ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Техника занятий Т-группГруппа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и «в жизни», проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т. д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что: • в Т-группе каждый может быть и экспериментатором, и предметом эксперимента; • здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни; • занятия в группе предполагают «психологическую безопасность», что обеспечивает «чистоту» эксперимента. Чем ближе задачи Т-группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавторитарными, демократическими, тем больше Т-группа (особенно ее сенситивный тип) приближается к группе встреч. Иногда границы между этими группами и вовсе стираются. И все же разница между Т-группой и группой встреч существует. Прежде всего Т-группа учит тому, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются друг на друга, чем на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы: • представление самого себя; • обратная связь; • экспериментирование. Представление самого себя — это процесс самораскрытия. Наиболее эффективной моделью самораскрытия является «окно Джогари», названное так в честь его изобретателей Джозефа Лафта и Гарри Инграма (рис. 11). Рис. 12. Окно Джогари В соответствии с моделью «Джогари» можно представить, что каждый человек содержит в себе четыре зоны личности: «арену», «видимое», «слепое пятно» и «неизвестное». «Арена» — это зона нашего Я, о которой знаю я и знают другие. Это «пространство» личности, открытое и для меня, и для других. «Видимое» — это то, что я о себе знаю, а другие нет (любовный роман, страх перед начальником и т. п.) «Слепое пятно» —это то, что другие знают обо мне, а я — нет (привычка перебивать говорящего и т. п.). «Неизвестное» —- это то, что скрыто и от меня и от других. Сюда же включаются и скрытые потенциалы любой личности. Условно эта зона совпадает с зоной бессознательного.
«Окно Джогари» наглядно показывает, что расширить контакты — это значит прежде всего увеличить «арену». Когда участники любой группы встречаются впервые, «арена» обычно бывает небольшой. По мере того как растет взаимопонимание в группе, увеличивается доверие к партнерам, повышается степень самораскрытия, расширяется и «арена» каждого из ее участников. Если в группе не удается создать атмосферу взаимопонимания, а уровень доверия друг к другу достаточно низок, то и эффект воздействия такой группы на ее участников бывает невысоким. Обратная связь осуществляется в тех случаях, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение других с целью откорректировать «курс» их поведения. В свою очередь участники, получившие такой «сигнал» от других, имеют возможность откорректировать свое поведение. Обратная связь в атмосфере искренности и взаимодоверия дает отдельным членам группы информацию об их «слепых пятнах», обеспечивает лучшее понимание всеми участниками сути группового процесса. Лучше, когда обратная связь проявляется эмоциональной реакцией на поведение партнера, а не критикой и оценкой самого партнера и его поведения. Лучше сказать: «Когда ты прервал меня, я разозлился», чем «Невоспитанный ты человек», и т. п. Корректирующее воздействие обратной связи тем более эффективно* чем более единодушны участники группы в своей оценке поведения одного из партнеров. Экспериментирование в группе основано на активном поиске различных вариантов поведения в одинаковых (или различных) ситуациях. Такой поиск может быть успешным лишь в том случае, если экспериментирующие участники могут получить от группы ясную и точную обратную связь без страха за последствия своего поведения в той или иной ситуации. Важным условием работы группы является сосредоточение внимания на принципе здесь и теперь. Этот принцип актуален для всех типов учебных и лечебных групп. Все реакции должны исходить из конкретной ситуации, а не носить характер повествования или назидания. Глав- ным итогом группового процесса является внимание к непосредственному опыту и конкретным ощущениям. Конечная цель Т-группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни (на производстве, в семье и т. п.). Функции руководителя группы. Джон Богарт довольно точно подметил, что «идеальный руководитель Т-группы представляет собой сочетание иудейской праматери, примерного отца, святого пророка и Мефистофеля» (Bogart, 1966). Хороший руководитель — тот, кто верит в групповую мудрость и способность участников самостоятельно выбраться из трудных ситуаций, которые они сами себе создают. Роль руководителя состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивного руководства. Общая ошибка всех руководителей Т-групп заключается в стремлении активно включиться в групповой процесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В действительности такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности. Однако устраниться от руководства — не означает утратить контроль над ситуацией. Опытный руководитель, избегая очевидного руководства группой, всегда тем не менее остается центральной фигурой, тонко и ненавязчиво направляя процесс в нужное русло. В тех случаях, когда работа в Т-группе ограничена во времени (наша действительность!), меняется и роль наставника. Руководитель такой «краткосрочной» группы должен быть более активен, чаще вступать в конфронтацию с участниками, обеспечивать обратную связь. Т-группа с укороченным сроком действия чаще всего бывает «структурированной». В такой группе руководитель задает тон занятиям (дает конкретное задание, формирует ситуацию), а группа вырабатывает свой вариант решения. «Заплаиированность действий» хорошо зарекомендовала себя при решении различного рода конфликтных ситуаций. Противоположностью «структурированной» группе может служить так называемая тэвистокская модель
группы. Она была предложена Уилфридом Байоном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокской клиники и Тэвистокского института человеческих отношений в Лондоне, где Байон занимался исследованием так называемых «малых учебных групп» (Bion, 1959). Основное внимание в этих группах сосредоточивается на индивидуальном развитии и уникальности каждой личности. В тэвистокской группе в качестве допущения принимается, что высказывания одного участника и его поведение, отраженное в групповом зеркале, разделяются и другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязанная система, в которой целое оказывается чем-то большим, нежели сумма его частей. Руководителю в тэвистокской группе Байона отводится пассивная роль. В то время как члены группы исследуют особенности собственного поведения, руководитель группы остается в тени. Приобретение коммуникативных умений. Т-группа в психокоррекциоином плане имеет две основные цели: • самосовершенствование личности; • обучение умениям межличностного общения (коммуникативным умениям). Коммуникативные умения в свою очередь включают: • описание поведения (своего и партнера); • коммуникацию чувств; • активное слушание; • обратную связь; • конфронтацию. Описание поведения — умение сказать о поведении другого без анализа его мотивов и без конструктивной критики, а тем более оскорблений самого субъекта. Можно сказать: «Татьяна, ты неряха». Это оскорбление. А можно так: «Таня, ты пролила чай и не вытерла». Это описание поведения. Умение высказаться в описательном ключе, а не в форме оценки — первый шаг к умению правильно строить межличностные отношения. Коммуникация чувств — умение ясно сказать о своих чувствах. Внешний вид и жесты не всегда четко и правильно отражают чувства партнера. Плотно сжатые губы могут быть и выражением гнева, и проявлением страха. Участники группы должны учиться передавать суть своих чувств таким образом, чтобы они были пра- вильно поняты другими. Лучше всего научиться передавать свои чувства адекватными словами, не прибегая к непонятным и сложным метафорам. Проще сказать: «Мне стыдно»; <Я рад»; «Я чувствую смущение»; «Я тебя люблю», нежели идти окольными путями, прежде чем партнер поймет то, что ты чувствуешь. Иногда люди путают мысли и чувства. Утверждение «Я чувствую, что Таня очень одинока» в действительности есть суждение, в котором слова «Я чувствую» правильнее заменить на «Я думаю». Умение слушать. Случайно собравшиеся собеседники редко умеют слушать друг друга. Говорить всегда проще, чем слушать. По мнению Карла Роджерса, научиться слушать намного труднее, чем научиться говорить. Существует понятие активное слушание, которое включает в себя ответственность за то, что человек слышит. Можно сделать вид, что слушаешь, а можно активно, посредством подтверждений и уточнений вникать в суть услышанного. С активным слушанием связано другое понятие — эмпатическое понимание, которое объединяет способность слушать и умение передавать услышанное другому. Эмпатическое понимание означает умение не просто слушать, а правильно понять значение и смысл услышанного, уловить внутреннее состояние, истинные чувства говорящего. Без умения активно слушать и понимать услышанное невозможен искренний и продуктивный диалог. Конфронтация — одна из активных форм коммуникации, при которой действия одного человека направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свои межличностные отношения. Умелая конфронтация требует чуткости к психическому состоянию оппонента и убежденности в своих контрдоводах. Она будет более продуктивной, если ее инициатор соблюдает следующие условия диалога: • устанавливает позитивные взаимоотношения и эмпатическое понимание с оппонентом; • выражает конфронтацию в форме предположения или вопроса, а не в форме категорического требования; • говорит об особенностях поведения партнера, а не о его личности;
• приводит контрдоводы, которые содержат конструктивные и позитивные начала; • вступает в конфронтацию прямо, честно, не искажая факты, намерения и чувства оппонента. В свою очередь оппонент может извлечь пользу из конфронтации только в том случае, если он открыт для обратной связи и рассматривает спор как возможность исследовать себя. Т-группа, кроме функции научения, выполняет еще и функцию психического оздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства. Упражнение 1: «Кто я?» Особенно подходит для первого занятия. Каждому участнику группы раздаются карандаши и бумага. Руководитель дает инструкцию: «Напишите в столбик цифры от 1 до 10 и против каждой цифры дайте ответ на один и тот же вопрос: «Кто я?» Постарайтесь быть искренними, откровенными, учитывайте свои интересы, положительные и отрицательные качества. После того как закончите составлять перечень ответов, приколите лист на грудь и медленно ходите по комнате, читая, что написано на листке каждого, и позволяя читать свой перечень». В качестве варианта один из участников может прочесть свой перечень ответов громко для всей группы. Занятие оканчивается обменом мнениями. Упражнение 2: «Решение задачи». Половина группы усаживается в круг в центре комнаты, вторая половина располагается вокруг первой. Участникам, находящимся во внутреннем круге, дается ситуационная задача или тема для дискуссии. Подходят любые задачи и темы, но лучше конкретные, актуальные в повседневной жизни: «Муж пришел домой пьяным»; «В магазине нет нужных продуктов»; «Муж узнал, что жена ему изменяет»; «Вы спешите на работу, а автобус переполнен» и т. п. Тему лучше обсуждать по принципу здесь и теперь. Участникам, находящимся во внешнем круге, предлагают наблюдать за поведением кого-либо из конкретных участников в центре и подмечать, как тот участвует в дискуссии, в какой степени оказывает поддержку своим партнерам. Через 15—20 минут участники меняются местами. В заключение вся группа садится в общий круг и обсуждает различные варианты решения проблемы, формы поведения и реагирования отдельных участников дискуссии. Возможно резюме руководителя группы.
Упражнение 3: «Дискуссия». Четыре участника группы добровольно вызываются участвовать в дискуссии, взяв на себя одну из предложенных ролей. «Начальник». Держится высокомерно, мыслит безалпеляционно. Себя считает правым, остальных — виновными. Говорит властным голосом, не терпит возражений. «Подчиненный». Во всем противоположен начальнику. Держится подобострастно, во всем соглашается с начальником. Всех успокаивает, очень боится конфликта. «Человек-компьютер». Ультрарассудительный, спокойный, холодный, собранный, бесстрастный, умный. Говорит только правду. «Чудак». Высказывает неожиданные суждения, приводящие всех в недоумение. Держится независимо. Кажется неуклюжим, «простачком», «себе на уме». Предметом дискуссии может быть любая тема. Добровольно, в соответствии со своими поведенческими ролями участники дискуссии демонстрируют различные варианты межличностных отношений. Дискуссия длится 15—20 минут. Занятия заканчиваются общим обсуждением поведения участников дискуссии. Руководитель предоставляет возможность каждому участнику дискуссии защищать свою позицию. ГРУППЫ ВСТРЕЧ Общие положения Группы встреч в отличие от групп тренинга являются терапевтическими психокоррекционными группами. Существуют два основных направления в понимании психокоррекционных групп. Сторонники первого направления (Бредфорд, Гибб, Бенинс и др.) ориентируют группы на решение конкретных задач, отработку навыков межличностных отношений. Руководитель не устраняется от лидерства полностью и нередко выступает в роли наставника. Сторонники второго направления (Роджерс, Шутц, Перлс и др.) в большей степени ориентированы на гуманистический, демократический стиль руководства группой. Во главу угла ставится не аутократичность руководителя, а чувство общности, аутентичности и открытости в отношениях между членами группы. Сторонники первого направления более склонны работать с Т-группами или группами тренинга умений; приверженцы второго — с группами встреч, гештальт-груп-пами.
Большой вклад в развитие метода внес Карл Роджерс («терапия, центрированная на клиенте»). Роджеровская концепция «встреч» содержит в себе прежде всего веру в потенциальные возможности личности на пути к самораскрытию и самосовершенствованию. Местом рождения групп встреч можно считать Институт Эсалена в штате Калифорния (1962), а к родоначальникам этого оригинального гуманистического направления в психотерапии наряду с Роджерсом следует отнести Ричарда Прайса, Мишеля Мерфи, Ульяма Шутца и др. Шутц выделяет следующие основные признаки группы встреч: • открытость и честность в общении ее членов; • осознание самого себя, своего Я (психического и физического); • ответственность за себя и членов группы; • внимание к чувствам; • принцип здесь и теперь. Открытость и честность. Достигается через реализацию такой групповой ценности, как самораскрытие. Группа встреч поощряет участников к раскрытию самих себя другими и тем самым дает им возможность установить доверительные отношения друг с другом. Самораскрытие — сугубо интимный и трудный процесс. Люди, готовые без серьезного повода раскрыть другим свой внутренний мир, по меткому выражению Сиднея Джурарда, являются либо чудаками, либо психическими эксгибиционистами. Именно с этой позиции рассматривал Поль Моруа «Исповедь» Жана Жака Руссо. С другой стороны, целенаправленное и осознанное самораскрытие, по утверждению того же Джурарда (Jourard, 1964), является признаком сильной и здоровой личности. Сам процесс самораскрытия заинтересованному эмпатизирующему слушателю приносит облегчение (эффект исповеди). Существует такое мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних переживаний приводит нередко к неврозам и психосоматическим заболеваниям (Mowrer, 1964). Группа встреч поощряет к самораскрытию (к исповеди) не перед профессионалом (священник, врач), что намного проще, а перед партнерами по группе. Опыт
показывает, что иногда исповедоваться проще совершенно незнакомому человеку (дорожные встречи и т. п.). Однако спонтанное самораскрытие партнеру по группе по многим причинам не всегда приемлемо. Лафт (Luft, 1970) считает, что самораскрытие становится возможным только при определенных сформировавшихся условиях: • когда взаимоотношения между людьми строятся на основе взаимопонимания; • когда тема самораскрытия связана с ситуацией, каким-то образом объединяющей людей (лечебная группа); • когда самораскрытие происходит не сразу, а постепенно, чтобы не ошеломить партнера. К групповому понятию открытых и честных отношений очень близко стоит экзистенциальное понятие об аутентичности. Аутентичность следует понимать как умение быть в согласии с реальным течением жизненных событий. Аутентичная личность выражает себя спонтанно, не прибегая к защитным механизмам («не играя роли»), открыто высказывая свои мысли и выражая свои чувства. Carkhuff, Berenson (1977) называют таких людей «подлинными», «настоящими». Конечно, рискнуть стать «подлинным» человек может только тогда, когда чувствует себя в безопасности, в окружении доброжелательности и доверия. Осознание самого себя. Выражая свои истинные чувства и мысли, т. е. открываясь для других и используя обратную связь, участники группы могут посредством самоанализа более глубоко осознать самих себя. Самоосознание начинается уже с того, что человек узнает о своих сильных и слабых сторонах. Далее можно попробовать проанализировать свои неудачные отношения с лицом противоположного пола, с группой и т. д. Одним из действенных методов, при помощи которого группа стимулирует своих членов к самоосознанию, является конфронтация. Однако конфронтация может стать эффективной только в том случае, если между членами группы существует взаимопонимание, основанное на единстве цели. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, а участник заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.
Примером групп встреч, в которых основным методом работы является конфронтация, могут служить так называемые «сайнанон-группы». Общие принципы этого варианта групповой психотерапии были разработаны в 1958 г. американцем Чарльзом Дедериком, психотерапевтом (в прошлом алкоголиком). Дедерик организовал общество взаимопомощи для желающих излечиться от алкоголизма и наркомании. Эти люди должны были жить в общине, в Сайнаноне, штат Калифорния (отсюда и название групп), и принимать участие в активном самоизлечении. Нормы и правила общины были довольно жесткими. Они включали в себя: • тяжелый физический труд; • самообслуживание; • полный отказ от алкоголя и наркотиков; • отсутствие лидера. Суть лечения в этих группах составляла конфронтация новых членов с теми, кто уже избавился от своего пагубного пристрастия. Такие члены группы имели преимущество перед профессионалами-наркологами, так как уже имели свой собственный опыт, дающий им право «напрямую» говорить с новичками. Лечебный эффект такого рода групп оказался достаточно высоким. В дальнейшем опыт сайнанон-групп был распространен и на другие контингенты больных, например для психокоррекции людей, имеющих физические недостатки (Casriel, 1963). Ответственность. Основной закон группы встреч, по Шутцу, заключается в том, что «участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого отказываются в группе». Гуманистическая психотерапия основывается на уважении к пациенту, но вместе с тем предполагает, что члены группы должны отвечать за свое поведение как в группе, так и в реальной жизни. Шутц настаивал на том, что группа не должна защищать своих членов в сложной ситуации, а, наоборот, поощрять их к реализации собственных резервов и принятию самостоятельных решений. Ответственность пациента за свое поведение не исключает полностью ответственности психотерапевта за лечебный процесс. Хельмут Кайзер (Kaiser, 1955), представи-
тель гуманистической психотерапии, считает, что, как только групповой процесс сформировался и пациент активно вступил в него, ответственность за исход лечения с этого момента должен нести психотерапевт. Внимание к чувствам. Роль эмоционального фактора в эффективности любого психотерапевтического метода известна давно (Рожнов, 1985 и др.). Подлинная психотерапия предполагает напряженный труд, требующий от обеих сторон не только высокой эмоциональной включенности в этот процесс, не только активности и искренности, но и большого «эмоционального мужества». Все это предполагает готовность пациента пережить радость общения с доброжелательными членами группы и осознать собственные, порой сложные чувства, возникающие в трудных ситуациях, при встрече с «неприятными» людьми. А осознать свои эмоции — значит более глубоко осознать самого себя. Одной из целей психотерапевта является создание в группе оптимального уровня эмоционального напряжения. Только нужно всегда помнить, что групповая напряженность из мощного психотерапевтического потенциала может быстро трансформироваться в деструктивный заряд и... развалить группу. Чаще всего осознание эмоций ведет к сближению людей, к сплоченности группы. Осознанные эмоциональные реакции апробируются в группе, затем переносятся на повседневную жизнь и способствуют лучшей адаптации личности в социальной среде. «Здесь и теперь». Этот принцип актуален для всех психокоррекционных групп и особенно для групп встреч. Он ориентирует участников группы не на те события, которые происходили с ними когда-то в прошлом, а на те, которые происходят сейчас, и не только в группе, но и за ее пределами. * * * При организации группы психотерапевт обычно проводит с участниками предварительную беседу, в которой излагает основные цели и задачи этого метода
лечения. Следует также рассказать об особенностях группы встреч. Членов группы просят с самого начала соблюдать несколько универсальных базисных правил: • открытость и честность в общении друг с другом; • доминирование чувств над мыслями; • принцип здесь и теперь. В предварительной беседе следует подчеркнуть, что все участники группы встреч отвечают за себя и что результат их излечения зависит от них самих. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|