Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности семейного психологического консультирования 3 страница




1) параллельных;

2) перекрестных;

3) скрытых;

4) параллельных и перекрестных;

б) всех перечисленных.

 

Вопрос № 193.

Обязательными признаками психологических игр являются:

1) скрытые мотивы;

2) благовидность трансакций в социальном плапе;

3) выигрыш;

4) все перечисленные;

б) один из перечисленных.

Вопрос № 194.

Психологические игры проявляются всем нижеперечисленным за иск­лючением того, что они:

1) возбуждают внимание;

2) позволяют создавать и поддерживать «свой образ» в глазах окружающих;

3) формируют честные и искренние взаимоотношения между людьми;

4) снимают напряжение и поддерживают соматическое и психическое равновесие (при выигрыше).

Вопрос № 195. Выигрывающий — это:

1) человек, заставляющий кого-то проигрывать;

2) человек, который способен быть достоверным;

3) личность, реализующая свою индивидуальность;

4) личность, принимающая на себя ответственность за собственную судьбу;

5) личность, свободная от власти догм и ложных автори­тетов;

6) все перечисленное;

7) ничего из перечисленного.

Вопрос 196.

Нейролингвистическое программирование включает в себя все нижеука­занные методы за исключением:

1) метода "якоря";

2) визуально-кинестетической диссоциации;

3) рефрейминга;

4) метода Фельденкрайза;

5) «подстройки к будущему».

Вопрос №197. Метод "якоря" — это метод:

1) проведенческой психотерапии;

2) условно-рефлекторной психотерапии;

3) аналитической психотерапии;

4) нейролингвистического программирования;

б) когнитивной психотерапии.

Вопрос № 198. Визуально-кинестетическая диссоциация — это метод:

 

1) аналитической психотерапии;

2) поведенческой психотерапии;

3) групповой психотерапии;

4) когнитивной психотерапии;

б) нейролингвистического программироваття.

Вопрос № 199. Мантра — это:

1) метод психотерапии;

2) термин аналитической психотерапии;

3) сочетание звуков;

4) сочетание зрительных восприятии.

Вопрос № 200. Янтра — это:

1) термин аналитической психотерапии;

2) метод психоанализа;

3) сочетание звуков;

4) сочетание зрительных восприятии.

Вопрос № 201.

Нейролингвистическое программирование — это психотерапевтическое направление, основанное на:

1) психоанализе;

2) бихевиоризме;

3) суггестии;

4) первом, втором и третьем;

б) психоанализе и бихевиоризме (только).

Вопрос № 202.

Модальность как термин нейролингвистического программирования отражает:

1) доминирующий способ восприятия окружающего мира;

2) доминирующий способ отражения окружающего мира;

3) особенности личности;

4) технический прием НЛП.

Вопрос № 203. Предикаты как термин НЛП обозначают:

1) этапы визуально-кинестетических диссоциаций;

2) этапы рефрейминга;

3) зрительные образы, посредством которых человек восп­ринимает и отражает мир;

4) слова, посредством которых человек воспринимает и отражает внешний мир.

Вопрос № 204.

Система, отвечающая за предоставление добытой информации созна­нию, называется в нейролингвистике:

1) ведущей;

 

2) репрезентативной;

3) референтной.

Вопрос № 205.

«Ключами доступа» в нейролингвистическом программировании обо­значают:

1) предикаты речи;

2) репрезентативные системы;

3) паттерны глаз;

4) все перечисленное.

Вопрос 206. «Паттерны глаз» — это:

1) модальность, в которой воспринимаются зрительные образы;

2) результат сложных анатомо-физиологических процес­сов;

3) неосознанное движение глаз, соответствующее извлече­нию той или иной информации;

4) все перечисленное.

Вопрос № 207, Глаза повернуты вверх и налево — это:

1) аудиальные воспоминания;

2) кинестетические представления;

3) визуально конструированные образы;

4) аудиально конструированные образы;

5) визуально-эйдетические образы.

Вопрос № 208. Глаза повернуты вверх и направо — это:

1) аудиальные воспоминания;

2) аудиально конструированные образы;

3) визуально конструированные образы;

4) визуально-эйдетические образы;

5) кинестетические представления.

Вопрос № 209. Глаза повернуты вниз и направо — это:

1) визуально конструированные образы;

2) визуально-эйдетические образы;

3) аудиальные представления;

4) кинестетические представления.

Вопрос № 210. Глаза повернуты влево:

1) визуальные образы;

2) аудиальные представления;

3) кинестетические представления.

 

Вопрос № 211.

«Стратегия выбора поведения» в нейролингвистическом программиро­вании означает:

1) выбор одной определенной стратегии поведения, адек­ватной ситуации;

2) выбор нескольких стратегий поведения, адекватных ситуации.

Вопрос 212. «Мета-модель» в НЛП — понятие, означающее:

1) ведущую репрезентативную систему;

2) основную модальность;

3) невербальные средства информации (жесты, позы, ми­мика);

4) набор лингвистических приемов, направленных на по­лучение информации, которая скрыта от самого па­циента.

Вопрос № 213. Какой раздражитель можно использовать при методе «якоря»:

1) кинестетический;

2) аудиальный;

3) визуальный;

4) любой из перечисленных;

5) какой-то один из перечисленных.

Вопрос № 214.

В основе лечебного воздействия трехместной визуально-кинестетиче­ской диссоциации лежит:

1) перевод зрительных воспоминаний в кинестетические;

2) перевод кинестетических ощущений в зрительные или аудиальные воспоминания;

3) перевод зрительно-эйдетических воспоминаний в зри­тельно конструируемые образы;

4) и то, и другое, и третье.

Вопрос № 215. Шестиступенчатый рефрейминг — это метод психотерапии:

1) групповой;

2) индивидуальной;

3) аналитической;

4) нейролингвистической.

Вопрос № 216.

Что означает в нейролингвистическом программировании понятие «часть»:

1) определенную модальность;

2) вид репрезентативной системы;

 

 

3) "часть" личности, ответственную за то или иное пове­дение или симптом;

4) технический прием при шестиступенчатом рефрейминге.

Вопрос №217. Метод "наложения" в НЛП — это:

1) расширение стратегии выбора;

2) актуализация доминирующей модальности;

3) диссоциация модальностей;

4) интеграция модальностей.

Вопрос №218. Метод «терапевтической метафоры» в НЛП — это:

1) выбор определенных предикатов речи с целью воздей­ствия на доминирующую модальность;

2) выбор определенных предикатов речи с целью активи­зации определенной модальности;

3) особая техника рассказывания поучительных историй, «психотерапевтических сказок».

Вопрос № 219. Понятие бихевиоризм (наука о поведении) ввел в науку:

1) Ватсон;

2) Скиннер;

3) Толмен;

4) Выготский.

Вопрос № 220. «Когнитивная карта» — это:

1) психотерапевтический метод;

2) элемент поведенческой психотерапии;

3) элемент когнитивной психотерапии;

4) физиологическое понятие.

Вопрос № 221. Позитивная психотерапия — это:

1) психотерапия, ориентированная на тело;

2) психотерапия, ориентированная на пациента;

3) психотерапия, ориентированная на конфликт (на ситу­ацию);

4) все перечисленное в совокупности.

Вопрос № 222.

Основными этапами позитивной психотерапии является все перечис­ленное за исключением:

1) дистанцирования от конфликта;

2) проработки конфликта;

3) «ситуационного одобрения»;

4) вербализации (обсуждения) конфликта;

 

5) расширения жизненных целей;

6) катарсиса.

Вопрос № 223. Психосинтез — это:

1) психологическое понятие;

2) психотерапевтический метод;

3) элемент аналитической психотерапии Юнга;

4) отдельное направление в психотерапии.

Вопрос № 224.

Психосинтез основан на структуре личности по:

1) Фрейду;

2) Юнгу;

3) Ассаджиоли;

4) Ферруччи;

5) Скиннеру.

Вопрос № 225.

Психосинтез включает в себя следующие основные этапы за исключе­нием:

1) глубинного познания личности;

2) контроля за различными элементами личности;

3) постижения своего истинного Я («независимого цент­ра»);

4) консолидации субличностей (психосинтез);

5) катарсиса.

Вопрос № 226.

Психосинтез предполагает работу с «субличностями». На этом этапе психосинтеза наиболее важным является:

1) процесс индентификации (отождествление);

2) процесс дезидентификации (разотождествление).

Вопрос № 227. Термин катарсис ввел:

1) Фрейд;

2) Юнг;

3) Аристотель;

4) Гиппократ;

5) Брейер.

Вопрос № 228. Протагонист — это:

1) социально-психологическое понятие;

2) элемент игровой психотерапии;

3) психологический тип;

4) нейрофизиологическое понятие;

5) элемент оборудования гипнотария.

 

Вопрос № 229.

Какой метод психотерапии включает в себя следующие основные ком­поненты: расширение сознания, интеграцию противоположностей, уси­ление внимания к чувствам, работу с фантазией, принятие ответствен­ности на себя, преодоление сопротивления:

1) индивидуальная психотерапия Адлера;

2) аналитическая психотерапия Юнга;

3) психоанализ Фрейда;

4) гештальт-терапия;

5) гуманистическая психотерапия Роджерса.

Вопрос 230.

Метод «систематической десенсибилизации» Вольпе является методом:

1) нейролингвистического программирования;

2) гипносуггестии;

3) поведенческой психотерапии;

4) психосинтеза;

5) позитивной психотерапии.

Вопрос № 231.

Когнитивный диссонанс — это:

1) метод когнитивной психотерапии;

2) понятие когнитивной психологии;

3) социально-психологическая теория.

Вопрос № 232. Когнитивная психотерапия:

1) объединяет бихевиоризм и психоанализ и входит структурно в эти психотерапевтические направления;

2) противопоставляет себя бихевиоризму и не входит структурно в это психотерапевтическое направление.

Вопрос № 233.

Основными компонентами техники гештальт-терапии являются следу­ющие за исключением:

1) расширения сознания;

2) катексиса;

3) интеграции противоположностей;

4) усиления внимания к чувствам;

5) работы с мечтами (фантазиями);

6) принятия ответственности на себя;

7) преодоления сопротивления;

8) дезидентификации (разотождествления) личности.

Вопрос № 234.

Гештальт — это:

1) наиболее важные и значительные события, занимаю­щие в сознание человека центральное место;

2) менее важная в данный момент информация, отступаю­щая на задний план;

3) отреагированная или неотреагированная потребность;

4) все вышеперечисленное.

таблица для самопроверки

№ вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ № вопроса Ответ
      1,2            
              1,2,4    
                   
                   
          4,5        
      1,2,3            
                   
  1,2,3                
                   
                   
                   
                   
                   
  3,5               1,2
      1,2,5            
                   
                   
                  2,3
                   
          1,2,3        
                   
                   
          1,2        
                   
          1,2,3        
                   
      1,2            
                  3,4
                   
  4,5       1,3        
                   
      1,2,4            
          1,4        
              2,3    
          2,5       3,4
      2,3            
                   
                   
                   
      1,2,3            
      1,2,3            
                   
          2,3   2,3    
                   
                  2,8
                  1,3
  1,3,5                

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ ВАРИАНТ НЕРВНО-МЫШЕЧНОЙ РЕЛАКСАЦИИ

Приведенный вариант нервно-мышечной релаксации по Э. Джекобсону (Е. Jacobson, 1976; J. Everly, R. Rosenfeld, 1981) модифицирован для использования у детей и подростков И. М. Желдаком и С. А. Игумновым (1997).

Основная разница в процессе мышечной релаксации у де­тей и взрослых заключается в том, что дети порой быстро дос­тигают расслабления всех мышц тела. Психотерапевт должен следить за реакциями ребенка и быть готовым к тому, чтобы закончить вводную часть простым внушением полного рас­слабления. Некоторым детям бывает необходимо подробно разъяснить работу отдельных мышечных групп; другие будут испытывать скуку, что может помешать восприятию даль­нейших внушений.

Обучение мышечной релаксации необходимо проводить в позе, благоприятствующей расслаблению. Одно из наиболее удобных положений — сидя в мягком кресле с подголовником и подлокотниками, на которые дети кладут расслабленные ру­ки (усадив детей в такие «авиационные» кресла, можно соз­дать в группе атмосферу «подготовки к воздушному путешест­вию» и т. п.).

Наиболее доступной для занятий в любой ситуации являет­ся так называемая «поза кучера». Чтобы принять ее, нужно сесть на стул прямо, распрямить спину, а затем расслабить все мышцы. Голова опущена на грудь, глаза закрыты, ноги слегка расставлены и согнуты под тупым углом, руки лежат на коле­нях, не касаясь друг друга, локти немного округлены — поза, характерная для извозчика, дремлющего в ожидании седока.

Для детей не лишним будет рассказать об основных груп­пах мышц (мышцах бедер, живота, плеч, шеи, лица), нагляд­но показать работу мышц-антагонистов (сгибателей-разгиба­телей). Это облегчит усвоение методики. Ниже приводится текст, используемый в процессе работы с детьми. В процессе работы проводится обращение в 1-м лице, что усиливает суг­гестивный эффект.

«...Сейчас ты готов к тому, чтобы расслабиться для дости­жения состояния полного отдыха. Откинься, пожалуйста, на­зад в кресле (или приляг на кушетку) и устройся очень, очень удобно. Закрой, пожалуйста, глаза. (Для маленьких детей можно применять формулу: «Во время нашей работы твои глаза закроются на маленькие, невидимые замочки и будут закрыты до тех пор, пока я не скажу тебе открыть их»; при этом можно слегка прикоснуться к векам ребенка.)

Сначала обрати, пожалуйста, свое внимание на дыхание. Почувствуй, как струя свежего воздуха входит через ноздри и поступает дальше в легкие, как твои грудь и живот расширя­ются на вдохе и опадают на выдохе. Сосредоточься на дыха­нии (здесь дайте паузу около 30 секунд).

Я всегда буду подробно описывать упражнение на расслаб­ление до того, как ты приступишь к его выполнению. Поэтому не начинай упражнение, пока я не скажу: «Готов? Начали».

...Начнем с груди. По моему сигналу, но не раньше, сделай глубокий вдох. Постарайся как бы вдохнуть весь воздух, на­ходящийся вокруг тебя. Делаем это сейчас. Готов? Начали. Сделай глубокий вдох... глубже, глубже, задержка... и рас­слабься. Просто выдохни весь воздух из легких и возобнови обычное дыхание. Заметил ли ты напряжение в области груди на вдохе и расслабление на выдохе? (Повторяем упражнение.) Смог ли ты в этот раз почувствовать напряжение? А расслаб­ление? Постарайся сосредоточиться на этом различии, когда мы будем выполнять следующие упражнения. (После каждого упражнения выдерживается пауза 5—10 секунд.)

...Теперь поставь, пожалуйста, обе стопы всей поверхно­стью на пол. Чтобы выполнить упражнение, оставь носки на полу и в то же время приподними обе пятки как можно выше. Готов? Начали. Подними обе пятки очень, очень высоко. По­держи так... Расслабь. Просто дай им мягко опуститься на пол. При расслаблении ты, может быть, почувствуешь тепло и приятное покалывание. (Повторяем упражнение.) Икронож­ные мышцы становятся теплыми, мягкими, расслабленными.

...Теперь подними, пожалуйста, оба носка очень, очень вы­соко, оставляя пятки на полу. Готов? Начали. Подними носки очень высоко... еще выше. Подержи так и расслабь ноги.

Следующая группа мышц, на которой мы будем сосредото­чиваться, — это мышцы бедра. Упражнение простое. По мо­ему сигналу вытяни, пожалуйста, ноги прямо перед собой. Не забывай держать икры свободными, не напрягай их. Давай сделаем сейчас это упражнение. Готов? Начали. Выпрями обе ноги перед собой. Очень прямо. Еще прямее. Подержи так и расслабь. Просто дай ногам мягко опуститься на пол. Ощущал ли ты напряжение в верхней части бедер?.. Повторим это уп­ражнение. Чтобы проработать противоположную группу мышц, представь себе, что ты находишься на пляже и зарыва­ешься пятками в теплый сухой песок. Готов? Начали. Зарой свои пятки в песочек. С большим усилием. Сильнее. Еще сильнее и расслабься. Прочувствуй расслабление в верхних частях ног. Сосредоточься на этом ощущении. (Пауза — около 20 секунд.)

 

 

... Сейчас переходим к рукам. Сожми, пожалуйста, обе ру­ки одновременно в кулаки. Сожми кисти рук в кулаки как можно крепче. Готов? Начали. Представь, что ты сжимаешь в кулаке все свои болезни, трудности, невзгоды. Еще крепче сожми кулаки — и раздави свои болезни! Теперь расслабь ру­ки. Чувствуешь приятное тепло, покалывание, пульсацию в кистях рук?.. Это отличное упражнение для тех, кто много пишет в школе. Теперь давай повторим. (Повторяем 1 раз.) Расслабься. Чтобы проработать противоположные мышцы, просто растопырь пальцы как можно шире... еще шире. По­держи и расслабь. Теперь давай повторим это упражнение. Го­тов? Начали. (Повторяем упражнение 2 раза.) Сосредоточься на чувстве приятного тепла и покалывания в кистях рук. Та­кое ощущение возникает, когда приходишь домой с мороза, после игры в снежки и кладешь руки на теплую батарею или печку. (Выдерживаем паузу около 20 секунд.)

... Теперь давай поработаем с плечами. Мы храним массу напряжения и стресса в плечах. Недаром говорят, что наши беды и тревоги «давят на плечи». Представь, что ты пытаешь­ся коснуться верхушками плеч мочек ушей. Давай сделаем это упражнение. Готов? Начали. Потяни плечи вверх. Очень вы­соко. Еще выше, выше. Подержи так и расслабь. Сосредоточь­ся на чувстве тепла и приятной тяжести в плечах. Одновре­менно расслабились мышцы шеи, затылка... (Повторяем уп­ражнение 2 раза, затем — пауза около 20 секунд.)

... Давай перейдем теперь к лицу. Мы начнем со рта. Сна­чала улыбнись так широко, как только можно. Улыбка «до ушей». Готов? Начали. Очень широкая улыбка. Еще шире. Подержи так — и расслабься. (Повторяем 2 раза.) Теперь со­жми губы, как бы пытаясь поцеловать кого-то. Готов? Нача­ли. Собери губы вместе. Сожми их очень крепко... Еще креп­че. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз) А сейчас пе­рейдем к глазам. Как мы договорились, ты все время дер­жишь глаза закрытыми, но теперь зажмурь их еще крепче. Представь, что ты моешь голову и пытаешься не дать брызгам шампуня попасть в глаза. Готов? Начали. Зажмурь глаза очень крепко... Еще крепче... И — расслабь. (Повторяем 2 ра­за.) Это упражнение очень полезно при утомлении глаз, вы­званном школьными уроками, чтением, помогает улучшить зрение при близорукости.

Последнее упражнение заключается просто в поднимании бровей. Помни о том, что глаза остаются закрытыми, а ты под­нимаешь брови как можно выше, будто сильно-пресильно чему-то удивился. Готов? Начали. Подними брови высоко... Еще вы­ше. Подержи так — и расслабь. (Повторяем 1 раз.) Теперь про­чувствуй полное расслабление твоего лица. (Пауза 15 секунд.)

 

 

... Теперь снова направь свое внимание на дыхание, почув­ствуй, как с каждым вдохом (психотерапевт говорит синхрон­но с вдохами пациента) приятная свежесть, прохлада... вли­ваются через твои ноздри, дыхательные пути в легкие,... при­нося с собой бодрость, энергию, здоровье... Грудная клетка расширяется, расправляется... А с каждым выдохом (эта час­тями, синхронно с выдохами пациента)... живот опускается... теплая воздушная струя выходит... через дыхательные пути, ноздри... ты можешь представить ее как облачко пара,... ко­торое отделяется от тебя,... унося все болезни, тревоги,... и та­ет, растворяется... Остается только чувство уверенности, при­ятного покоя...

... А сейчас зафиксируем внимание на внутренних органах. Спокойно проглоти слюну и проследи, как теплая волна про­ходит в глубине твоей шеи,... груди,... живота (с 5-секундными паузами)... В верхней части живота появилось приятное тепло, и это тепло, подобно кругам от камня, бро­шенного в воду, расходится по всему животу, по всему телу... Живот прогрет приятным глубинным теплом.

...Теперь ты расслабил основные мышцы своего тела. Для того чтобы убедиться в том, что они расслаблены, я вернусь назад и перечислю мышцы, которые мы перед этим напрягали и расслабляли. Когда я буду называть их, дай им расслабить­ся еще сильнее.» (Вновь кратко называем основные группы мышц, предлагая ребенку представить, как будто волна силь­ного тепла охватывает их, на этом фоне произносим формулу внушения.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

РИСУНОК СЕМЬИ

Данная методика представляет собой процедуру, отражающую восприятие ребенком своего места в семье, его отношения к семье в целом и к отдельным его членам (Р. Ф. Беляускайте, 1987).

Для исследования необходимы: лист белой бумаги, набор цветных карандашей, резинка.

Инструкция, даваемая ребенку: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозна­чает слово «семья», так как этим искажается сама суть иссле­дования. Время выполнения задания не ограничивается.

В процессе выполнения задания (если оно проводится в ка­бинете психотерапевта) следует отмечать: последовательность рисования; паузы более 15 секунд; стирание деталей; спонтан-

ные комментарии ребенка; эмоциональные реакции и их связь с изображаемым.

После выполнения задания в процессе беседы следует за­дать ребенку следующие вопросы:

• Скажи, кто тут нарисован?

• Где они находятся?

• Что они делают? Кто это занятие придумал?

• Им весело или скучно? Почему?

• Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

• Кто из них самый несчастный? Почему?

Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 час­ти:

• анализ структуры рисунка;

• интерпретация особенностей графической презентации чле­нов семьи;

• анализ процесса рисования.

Как правило, ребенок, испытывающий эмоциональный комфорт в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недоволь­ство семейной ситуацией.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных