ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ХАРАКТЕРНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И ОТКАЗЫ ГТНА6.1. Типовые неисправности газотурбонаддува ДВС Многолетний опыт эксплуатации судовых дизелей с турбонаддувом свидетельствует о том, что в процессе их работы происходит неизбежное постепенное ухудшение технического состояния ТК и его характеристик. Основной причиной изменения характеристик ТК является занос (загрязнение) проточных частей турбины и компрессора, приводящий к снижению их КПД и изменению пропускной способности, в результате чего уменьшается расход воздуха на дизель, повышаются температура выпускных газов и удельный расход топлива. Таким образом, в процессе эксплуатации степень согласованности характеристик дизеля и ТК, достигнутая при расчете, проектировании и доводке, частично или полностью нарушается. Неисправности ГТН могут быть различными, но опыт эксплуатации наддува ДВС приводит следующие неисправности и их возможные причины. 1. Температура выхлопных газов выше нормальной (при эксплутационной мощности и соответствующих ей оборотах двигателя). Причины: - загрязнение воздушного фильтра или компрессора, высокое противодавление газовой турбины; - загрязнение или воздушная неплотность холодильника. Недостаточный расход или высокая температура охлаждающей воды. 2. Давление нагнетания ниже нормального (при эксплутационных мощности и числе оборотов двигателя). Причины: - неправильные показания манометра или его установка; - загрязнение воздушного фильтра, проточных частей компрессора и турбины; - загрязнение или повреждение лабиринтового уплотнения; - повреждение соплового кольца (обоймы) или облопачивание турбины; - повышенное давление выхлопа (загрязнен выхлопной коллектор); - неплотность в ресиверах надувочного воздуха; - механические задевания. 3. Давление нагнетания выше нормального (при эксплутационных мощности и числе оборотов двигателя). Причины: - не отрегулирован двигатель, износ и пропуски выхлопных клапанов; - отложение нагара на сопловом кольце и рабочих лопатках; - неправильные показания манометра. 4. Шум при выбеге, короткий выбег или замедленный разгон Причины: - повреждение подшипников; - задевание ротора; - загрязнение или обломки деталей. 5. Неплотности в корпусе. Причины: - коррозия на водяной стороне (сработаны или покрыты накипью защитные протекторы, отсутствуют отражательные пластины, использование морской воды для охлаждения. - коррозия и эрозия на газовой стороне (проникновение воды, кислотное воздействие и эрозия от золы); - трещины от термических напряжений; - недостаточный расход охлаждающей воды. 6. Смазочное масло быстро темнеет. Причины: - загрязнение канала подачи воздуха к уплотнению; - повреждение уплотнений на стороне турбины; - увеличенный зазор в уплотнении. 7. Утечка масла при автономной смазки. Причины: - отсутствие или избыточное высокое давление в уплотнительной камере. 8. Влага в ГТН Причины: высокая влажность воздуха и низкая температура охлаждающей воды; значительные колебания температуры окружающей среды при длительно бездействующем ГТН. 6.2. Характерные неисправности и отказы газотурбонагнетателей с радиальной турбиной судовых дизель-генераторов Рассмотрим некоторые эксплуатационные дефекты, выявленные при ревизии дизель-генераторов HIUNDAI-МАN-В&W мощностью 750 кВт с ГТН NR 15R/NR 20R, вызвавшие изменения характеристик ГТН и двигателя. Фирма - производитель ГТН на основе данных бортовых отчетов заявляет о безотказной работе газотурбонагнетателей типа NR.../R до 32 тыс. ч наработки. Однако, как показал опыт эксплуатации указанных ГТН на судах ряда компаний, уже при наработке около 10 тыс. ч возникают эксплуатационные проблемы, зачастую весьма серьезные. Так, при плановой ревизии ГТН NR 15R/185 т/х "Tromso Fidelity" было обнаружено, что геометрические характеристики соплового аппарата турбины изменились: выходные кромки всех лопаток разрушены, на кольцевой ограничивающей поверхности соплового аппарата у выходных кромок образовалась глубокая кольцевая канавка по всей окружности, на поверхностях лопаток обнаружены следы эрозионного износа. При инспектировании компрессора ГТН дефектов не выявили. К моменту ревизии данный ГТН имел 10 тыс. ч наработки. Указанные выше дефекты ГТН привели к тому, что в процессе эксплуатации при нагрузке двигателя около 70% температура уходящихгазов за ГТН увеличилась на 20 – 30 °С, а давление наддува снизилось на 30%. После замены соплового аппарата температуры выхлопных газов по цилиндрам двигателя понизились на 10 °С, а давление наддува возросло с 0,09 до 0,14 МПа. При работе одного из дизель-генераторов появился шум ГТН. Дизель-генератор был остановлен, ГТН разобран и осмотрен. Было обнаружено, что часть лопатки рабочего колеса компрессора обломана, лопаточный диффузор имеет две деформированные лопатки, а из-за возникшего дисбаланса ротора произошло разрушение подшипникового узла. На судах этой серии нередко происходили поломки рабочих лопаток газовой турбины ГТН. Эти аварии предположительно были связаны с применением мокрой системы очистки проточной части ГТН. После монтажа системы сухой очистки ГТН (рис, кокосовая стружка, грецкие орехи) с начала её применения подобные аварии прекратились. Аналогичные повреждения ГТН зафиксированы на ряде дизель-генераторов 6L23/30, эксплуатируемых на других судах. Химико-физические испытания материала соплового аппарата и зольных отложений показали химическую нейтральность среды (рН-7). На теплоходе "SCS ВАNNЕR" по рекомендации сервисного центра была отключена система мойки ГТН. В результате скопившихся отложений произошла аварийная остановка дизель-генератора. Наработка ГТН к моменту аварии составила 2400 ч. Газотурбонагнетатель был разобран, все детали очищены механически. Авария повторилась через 600 ч работы ГТН. По согласованию со службой технического надзора (Регистр DNV) мойка турбины водой была возобновлена, после чего аварии по причине загрязнений прекратились.
На теплоходе "Тула" установлены дизель-генераторы 6АТL25 «Зульцер» с газотурбонагнетателями RR-181-14 фирмы АВВ с безлопаточным направляющим аппаратом. При разборке двух ГТН с наработкой около 6 тыс. ч было установлено, что в газоприёмном корпусе образовалась "щель" длиной 7см. При дальнейшей эксплуатации ГТН и последующей ревизии газоприёмного корпуса при наработке ГТН 10 тыс. ч было обнаружено, что длина "щели" увеличилась вдвое.
В процессе эксплуатации ГТН происходит отложение продуктов сгорания на сопловых и рабочих лопатках турбины, диске рабочего колеса и на других участках проточной части. Обычно сопловые и рабочие лопатки покрыты незначительным по толщине (0,2 - 0,5 мм) слоем нагара пепельного цвета, поверхность диска со стороны подвода газа к турбине часто бывает покрыта густым слоем липкой маслянистой сажи, что вызывает рост потерь мощности от трения. Интенсивность отложений увеличивается при работе дизеля на тяжелом топливе и на пониженных нагрузках. Анализ аварий ГТН с радиальной газовой турбиной современных среднеоборотных дизелей показывает, что применение тяжёлых топлив ведет к существенному снижению технико-экономических показателей эксплуатации ГТН судовых дизелей. Однако в связи с широким применением тяжёлых топлив требуется проведение исследований воздействия продуктов сгорания на проточные части радиальных газовых турбин ГТН в лабораторных условиях и на судах. Ниже приведены фотографии турбокомпрессоров с характерными неисправностями (рис.6.1 – 6.5).
Рис.6.1 «Щель» в компрессоре ТК
Рис.6.2 Повреждения рабочего колеса компрессора Рис. 6.3 Повреждение компрессора ТК
Рис.6.4 Повреждение ТК
Рис.6.5 Повреждения газохода 6.3. Некоторые неисправности ГТНА главных двигателей 1) Судовой малооборотный дизель B&W (10ДКРН45\120)является двухтактным, десятицилиндровым, крейцкопфным, реверсивным с газотурбинным наддувом (два турбокомпрессора), простого действия, с рядным расположением цилиндров, имеет прямоточно-клапанную продувку. Предназначен для работы в качестве главного двигателя с прямой передачей на гребной винт фиксированного шага (ВФШ). Данный дизель оборудован системой автоматического регулирования температуры охлаждающей воды, циркуляционного масла, температуры и давления на распредвале, а так же системой автоматической предупредительной сигнализации. Основные ТТХ судового дизеля B&W 10L45GFCA (10ДКРН45\120). Диаметр цилиндра,мм 450 Ход поршня, мм 1200 Число цилиндров 10 Номинальная мощность, кВт 7257 При числе оборотов, об/мин 170 Давление наддувочного воздуха,МПа 0,8 Порядок работы цилиндров 1-9-4-6-3-10-2-7-5-8 Ресурс до капитального ремонта,ч 50000 Давление продувки, МПа 0,13 Расход продувочного воздуха, кг/ч 30х103 За охладителем наддувочного воздуха,°С 40 Данные по выхлопным газам: Температура по цилиндрам, °С 350 Разница по цилиндрам,°С max 25 Температура перед турбиной,°С 380
Рис. 6.6 Общий вид ТК Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|