Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Последовательность.




1. Определите проблему.

2. Определите структурные составляющие проблемы (разбейте ее на части, наметьте основные действующие лица).

3. Найдите параллельные ситуации.

4. Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова...»).

5. Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения психотерапевта. Иначе неизбежно сопротивление.

Подробно этот метод описан в книге Дэвида Гордона «Терапевтическая метафора».

 

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Существует много определений понятия групповая психотерапия. Якоб Морено (Могепо, 1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

Станислав Кратохвил (Kratochvil, 1978) считает, что групповая психотерапия — это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т. е. отношения и взаимодействия членов группы как с психо­терапевтом, так и между собой.

Польский профессор Стефан Ледар (1990) групповой психотерапией называет такой лечебный метод, который сознательно, планомерно и систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где пси­хотерапевт и участники используют вербальные и невер­бальные методы воздействия на пациента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтиче­ской деятельности.

Н. К. Липгарт и соавт. (1979) считают, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентиро­ванное прежде всего на активизацию личности больного человека и изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде.

А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин (1985) определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздейст­вия на личность больного через включение его в эмоцио­нально интенсивное, психологически положительное вза­имодействие со специально организованной управляемой микросредой.

Приведенные определения свидетельствуют о том, что единого представления о понятии групповой психотера­пии на сегодняшний день не существует.

В нашей отечественной литературе эта неясность и без того сложной проблемы усугубляется еще и терминоло-

 

гической путаницей. Многие авторы, например, не видят Разницы между терминами групповая психотерапия и коллективная психотерапия (Вельвовский, 1968; Либих, 1974; Воловик и соавт., 1983 и др.).

При коллективной психотерапии в отличие от группо­вой не ставится цель использования влияния на больного самой группы, ее внутренних динамических процессов, или, как говорил Роджерс, «динамики группового про­цесса». Когда говорят о коллективной психотерапии, речь обычно идет лишь об общности методики лечения и случайном объединении людей, мало влияющих друг на Друга.

Коллективная гипнотерапия, например, благодаря взаимной индукции и феномену подражания может по­высить внушаемость отдельных ее членов. Но данный метод никак нельзя назвать групповой психотерапией, и прежде всего потому, что в качестве активного агента (фактора) на пациента здесь воздействует не группа, а психотерапевт. Когда мы проводим гипнотерапию в кол­лективе, правильнее говорить не о коллективной, а о массовой психотерапии.

Психология масс (очередь, аудитория, митинг) и пси­хология коллектива — это не одно и то же.

Коллектив представляет собой высшую форму соци­ального объединения людей. Коллектив — это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованно­сти и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.

Таким образом, о коллективной психотерапии можно говорить лишь в том случае, если в процессе психо­терапевтической работы группа больных сформирова­лась как единое целое, а ее члены, образовав содру­жество единомышленников, объединяются во имя осу­ществления единой цели. Коллективная психотерапия в нашем понимании — это высшая ступень групповой психотерапии.

В психотерапевтической группе в отличие от коллек­тива мотивом деятельности каждого индивида является собственное его выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство для достижения этой цели.

Влияние коллектива на личность (и личности на кол­лектив) имеет свои достаточно сложные психологические механизмы, но они отличаются от механизмов психоло­гии групп и психологии масс.

Таким образом, группа отличается, с одной стороны, от случайного скопления людей, а с другой — от коллек­тива как высшего уровня группового развития.

Группа — это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.

Одним из основных признаков, который отличает группу от случайного объединения людей, является спо­собность ее участников включаться в согласованные дей­ствия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

В социальной психологии традиционно выделяют сле­дующие основные признаки группы:

• осознание участниками своей принадлежности к груп­пе;

• установление определенных отношений между ними;

• внутренняя организация, включая распределение обя­занностей, лидерство, иерархию статусов;

• действие «группового давления», побуждающего уча­стников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;

• наличие определенных изменений во взглядах и пове­дении отдельных участников, обусловленных их принад­лежностью к группе.

Группы условно делят на большие и малые, условные и реальные, лабораторные и естественные.

Малая группа — немногочисленная по составу об­щность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непос­редственном личном общении.

Различают группы структурированные и неструктури­рованные; центрированные на руководителе и центриро­ванные на участниках; рациональные и эмоциональные

(аффективные).

Психокоррекционная группа — это искусственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного на-

 

учения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межлично­стного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Лэкин (Lakin, 1972) выделяет следующие процессы и признаки, характерные, по его мнению, для психокоррекционной группы:

• облегчение выражений эмоций;

• возникновение ощущения принадлежности к группе;

• обязанность самораскрытия;

• апробирование новых навыков поведения;

• санкционированная группой свобода межличностного общения (межличностные сравнения);

• разделение с формальным лидером ответственности за руководство группой.

Среди психокоррекционных групп выделяют:

• группы для решения проблем;

• группы для обучения межличностным взаимоотноше­ниям (группы подготовки бизнесменов, руководителей);

• группы роста (самосовершенствование);

• терапевтические группы.

Психокоррекционные группы, так же как и другие малые группы, могут быть центрированы преимущест­венно на руководителе (группа тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

Один из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении больных, был бостонский врач Джозеф Пратт. Он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. Пратт собирал таких больных в группы, говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь больные рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсужда­ли проблемы и поведение отдельных участников своей группы.

Вначале такой групповой подход в лечении больных имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются доста­точно мощным психотерапевтическим фактором, кото­рый положительно воздействует на течение основного

заболевания. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических забо­леваний.

Большое влияние на формирование групповой пси­хотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изу­чения психологии масс, взаимоотношений масс и ли­дера и т. д. Его ученики Альфред Адлер, Луис Уэндер, Пауль Шильдер одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях

группы.

Однако родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия» (Могепо, 1932). В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychotherapy».

Значительное влияние на развитие групповой психо­терапии оказал Карл Роджерс. Он заложил основы гума­нистического направления в психотерапии. Его «терапия, центрированная на клиенте», понятия об «энкаунтергруппах», «процессе встреч» заложили основу антиавто­ритарной недирективной психотерапии.

Несомненное влияние на исследование малых психокоррекционных групп оказали работы Курта Левина, особенно его «теория поля». Еще полвека назад он говорил, что «легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности» (Lewin,

1951).

В 1978 г. в Праге была издана книга Станислава Кратохвила «Групповая психотерапия неврозов», кото­рая стала настольной книгой для врачей, практикующих групповую психотерапию.

Среди современных отечественных ученых много сде­лали для развития групповой психотерапии С. С. Либих, А. Л. Гроссман, Н. В. Иванов, А. И. Захаров и др.

В 1990 г. под редакцией Б. Д. Карвасарского и С. Ледера (Польша) в издательстве «Медицина» издана моно­графия «Групповая психотерапия». В том же году и с тем же названием переведена с английского книга Кьелла Рудестама, материалы которой частично используются нами в этой главе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных