Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование группы




Состав группы определяется ее типом (группа встреч, группа умений и т. п.), а также формой и содержанием предполагаемой психотерапевтической работы.

Первый вопрос, который приходится решать врачу при формировании группы, это вопрос о показаниях и проти­вопоказаниях для групповой психотерапии.

Диапазон показаний к групповой психотерапии до­статочно широк — от неврозов до ремиссии шизофрении. Однако соотношения показаний и противопоказаний всег­да представляют большую трудность. Показания зависят от типа группы и метода психотерапии.

Strotzka (1986) считает, что обычные «жизненные трудности» легко преодолеваются «разговорной» тера­пией; при изолированных симптомах (фобии) более целе­сообразна поведенческая психотерапия; характерологи­ческие нарушения легче корригируются гештальт-терапией или с помощью психодрамы; при алкоголизме и наркоманиях более эффективна недирективная группо­вая психотерапия и т. д.

Противопоказаниями для групповой психотера­пии являются низкий интеллект и психозы. Особую слож­ность создают больные, склонные к образованию бре­довых идей отношения, преследования и физического воздействия.

Относительными противопоказаниями могут служить тяжелые формы психопатий, особенно возбудимого крута (эксплозивные, эпилептоиды). С осторожностью следует включать в группу людей с выраженными физическими недостатками (уродов, глухих, слепых). Б. Д. Карвасарский (1985) считает, что абсолютно недопустимо вклю­чать в одну и ту же группу людей, «находящихся за ее пределами в служебных или каких-либо иных отноше­ниях».

Группы могут быть большими (до 30 чел.) и малыми (3—4 чел.). Когда группа слишком велика, возникает тенденция к обособлению отдельных подгрупп со своими интересами и обратными связями. Такие группы трудно-управляемы, а терапевтический эффект их низок. Если группа слишком мала, то резко снижается интенсивность межперсональных взаимодействий. Такая группа скорее напоминает группу больных, пришедших на консульта­тивный прием.

Большинство психотерапевтов отдают предпочтение группам из 8—12 человек (Kratochvil, 1978; Kellerman, 1979). Такие группы достаточны, чтобы обеспечить эмо­циональную близость ее участников и создать между ними обратную связь.

При комплектовании группы всегда встает вопрос:

какой она должна быть по составу — гетерогенной или гомогенной?

В основе определения однородности или неоднородно­сти группы обычно лежат три основных критерия:

1) демографический (возраст, пол, образование);

 

2) клинический (симптомы, синдромы, диагноз);

3) личностный (характер, интеллект, интересы).

Сторонники гетерогенных групп аргументируют свою точку зрения желанием создать модель общества в миниатюре (Bennis, Shepard, 1974). В гетерогенных груп­пах эмоциональное напряжение и степень конфронтации могут быть более выраженными, а способы решения конфликтов — более естественными. Однако гетероген­ность может способствовать изоляции отдельных членов группы, что, естественно, не способствует улучшению психотерапевтического воздействия.

Пожилой интеллигентный человек, попавший в груп­пу современной, не очень деликатной молодежи, в луч­шем случае будет чувствовать себя неуютно, в худшем — может стать предметом насмешек.

Гомогенные группы более сплочены, менее конф­ликтны, члены ее более, чем в гетерогенных группах, склонны к эмоциональной поддержке друг друга. В то же время гомогенная группа является плохой ареной для споров и решения острых конфликтных ситуаций.

Гомогенность и гетерогенность группы является предметом выбора. Первые более эффективны там, где сроки лечения невелики, а целью лечения является наиболее быстрое создание «мягкого» психотерапевти­ческого климата. Вторые более целесообразны в тех случаях, когда лечение рассчитано на более длительный срок и направлено в основном на коррекцию характера, поведения.

В наших условиях, когда речь чаще всего заходит о лечении больных неврозами, алкоголизмом, заика­нием, с сексуальными нарушениями, соматическими заболеваниями, а сроки лечения ограничены, боль­шинство психотерапевтов предпочитают работать с гомогенными (в клиническом и демографическом плане) группами.

Иногда в группу больных неврозами для «остроты» создаваемых ситуаций целесообразно включить одного-двух истероидных психопатов. При формировании груп­пы только из психопатов целесообразно соблюдать опре­деленную пропорцию из возбудимых (эксплозивные, эпилептоиды), тормозимых (астеники, психастеники), ис­тероидных и паранойяльных личностей.

Опыт показывает, что работа только с одними психастениками или истерическими психопатами со­здает много трудностей в группe и снижает качество лечения.

Частота и длительность занятий определяются многими факторами (характер лечебного учреждения, форма и цель лечения). Оптимальными в условиях ста­ционара считаются 3—4 занятия в неделю, каждое про­должительностью по 60—90 минут.

Роли и нормы

Психология малой группы включает в себя такие понятия, как роли, нормы, лидерство, типы пове­дения, групповой процесс.

Роли — это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Каждый член малой группы, будь то производст­венный коллектив или семья, играет в ней ту роль, которую считает подходящей для себя и для этой конкретной группы (заведующий отделением, отец се­мейства и т. д.).

Опираясь на собственный опыт, каждый человек при­ходит в психокоррекционную группу уже с определенным настроем на ту роль, которую он в ней будет играть. Роль пациента в лечебной группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы пациент — ответственный работник» руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от пациента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии — гибкости в ролевой тактике.

Богданов и Элбом (Bogdanoff, Elbaum, 1978) считают, что потребность той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обяза­тельно появляются такие персонажи, как Вожак, Нытик, Скептик и т. д.

Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, как бы противопоставлены друг другу.

 

На этом основании Лири (Leary, 1957) все групповые роли расположил на двух осях: гнев — любовь, сила — слабость. Келлерман (Kellerman, 1979) выделил восемь основных типов ролей, разделенных на четыре пары полярных противоположностей: Романтик — Проверяю­щий, Невиновный — Козел отпущения. Философ — Ре­бенок, Пуританин — Объединяющий.

Принятая каждым участником группы «новая» роль помогает психокоррекционной группе выполнять свои основные задачи.

Эффективная группа нуждается в равновесии поло­жительного и отрицательного. Поддерживающая, корри­гирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только сог­ласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичны­ми будут участники группы в своих ролях, тем более эффективной будет группа в достижении своей конечной цели.

Нормы — это принятые правила поведения, руко­водящие действиями участников и определяющие сан­кции наказания при их нарушении. Типичными нор­мами психокоррекционных групп являются саморас­крытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы.

Нормы существуют в любой группе и в любом обществе, а нарушение принятых норм всегда преду­сматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее груп­па. Примером могут служить неформальные автори­тарные группы асоциальных подростков (Кондрашенко, 1988).

Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряются эмпатия, правдивость, теплота и откры­тость.

По мнению Б. Д. Карвасарского (1985), каждый член психокоррекционной группы обязан:

• выполнять распорядок групповых занятий;

• говорить в группе обо всем открыто и искрение;

• не выносить за пределы группы того, что происходит во время групповых занятий;

 

 

• помогать товарищам по группе осознавать и изменять свой способ поведения, если он противоречит общеприня­тым нормам;

• отказаться от общих фраз, говорить о проблемах и переживаниях, как своих собственных, так и товарищей по группе, конкретно и по принципу здесь и теперь;

• выслушивать взгляды, мнения и советы членов груп­пы, обдумывать их, но принимать решения самостоя­тельно.

Подчинение перечисленным нормам не является обя­зательным, но от их соблюдения или несоблюдения зави­сит эффективность работы психокоррекционной группы и, следовательно, эффективность лечения.

Выполнение норм поведения во многом зависит от информированности и сплоченности группы.

Левин (Lewin, 1951) определял сплоченность как «то­тальное поле сил, формирующее у участников чувство принадлежности к группе и желание в ней остаться».

Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выраже­но, чем в гетерогенных.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных