Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ




ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Теоретические основы нейролингвистического программирования (НЛП) достаточ­но подробно изложены в монографиях Р. Бендлера и Дж. Гриндера «Структура магии», «Из лягушек в принцы», «Трансформация», Р. Бендлера «Ис­пользуйте свой мозг для изменения», Л. Камерон-Бендлер «С тех пор они жили счастливо», К. и С. Андреас «Изме­ните свое мышление и воспользуйтесь результатами», Ф. Пьюсселик и Б. Левис «Магия НЛП без тайн». Все эти книги переведены на русский язык. Вполне доступно теоретические основы НЛП изложены также в первом издании данной книги (1993).

НЛП — это наука о воздействии слова на человека. Это методические приемы, позволяющие человеку по­средством слова программировать себя и затем изменять эти программы.

Одним из базовых положений НЛП является утверж­дение, что каждый человек несет в себе скрытые, неис­пользованные психические ресурсы. Отсюда основные задачи терапевта-коммуникатора — обеспечить доступ пациента к этим скрытым ресурсам, извлечь их из под­сознания, довести до уровня сознания, а затем научить ими пользоваться.

Как заглянуть во внутренние психические процессы пациента? Есть только два пути: вербальный (с помощью слова) и невербальный, который в НЛП имеет особо важное значение.

Человек воспринимает и отражает окружающий мир посредством своих органов чувств. Процесс и механизм такого восприятия в НЛП носит название модальности. Говорят о зрительной (визуальной), слуховой (аудиальной) модальностях и о модальности, основанной на обонятельно-вкусовых и телесных ощущениях (кинестетиче­ской). Одна из модальностей у человека обычно доми­нирует, остальные являются сопутствующими. Поэтому

 

 

для одного мир — это прежде всего то, что он видит, для другого — то, что он слышит, для третьего — то, что он ощущает.

Существует зависимость между доминирующей мо­дальностью, в которой человек воспринимает мир, и словами, которыми он это восприятие выражает. Это предикаты речи,

Человек, у которого доминирует зрительное восприя­тие, будет рассказывать о себе и о волнующих его пробле­мах, часто используя слова «видеть», «яркий», «туман­ный»» «отчетливо», «перспектива» и т. д. Это зрительные предикаты. Аудиальные предикаты — слова «слышать», «звучать», «скрипеть», «кричать», «оглушать» и т. п.» кинестетические — «чувствовать», «прикасаться», «теп­лый», «тяжелый», «шершавый», «твердый» или «пах­нуть», «вкусный», «несвежий», «ароматный» и т. п.

Предикаты формируются у пациента на подсознатель­ном уровне, и терапевту, чтобы быстро сформировать раппорт, нужно пользоваться теми предикатами речи, к которым преимущественно прибегает пациент. Предика­ты речи являются «ключами», дающими доступ к его внутренним психическим процессам.

Не менее важными «ключами доступа» к бессознатель­ному являются невербальные, внешние признаки прояв­ления мышления и эмоций. Это поза, мимические реак­ции, тембр голоса, ритм дыхания и т. д.

Прекрасными «ключами доступа» к бессознательному являются паттерны глаз. Это движения глазных яблок, тесно связанные с доминирующей модальностью, в кото­рой человек воспринимает и отражает мир. Паттерны глаз — результат сложных анатомо-физиологических процессов, о которых пациент не знает. Терапевт, пони­мая значение этих паттернов, может иметь прямой доступ к внутренним психическим процессам, а «отзеркаливая» эти паттерны и заставляя пациента двигать глазными яблоками в нужном направлении, — направлять и регу­лировать эти внутренние психические процессы.

Таким образом, предикаты речи, невербальные при­знаки, паттерны глаз — это уже достаточный арсенал средств проникновения в бессознательное пациента (рис. 11). Умение быстро распознавать «модальность», в которой пациент воспринимает мир, находить «ключи доступа»,

 

 
 

умение включаться в модальность и работать с «ключами доступа» называется в НЛП подстройкой.

Если человек воспринимает внешний мир в разных модальностях, одна из которых является доминирующей, то примерно так же он и отражает свой внутренний мир.

Прежде чем что-то сказать, ответить на вопрос, паци­ент должен «получить доступ» к своей собственной ин­формации, к своим собственным неосознанным психиче­ским процессам.

Система, отвечающая за извлечение информации, на­зывается ведущей, система, представляющая эту инфор­мацию сознанию, — репрезентативной, а система, све­ряющая полученный результат, — референтной,

Как уже говорилось, человек редко воспринимает и отражает мир в какой-то одной модальности, поэтому психические процессы (при одинаковых внешних стиму­лах) и поведение (как результат) у всех людей разные.

Цепь психических процессов, ведущих к той или иной форме поведения, называется в НЛП стратегией поведе­ния.

Обычно при всем многообразии возможных форм по­ведения в той или иной ситуации человек выбирает какую-то одну как более для него приемлемую. Это зави­сит от многих причин, в том числе и от многообразия репрезентативных систем. Если у человека есть опыт реагирования в определенной ситуации, он выбирает оп-

 

 

ределенный стереотип поведения исходя из имеющегося у него опыта. Это и хорошо, и плохо. Хорошо потому, что мало риска, плохо потому, что мало творчества.

Если опыта реагирования нет, то стратегия поведения чаще опирается на сознание, которое конструирует воз­можный вариант поведения. Здесь больше риска, но зато предоставляются широкие возможности для творчества.

Социально незрелый или больной человек для каждой ситуации обычно имеет одну стратегию поведения, соци­ально зрелый — две-три. Чем больше стратегий, тем больше выбор и тем лучше адаптация.

Исходя из этого психотерапевт-коммуникатор должен установить, что ограничивает выбор пациента, что можно изменить в его внутренних стратегиях, чтобы выбор уве­личился, а также научить пациента делать не один, а несколько выборов.

В НЛП есть понятие мета-модель. Это набор лингви­стических средств для получения информации, которая скрыта от самого пациента.

Человек воспринимает мир субъективно, поэтому каж­дый имеет свою модель мира. Иногда субъективная мо­дель мира пациента не поддается коррекции. Например, бредовый больной имеет свою особую модель мира, кото­рая во многом сформирована болезнью и которую нельзя изменить.

Опытный психиатр сначала примет модель мира пациента, «подстроится» к нему. Лишь распознав мета-модель пациента, терапевт может заняться кор­рекцией его субъективной модели мира. Оказалось, что легче всего это делать с помощью слов (лингви­стическая коррекция).

Язык отражает субъективный мир человека. С по­мощью языка терапевт-коммуникатор может менять субъективный мир пациента, а не окружающий его объ­ективный мир. Поэтому основное правило НЛП заключа­ется в следующем: признавая за человеком право на собственные правила, позволить остальному миру иметь свои. I

Здесь мы коснулись только наиболее важных, теоре­тических основ, на которых зиждятся методы и техники НЛП. Поэтому при изложении отдельных методов мы по мере необходимости будем возвращаться к теории этого

 

достаточно сложного психотерапевтического направле­ния.

МЕТОД «ЯКОРЯ»

Общие положения. «Якорь» — это ассоциатив­ная связь. Подвенечное платье, песня вашей молодости, пожелтевшая фотография — все это «якоря», связанные с определенными переживаниями, чувствами.

Такую ассоциативную связь между стимулом и чувст­вом можно создать искусственно. «Якорем» может быть мимика, жест, интонация. «Якоря» могут быть зритель­ными, аудиальными, кинестетическими. Прикоснове­ние — хороший кинестетический «якорь».

Терапевт выбирает определенное чувство, пережива­ние или симптом, которые нужно «поставить на якорь».

Это делается при активном участии пациента. Большое значение при определении переживаний пациента имеют невербальные признаки.

...Губы тонкие, поджатые, лицо бледное, дыхание поверхностное, тонус мышц повышен — пациент сердится.

...Губы полные и яркие, лицо мягкое, дыхание глубо­кое, мышцы расслаблены, колени слегка раздвинуты — пациент испытывает сексуальные переживания.

Зная «ключи доступа» к внутренним процессам, на­пример паттерны глаз, предикаты речи, можно усилить или, наоборот, ослабить эти переживания, а потом «по­ставить их на якорь».

Техника. 1. Дайте пациенту возможность получить доступ к нужному переживанию так полно и глубоко, как это возможно. Пример: «...Закройте глаза. Отправьтесь сейчас внутрь себя и постарайтесь как можно полнее и ярче вспомнить все так, как было, как вы чувствовали себя в этот момент (например, в момент удачной половой связи)... Найдите в себе это чувство, и как только оно появится, кивните мне головой».

2. В момент наиболее полного переживания введите дополнительный стимул, например коснитесь ладонью колена пациента.

3. Позаботьтесь о том, чтобы этот дополнительный стимул в последующем воспроизводился точно так же, иначе «якорь» не будет работать.

 

Метод «якоря» в комплексе терапевтических комму­никаций может быть с положительным эффектом приме­нен при сексуальных дисгамиях (для усиления чувства), при фобиях (для уменьшения интенсивности пережива­ния), при алкоголизме (условно-рефлекторная терапия) и т. п.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных