Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАБОТА С СУБМОДАЛЬНОСТЯМИ




Как уже говорилось, человек воспринимает и отражает окружающий мир преимущественно в одной из трех модальностей: визуальной, аудиальной и кинестети­ческой. У каждой модальности в свою очередь имеются субмодальности, которые делают восприятие мира или ярким, эмоционально насыщенным, запоминающимся, или, наоборот, тусклым, неинтересным, плохо удержива­ющимся в памяти.

Количество субмодальностей бесчисленно, однако в повседневной работе психотерапевту достаточно исполь­зовать только некоторые из них.

В зрительной модальности можно выделить следу­ющие субмодальности: яркость, размер, цвет, конт­растность, фокусировку, расстояние, объемность, по­движность и т. д. В слуховой модальности это высота тона, громкость, ритм, четкость, тембр звука и син­хронность его со зрительными восприятиями и ощу­щениями. Основные субмодальности кинестетической модальности — давление, движение, расположение, длительность, интенсивность, форма, температура, темп (частота) и т. д.

Опыт показал, что изменение субмодальностей может не только изменять восприятие мира, но и влиять на мышление и поведение человека. Так, например, увели­чение такой субмодальности, как яркость воспринимае­мого зрительного образа, увеличивает интенсивность ощущений, а уменьшение яркости — наоборот. То же самое происходит при изменении размера воспринимае­мой картины. С увеличением картины ощущения обост­ряются, а как только она уменьшается, ощущения стано­вятся более тусклыми. Естественно, изменения субмо­дальностей должны производиться в контексте с ожида-

 

емым эффектом. Если вы хотите получить более острые ощущения от сумрака мерцающих свечей или заходя­щего солнца, то увеличение яркости картины может не усилить, а уменьшить остроту восприятия. Точно так же, если сильно увеличить картину, да еще резко при­близить ее, можно исказить восприятие, сделать его нелепым.

Если вы только начинаете пробовать себя в этом на­правлении, сначала попытайтесь менять только один из параметров восприятия, скажем размер картины. И на­блюдайте, как меняется ваше состояние, если вы умень­шаете или увеличиваете картину, потом (по аналогии) расстояние, яркость, цвет,.. затем четкость, подвиж­ность. Меняя характеристики субмодальности, постарай­тесь выяснить, какая из этих характеристик (размер, яркость, движение и т. д.) больше всего влияет на ваше состояние, на остроту и эмоциональную окраску воспри­ятия.

Есть еще один параметр, который усиливает или уменьшает остроту восприятия — это то, что называют ассоциированным или диссоциированным восприятием. Воспринимать ассоциированно — значит самому нахо­диться в картине. Обычно это эйдетическое восприятие. Диссоциированное восприятие — это коструированное восприятие, это восприятие как бы со стороны, иногда с чужой точки зрения.

Ассоциированное восприятие усиливает переживание, диссоциированное — уменьшает.

Одно дело самому находиться у кратера извергающе­гося вулкана и совсем другое — наблюдать это изверже­ние на экране телевизора. С помощью диссоциированного восприятия можно изменить качество восприятия, умень­шить его остроту, снять фобию. И наоборот, если хотите влюбиться, ассоциируйтесь со всеми приятными воспоми­наниями о партнере и диссоциируйтесь — с неприят­ными.

НАЛОЖЕНИЕ

Довольно часто внутренние переживания паци­ента схематичны, что соответствует доминирующей мо­дальности. Иногда это полезно, но порой и ограничивает терапевтические возможности.

 

Человек, который воспринимает мир преимущест­венно в визуальной модальности, может представить яблоко, но оно, это яблоко, будет похоже на муляж. Воображаемое яблоко будет отличаться от настоящего отсутствием запаха, вкуса. Вы не ощутите веса и приятной упругости кожуры... Так отличается дом от его проекта.

Наложение начинается с первичной репрезентативной системы. Если это визуальная система, то пациент легко представит себе яблоко. Используя вербальные предика­ты визуальной модальности, вы можете потом заставить пациента услышать шум ветра в кроне дерева, тяжесть яблока в руке, терпкий вкус этого яблока... Это уже будет не просто муляж, а более полное, эмоционально насыщен­ное представление.

Не нужно бояться использовать в этом методе элемен­ты суггестии.

Метод ценен не только при лечении (отдельно или в сочетании с другими методами), но и при обучении, например актеров, художников, врачей.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Решению всегда предшествуют сомнения, «за­мешательство».

1. Подумайте о сомнении, стоящем у вас на пути к принятию решения.

2. Теперь подумайте о том, что вам абсолютно понятно, несложно и не вызывает сомнений. Это может быть идея, ситуация, поведение.

3. Сравните, чем отличается сомнение от понима­ния.

Сравнение может идти в зрительной, аудиальной или кинестетической модальности. Чаще всего доминирую­щей бывает зрительная модальность.

Какими субмодальностями отличается сомнение от понимания? Размером картины? Яркостью? Контрастно­стью? Удаленностью? Подвижностью?

4. Когда у вас будут как минимум два различия, попробуйте изменить сомнение, чтобы оно стало таким же, как понимание. Если не получается, вернитесь назад, найдите еще 2—3 различия и повторите процесс.

 

5. Вернитесь к проблеме, которую вам нужно решить, и к сомнению, которое стоит у вас на пути. Теперь вы знаете правильный путь к принятию решения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных