ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Педагогические условия социально-педагогической поддержки ребенкаНеобходимо выделить педагогические условия, обеспечивающие эффективность социально-педагогической поддержки. Осуществление социально-педагогической поддержки зависит от комплекса условий: развитие педагогической культуры социального педагога, которая в образовательном учреждении обеспечивается посредством методического сопровождения. Без владения методиками и технологиями воспитательной и социальной работы весьма затруднительно построить отношения с родителями, общественностью, учителями-предметниками. Важным условием является уважение к личности педагога со стороны ребенка. Воспитанник может обратиться или выйти на общение по поводу своих личностных проблем, препятствий в процессе социализации и индивидуализации, только при условии уважения и доверия к педагогу. Культурная среда образовательного учреждения создает особые, ориентированные на взаимопонимание, творчество, реализацию личности, отношения в педагогическом и детском коллективе и тем самым обеспечивает эффективную социализацию детей. Первое педагогическое условие — методическое сопровождение социально-педагогической поддержки ребенка в образовательных учреждениях. На основе анализа исследований, посвященных проблемам методической работы в образовательных учреждениях, мы уточнили понятие методического сопровождения социально-педагогической поддержки, которое рассматриваем как постоянную помощь методической службы педагогам, направленную на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности, т. е. педагогической культуры. Педагогическая культура — специфическое проявление общей культуры в разнообразных педагогических и образовательных процессах, в частности, в структуре педагогического общения. Педагогическая культура социального педагога имеет свою специфику, выраженную в ее профессиональном самоопределении, содержании, формах и методах работы, где социально-педагогическая поддержка выступает ее системообразующим основанием, основным смыслом позиционного взаимодействия с детьми, основной функцией в его деятельности. Предметом взаимодействия социальных педагогов с родителями является включение последних в процесс воспитания собственного ребенка в соответствии с задачами современного образования. Это возможно при формировании педагогической культуры родителей, обусловленной освоением гуманистических ценностей воспитания, воспитательных методик и развития педагогически значимых качеств личности. Сама социально-педагогическая поддержка требует от педагога специфических знаний. Следовательно, в образовательном учреждении существует объективная потребность в оказании постоянной методической помощи педагогам. Методическое сопровождение социально-педагогической поддержки является элементом организационно-управленческого компонента системы и направлено на повышение его эф фективности. Исходя из содержания организационно-управленческого компонента, в частности из необходимости проведения диагностических мероприятий по выявлению познавательных и творческих потребностей детей, профессиональных приоритетов социальных педагогов; помощи педагогам в разработке образовательных программ; организации повышения квалификации педагогов; обеспечения принципа научности социально-педагогической поддержки, — мы выделяем следующие функции методического сопровождения: диагностико-аналитическую, организационно-педагогическую, контрольно-коррекционную, научно-экспериметальную. Методическое сопровождение в образовательном учреждении решает проблему повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития и саморазвития ребенка и тем самым влияет на эффективность социально-педагогической поддержки, поскольку оказывать ее может только профессионально подготовленный для такой работы педагог. Второе педагогическое условие — интерактивные связи, основанные на доверии и уважении друг к другу субъектов образовательного учреждения. Интерактивные связи детей и взрослых должны основываться на со-трудничестве, со-творчестве и со-чувствии. Тогда эти связи будут действительно подлинными, направленными на созидательную деятельность и саморазвитие. Стимулом для сотрудничества является готовность педагога прийти на помощь ребенку. Готовность прийти на помощь человеку связано с чувством сострадания и милосердия. Издавна на Руси желание и готовность помочь ближнему, страждущему, слабому, больному называлось человеколюбием и почиталось как одно из важнейших качеств личности. Готовность помочь ребенку тесно связано с такими гуманистическим ценностями, как принятие любого ребенка, помощь и защита любого ребенка. Я. Корчак считал, что начальным условием воспитательного процесса является создание в семье или школе взаимного доверия. А. Фрейд писала, что начать психоаналитическую работу с ребенком она не могла до тех пор, пока не завоевала доверия, используя при этом различные способы: в играх, беседах показывала свою находчивость, ум, силу. Поэтому она стала для ребенка интересным и полезным человеком и сильной личностью, которой можно доверить свои "тайны". Однако надо помнить, что чистота помыслов педагога, уверенность ребенка, что учитель его "не предаст", являются необходимыми показателями в развитии доверительных отношений. Проблеме уважения ребенка к личности педагога, родителя, его авторитету были посвящены труды К.Д. Ушинского ("Три элемента школы"), Н.А. Добролюбова ("О значении авторитета в воспитании"), А.С. Макаренко ("Методика воспитательной работы"), И.С. Кона ("Психология старшеклассника"), М.Ю. Кондратьева ("Слагаемые авторитета") и др. Результатом упрочения авторитета личности педагога является признание за ним права принимать значимые для школьников решения. Однако это не означает снижения самостоятельности учащихся, развития способности к самоопределению. Атмосфера, создаваемая авторитетной личностью педагога, стимулирует ребят к творческой деятельности. А.С. Макаренко противопоставлял всем разновидностям ложного авторитета (авторитета подавления, расстояния, педантизма и т. п.) подлинный авторитет личности педагога. Авторитет педагога различается в зависимости от возрастных особенностей школьников. Для учащихся младшего школьного возраста важен авторитет учителя (признается право на принятие ответственных решений в ситуациях школы, а также перенос авторитета в те сферы жизни группы, где его право на подобное положение не только не проверялось, но и напрямую не предусматривалось). Для подростков характерно признание авторитета за тем педагогом, который обладает специфическими знаниями и умениями в какой-либо сфере. Для старших подростков ориентация на роль не является значимой. Авторитетным становится педагог-профессионал, который обладает такими личностными качествами, как человечность, способность к помощи и поддержке, пониманию, тот, кто является старшим товарищем и другом учащихся. Третье педагогическое условие — культурная среда образовательного учреждения, которую мы рассматриваем как пространство деятельности, создаваемое в учреждении образования, основной ценностью которого является сотворчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ребенка, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для саморазвития, успешной интеграции в процессе социализации. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|