Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и сущность налога




 

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе с момента его возникновения. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного платежа составляет сущность налогов. Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

- работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие доход;

- хозяйствующие субъекты, собственники капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства.

С философской позиции налог — это общественно необходи­мое явление, а стало быть, общественное благо. С его помощью, посредством обобществления части индивидуальных богатств, достигается социальное равновесие между общественными, кор­поративными и личными экономическими интересами и на этой основе обеспечивается общественный прогресс. В налоге отражена общечеловеческая потребность жертвовать во благо всех, особенно во благо нуждающихся в общественной защите и помощи [6].

За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков. До настоящего времени не выработано единого толкования по­нятия налога независимо от политического и экономического строя общества, от природы и задач государства. Приводимое в боль­шинстве учебников по финансам и налогообложению определение налога представляется как «обязательный платеж физических и юридических лиц, взимаемый государс­твом», — экономически верное, но не достаточно полное, поскольку [6]:

1. Это понятие не устанавливает безвозмездность дан­ного платежа, которая отличает его от других платежей и сборов, взимаемых государством с населения и юридических лиц возмез­дно и не являющихся поэтому налогом (налоги в отличие от заемных средств взимаются с налогоплательщика го­сударством без каких-либо конкретных обязательств перед ним, а потому носят принудительный и безвозмездный характер). В связи с этим не могут быть отнесены к налогам различного рода взносы, вклады, штрафы, уплачиваемые в соответствии с заключенными договорами, а также штрафные санкции за нарушение налогового и другого законодательства.

2. Приведенное понятие не устанавливает цели взимания налоговых платежей.

3. Не установлена индивидуальность данного платежа, исключающая возможность перенесения уплаты налога на другое лицо или на группу лиц.

Налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Наиболее полное определение налога дано в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), хотя в этом определении есть достаточно спорные моменты. Ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) юридическое лицо — организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Согласно НК РФ организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Налог не возникает сам собой из условий хозяйствования, он всегда принудительно навязывается производству, обмену и пот­реблению извне, являясь принудительным элементом процесса ценообразования. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направле­ния налоговым или таможенным органом требования налогопла­тельщику об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплатель­щика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК РФ, а с физического лица — в судебном порядке. В качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов предусмотрено применение налоговых санкций (ст. 114 НК РФ).

Налог всегда имеет форму денежного платежа, кроме случаев, прямо указанных в законе. Например, в главе 26.4 НК РФ «Согла­шения о разделе продукции», действие которой предусмотрено в отношении добывающих предприятий ТЭКа. Применявшиеся в 1990-х годах зачеты, взаимозачеты, уплата налогов продукцией, ус­лугами и работами в настоящее время исключены (ст. 8,45 НК РФ). Денежная форма уплаты налога предопределена самой сутью нало­га, который является, как установлено ст. 8 НК РФ, платежом.

Слово «платеж» в русском языке означает денежные средства, кото­рые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установ­ленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам.

По своей правовой природе налог имеет форму отчуждения части имущества собственника либо имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении в унитарных государственных или муниципальных предприятиях.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмот­рению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В этой обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов об­щества. С публичным характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

Существенным признаком налогов является их индивиду­альная безвозмездность. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства по отношению к налогоплательщику, который не вправе рассчитывать на услуги и какие-либо встречные юридически значимые действия государства в его пользу. Вместе с тем налог, выступая общественно необходимым имущественным платежом в бюджет, возвращается налогоплательщикам в виде индивидуально неопределенных благ, таких, как укрепление пра­вопорядка, благоустройство муниципальных образований, дорог, развитие образования, здравоохранения, социальная поддержка малообеспеченных граждан и т. д.

В налоговую систему России, кроме налогов как таковых, входят также приравненные к ним сборы, отличительная особенность которых состоит в том, что их уплата является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномо­ченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Перечень сборов, как и налогов, включен в НК РФ, и поэтому на сборы распространяются все правила и правоотношения, уста­новленные налоговым законодательством России.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридическими значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор всегда связан с определенной специальной целью (за что конкретно уплачивается), которая достигается в результате его уплаты, т. е. присутствует элемент индивидуальной возмездности. Например, в случае таможенного сбора налогоплательщик формулирует цель — ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован в ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза — оформление документов и уплату таможенного сбора.

В определении сбора отсутствуют два признака, присутствующие в характеристике налога:

1) Индивидуальной безвозмездности.

2) Уплаты в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Вместо них введен признак индивидуальной возмездности, а именно предоставление определенного эквивалента «юридически значимых действий» в отношении плательщика сбора.

Важным является признак обязательности. В соответствии с законным определением сбора в отличие от налога обязанность по уплате возникает в результате свободного выбора плательщика, однако на самом деле обязательность (принудительность) сборов имеет точно такой же характер, как и обязательность косвенных налогов.

Плательщик может избежать уплаты косвенных налогов, отказавшись от потребления обложенными этими налогами товаров (работ, услуг); может он избежать и уплаты сборов, не обращаясь за соответствующими услугами государства. Однако неизвестно, как будет обеспечивать свою жизнедеятельность индивид, если практически все товары и услуги содержат в себе косвенные налоги.

Сбор по своей сути является взносом.

Слово «взнос» в русском языке означает «внесение за что-либо денег».

Понятие «пошлина» НК РФ не выделяет как самостоятельное, однако оно тесно связано с понятием «сбор», поскольку исторически пошлины и сборы возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли собой плату за оказание определенного круга услуг. В данном случае с помощью пошлин ставилась задача компенсировать фактически осуществленные расходы —покрыть издержки и бесприбыльность.

Пошлина — денежные средства, которые надлежит уплачивать в порядке оплаты приобретенных товаров, за используемые ресурсы, за предоставленный кредит в виде установленных законом взносов, в форме расчетов по обязательствам.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение — мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Таким образом, в налоговой системе можно выделить:

1) налоговые обязательные платежи — налоги и сборы, непосредственно входящие в налоговую систему государства и регулируемые налоговым законодательством;

2) неналоговые обязательные платежи (квазиналоги) — непосредственно не входящие в налоговую систему государства и регулируемые не налоговым, а иным законодательством;

3) разовые изъятия налогового характера — платежи, взимаемые в качестве наказания за недобросовестное исполнение обязанностей налогоплательщика и регулируемые налоговым законодательством.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных