (Слуцкий, Цапкин, 1985 и др.). В принципе, эта динамика ничем не отличается от динамик, описанных Роджерсом, Кратохвилом и др.

Каковы же лечебные факторы психотерапевтической группы? По мнению Ялома (Jalom, 1975), их десять.

Сплоченность. Это характеристика степени связан­ности, единства межличностных отношений в группе. Возрастание сплоченности способствует усилению взаи­модействия между членами группы, интенсифицирует процессы социального влияния, повышает удовлетворен­ность каждого.

Внушение надежды. Вера в успешность группово­го процесса уже сама по себе имеет терапевтическое воздействие.

Обобщение. Люди склонны считать свои жизненные проблемы и болезни уникальными. В процессе группового развития они начинают осознавать, что и другие имеют подобные же проблемы и болезни. Эта идентификация собственных проблем и переживаний имеет терапевтиче­ское воздействие.

Альтруизм. Поведение, ориентированное на удов­летворение чужих интересов без сознательного учета их выгоды для себя. Поведение, направленное на оказание бескорыстной помощи любому члену группы независимо от того, какое социальное положение он занимает вне группы.

Предоставление информации. Имеются в виду информация и рассуждения, необходимые члену группы для самосознания и самораскрытия.

Множественный перенос. Любые трудности в области общения и социальной адаптации, будучи детермированными событиями настоящего и прошлого, обяза-

 

тельно проявляются в групповом общении. Эмоциональ­ная привязанность пациента к психотерапевту и к другим участникам группы рассматривается, исследуется и при необходимости подвергается рациональной и реалистиче­ской оценке.

Межличностное обучение. Группа служит ис­пытательным полигоном для исследования положитель­ных и отрицательных эмоциональных реакций и апроби­рования новых видов поведения. Члены группы убеж­даются в том, что могут открыто просить о помощи и поддержке других и бескорыстно помогать сами.

Развитие межличностных умений. В группе все ее участники явно или скрыто совершенствуют свое умение общаться. Для развития межличностных умений используются различные методики, в том числе обратная связь и ролевая игра.

Имитирующее поведение. Обучение адекватно­му поведению посредством наблюдения и имитации пове­дения других. В начале группового процесса имитируется поведение психотерапевта или других членов группы, получивших его одобрение. Постепенно участники груп­пы начинают экспериментировать, используя множество образцов поведения, предлагаемых в группе для поддер­жания.

Катарсис. Обсуждение в группе скрытых или подав­ленных («неприемлемых») потребностей, сосредоточение на таких непроанализированных эмоциях, как чувство вины или враждебности, ведут к самопониманию, само­раскрытию и в конечном итоге к облегчению.

Кратохвил (Kratochvil, 1978) приводит иной перечень лечебных факторов психотерапевтической группы:

· участие в работе группы;

· эмоциональная поддержка;

· помощь другим;

· самопроявление;

· отреагирование;

· обратная связь;

· инсайт (понимание ранее не осознанных взаимосвя­зей);

· коллективный эмоциональный опыт;

· проверка и тренинг новых способов поведения;

· получение новой информации и социальных навыков.

 

В заключение следует подчеркнуть, что ни один из перечисленных факторов в отдельности не имеет решающего лечебного значения. Терапевтическое воз­действие оказывает групповой процесс, вся группа в целом.

Групповая этика

Наиболее важными в этой проблеме являются вопросы, касающиеся этики руководителя группы, пси­хотерапевта, и вопросы внутригрупповой этики.

Обоснованное требование, которое должно предъяв­ляться психотерапевту, — это уровень его профессиональ­ной подготовки. Многие полагают, что групповую психо­терапию может проводить любой дипломированный врач или психолог. Это глубокое заблуждение, порожденное незнанием прежде всего механизмов лечебного воздейст­вия групповой психотерапии.

Подготовка компетентных специалистов для группо­вой психотерапии — дело довольно сложное, трудоемкое и должно включать в себя как минимум три стадии обучения.

Первая стадия — обучение терапевтическим основам и техникам групповой психотерапии; вто­рая — стажировка в группе, которой руководит опыт­ный специалист, третья — личное участие в груп­повом процессе.

Теоретические основы и основные формы групповой психотерапии осваиваются при первичной специали­зации. Но опыт показывает, что этого бывает недо­статочно.

Оптимальным вариантом второго этапа обучения яв­ляется работа «в паре» с опытным психотерапевтом. Роль лидера всегда играет более подготовленный врач, но иног­да полезно в процессе занятий передавать эту роль стаже­ру, чтобы тот мог взять на себя ответственность за руко­водство, а главное — «почувствовать» группу. В после­дующем руководство группой можно временно возложить на стажера, но при условии присутствия, наблюдения и поддержки профессионала.

Очень важно для психотерапевта приобрести личный опыт члена группы. Хорошим полигоном для этого явля-

 

ется группа тренинга. Руководители в такой Т-группе могут назначаться по очереди, а остальные выполняют роль участников. Участники Т-группы в таких условиях обретают понимание не только того, как чувствует себя руководитель группы, но и того, как чувствуют себя участники, переживающие трудности фрустрации, меж­личностных отношений, самораскрытия.

На Западе, например в Институте психиатрии и невро­логии в Варшаве, разработаны программы 2-летних и 4-летних курсов обучения врачей для групповой психоте­рапии (Косевска, Чабала, 1990).

Внутригрупповая этика включает в себя круг вопро­сов, наиболее важными из которых являются:

• согласие или несогласие участвовать в групповом про­цессе;

• свобода выбора участия в тех или иных действиях группы;

• профилактика психических травм.

Parloff (1970) подчеркивает, что профессиональные руководители групп должны ограничиваться скромной рекламой и открыто говорить о границах своих ком­петенции и возможностей. В то же время информация о целях, методах, продолжительности и принципах групповой психотерапии, наоборот, должна быть на­иболее полной. Это позволяет пациенту правильно решать вопрос о том, участвовать ему а этом виде лечения или нет.

Второй вопрос касается более интимных механизмов группового процесса. Поэтому каждый участник имеет право не участвовать в тех или иных действиях или ситуациях при работе группы. При этом ни руководитель группы, ни сама группа не должны оказывать на такого участника чрезмерного давления, а тем более понуждать его к искренности и самораскрытию.

Третий вопрос тесно связан со вторым. Имеет значение также продуманный отбор отдельных членов при форми­ровании группы.

И наконец, обязательным для руководителя и всей группы в целом является соблюдение конфиденциально­сти. Все, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы. В противном случае групповой процесс может прерваться.

ГРУППЫ ТРЕНИНГА

Общие положения

История создания групп тренинга тесно связа­на с именем социолога и психолога Курта Левина. Рабо­тая сначала в лаборатории, а затем в «полевых» условиях, Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Он утверждал: «Чтобы выя­вить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие» (Lewin, 1951). Его «теория поля» заложила основы для «групповой динами-ки» и стала краеугольным камнем в создании групповой психотерапии.

Тем не менее первая группа тренинга (Т-группа) воз­никла случайно. Несколько специалистов в области есте­ственных наук (Лиленд Брадфорд, Рональд Липпитт, Курт Левин) создали в 1946 г. группу из деловых людей и бизнесменов, целью которой было совместное изучение основных социальных законов (например, закон найма на работу) и «проигрывание» различных ситуаций, связан­ных с их применением. Помимо выработки отпимальных вариантов решений и поведения, связанных с примене­нием законов, эта группа несла в себе первый опыт самораскрытия и самоосознания с помощью получения обратной связи.

Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и уже в следующем году в г. Бетеле (штат Мэн) была создана национальная лабора­тория тренинга (НЛТ). Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение ее участников основным законам межличностного общения, умению руководить и прини­мать правильные решения в трудных ситуациях. Естест­венно, такие группы на первых порах не были ориенти­рованы на терапию.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали делиться на группы умений (подготовка руководителей, деловых людей), группы межличностных отношений (проблемы семьи, секса) и группы «сенситивности» (груп­пы, ориентированные на рост и самосовершенствование

 

 

личности, преодоление нерешительности и т. п.). Тем не менее акцент в Т-группах еще долгое время делался на обучении здоровых людей таким ролевым функциям, как общение с начальством и подчиненными, выработка оп­тимальных решений в трудных ситуациях, поиск методов улучшения организаторской деятельности и т. п. (Shein, Bennis, 1965).

Родоначальники Т-групп в основе своего, как они считали, обучающего метода видели следующие позитив­ные начала:

• применение общественных наук (психология, социоло­гия) в практической жизни;

• ориентация на демократические (в противовес автори­тарным) методы обучения;

• способность в процессе обучения устанавливать отно­шения взаимопонимания и взаимопомощи» готовность вникнуть в проблемы любого члена группы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных