Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-педагогическая поддержка ребенка в культурной среде образовательного учреждения




Теоретическую основу исследования с позиции культуро­логического, средового и системного подходов составили поло­жения о культуре в образовании и проблеме культурной среды, о понятии культурной среды, ее отличии от других видов сред (окружающая, социокультурная, образовательная, воспита­тельная), схожих по смыслу понятий (школьный уклад, атмос­фера, социально-психологический климат), ее сущности, цело­стной структуре взаимосвязанных компонентов.

Если сравнивать термин культурная среда образовательного учреждения с близкими по содержанию понятиями, то в теории педагогики воспитательная среда образовательного учреждения (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Н.Л. Селиванова, В.П. Сергеева, В.П. Созонов, Е.Н. Степанов) определяет процесс воспитания школьников, но не создает условия для развития пе­дагогической культуры учителей и родителей учащихся.

Выделение культурного фактора активного участия лич­ности в развитии материального, духовного и природного ком­понентов окружающей среды, а также ее саморазвитии опре­деляет сущностное отличие культурной среды отсоциокультур­ной (опосредованный и непосредственный контакт с субъектом), окружающей среды (непосредственный контакт с субъектом). Понятие "среда" включает в себя ряд таких факторов, как особенности и характер деятельности, стиль взаимоотношений,

взаимовлияний, создание и обеспечение развития ее субъектов.

При рассмотрении культурной среды А.Н. Тубельский использует видовое понятие "уклад жизни школы", под которым по­нимает такую соорганизацию всех элементов учебно-воспитательного процесса, которая задает стиль, дух, атмосферу всей школьной жизни.

О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова при рассмот­рении процессов развития личности в школьной среде исполь­зуют понятие климата как синоним культурной среды. В пси­хологии есть понятие "социально-психологический климат" — качественная сторона межличностных отношений, проявляю­щаяся в виде совокупности психологических условий, способ­ствующих или препятствующих продуктивной совместной де­ятельности и всестороннему развитию личности в группе. Еще одно понятие "атмосфера" — окружающие условия, обстанов­ка (товарищеская атмосфера, атмосфера доверия), педагогичес­ки характеризующее создание благоприятной (или неблагопри­ятной) обстановки для развития и саморазвития личности. Схо­жие по смыслу с понятием "культурная среда" вышеперечис­ленные понятия характеризуют отдельные ее компоненты.

Рассмотрение образовательных процессов в контексте культуры вызвано рядом причин: во-первых, проблемами со­временного образования не только в России, но и в мире, свя­занными со снижением культурного уровня учащихся и учите­лей, обезличенностью в обучении, малокультурной школьной средой, отсутствием культуры общения в школе, ростом шови­нистических тенденций в обществе, усилением межэтнической и межконфессиональной разобщенности людей; во-вторых, со­временными представлениями ученых о процессах развития личности в контексте культуры; в-третьих, ослаблением эти­ческого влияния старшего поколения на воззрения и традиции, существовавшие в обществе и принимаемые старшими поколе­ниями.

Неотъемлемым условием развития теоретических знаний о культурной среде является изучение ее сущности и содержа­ния. Культурная среда образовательного учреждения являет-

ся не только важным источником культурного развития лично­сти, но и идейно-ценностной атмосферой культурного станов­ления личности и внутришкольных сообществ, она определяет духовно-нравственный, творческий и интеллектуальный "кли­мат" (уклад, образ жизни) образовательного учреждения, ока­зывает свое влияние на культурную среду социума, при этом происходит взаимообогащение этих сред.

Это пространство культурного самоопределения ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и культур­ными предпочтениями (субкультура ребенка), с одной стороны. С другой стороны, это сфера педагогических влияний, т. е. со­здания педагогических условий для развития и саморазвития личности ребенка, которая определяется как культурная среда образовательного учреждения.

Именно аспект педагогического влияния как детерминиру­ющего процесса развития культурной среды школы и личности в ней является сущностным отличием от определений других авторов (Е.А. Александровой, Н.Б. Крыловой). Если культурная среда — это пространство условий, необходимых для развития личности, то в науке педагогические условия рассматриваются как результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, способов, организационных и коммуникативных форм образования (воспитания, обучения) для достижения педагогических целей.

Целенаправленность педагогической деятельности не свя­зана с навязыванием ребенку представлений о том, кого из него необходимо воспитать. В культурной среде школы педагоги оп­ределяют задачи реорганизации школьных помещений и зон рекреации, организации культурной деятельности* детских сообществах, а также преобразования учебных программ и пла­нов на принципах разнообразия, вариативности и альтернатив­ности в соответствии с результатами диагностики образователь­ной деятельности школы. Это дает ученику возможность выбо­ра деятельности, родителям — возможность увидеть перспек­тивы и потенциал своего ребенка, школе — стать подлинным культурным центром для детских и взросло-детских сообществ.

Но одновременно это дает педагогу возможность повысить свою педагогическую культуру, поскольку культурная среда школы не может функционировать, если учительская среда консерва­тивна и не воспринимает нововведения.

В ходе исследования автором определена структура куль­турной среды школы (рис. 1), которая представляет собой цело­стную, динамическую систему компонентов, находящихся в оп­ределенной иерархической взаимозависимости: аксиологичес­кого, базовых, функционально-образующих и предметно-прак­тических.

 


 

 

Культурная среда школы формируется в процессе освое­ния идей и ценностей, воспринятых в данном педагогическом

сообществе и учитывающих интересы, потребности школьни­ков и их родителей.

Ценностные ориентации, прежде всего учителей как руко­водителей и инициаторов развития учебно-воспитательного про­цесса, определяют направленность культурной среды. Ценност­ный компонент культурной среды аксиологически обусловливает ее базовые компоненты (ценностно-смысловая основа), взаимо­действующие друг с другом, сущностно представленные на дру­гих уровнях во всех последующих компонентах. Для реализации целей современной культуросообразной школы важен процесс саморазвития (самоопределения, самореализация, самореабили­тации и самоорганизации) педагогов, школьников и их родите­лей, обеспечивающий создание соответствующего пространства в ее культурной среде, выраженной психологическими, соци­альными и материальными условиями. Педагогическая поддер­жка — важнейший компонент среды, ориентированный на ока­зание помощи и поддержки процесса развития и саморазвития ребенка и гуманизацию образования в школе в целом. Педагоги­ческая поддержка — это система деятельности, имеющая свои цели, виды (прямая и превентивная поддержка), принципы, ме­тоды оказания помощи ребенку в среде школы.

Инновационный компонент характеризуется стремлени­ем к новшеству субъектов образовательного процесса, готовно­стью обеспечить успех инновационной деятельности, эффектив­ностью коммуникаций, возможностями методического ресурса и качества организационно-управленческих решений. Со вре­менем педагогические новшества (в воспитании, обувший, уп­равлении) перестают восприниматься педагогическим сообще­ством как новое и превращаются в школьные традиции (уклад жизни школы).

Культурная среда школы — это уклад жизнедеятельнос­ти, характеризующийся особыми традициями. Они создаются педагогами, школьниками и их родителями в совместной дея­тельности. Школьные традиции рассматриваются как сложив­шиеся особенности: учебно-воспитательного процесса, сово­купности норм и правил жизнедеятельности ее субъектов, эстетики объектов школы, в том числе территории пришкольно­го участка, одежды педагогов и школьников; системы объек­тов культурно-образовательного назначения, связанных с со­зданием и распространением культурных и образовательных ценностей (творческих организаций, познавательных сообществ, научно-исследовательских и методических объедине­ний, студий, кружков, секций). Культурная среда школы пред­ставляет собой педагогически обусловленное практическое воплощение национального, исторического и социального, яв­ляется базой для формирования и удовлетворения духовных потребностей человека посредством его взаимодействия с об­разовательным сообществом, что, в свою очередь, может быть определено как традиции и инновации данного образователь­ного учреждения.

Если новые идеи приняты, среда приобретает новые каче­ства и реализуется на функциональном уровне (использование системообразующих факторов динамического характера). Эти компоненты были названы функционально-образующими, ин­формационный (разнообразие, вариативность учебного матери­ала, многообразные дополнительные источники информации); мировоззренческий (духовно-нравственная атмосфера школы, эстетическое окружение, педагогический этикет); коммуника­тивный (гуманные и равноправные отношения между взрослы­ми и детьми, основанные на взаимном интересе, уважении, до­говоре); интерактивный (сотрудничество, сотворчество, опреде­ляющие успешность интерактивных связей), обеспечивающи­ми способы распространения базовых смыслов и ценностей в культурной среде школы.

Идеи и ценности через базовые и функционально-образу­ющие компоненты воплощаются в предметно-практических компонентах: организационно-управленческом (демократичес­кое управление, самоуправление); материально-предметном (мебель, инвентарь, технические средства обучения, ремонт зда­ния); знаково-символическом (атрибуты, символы, школьная форма, знаки, подчеркивающие уникальность данного учреж­дения); психолого-педагогическом (психологическая служба

школы, психологическое просвещение, диагностика и коррекция психического развития, психологическое консультирование, проведение психологических тренингов).

Таким образом, культурная среда в образовательных уч­реждениях создает необходимые условия для самореализации || ребенка во внешнюю среду, способствуя эффективной социаль­но-педагогической поддержке.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Вчем сущность понятия "педагогическая поддержка ре­бенка"?

2.Каковы сущностные элементы педагогической поддерж­ки? Виды педагогической поддержки.

3.Определите субъектов педагогической поддержки.

4.Какие противоречия определяют закономерности и прин­ципы социально-педагогической поддержки?

5.Дайте характеристику закономерностей и принципов со­циально-педагогической поддержки.

6.Раскройте содержание педагогического обеспечения са­мопознания и сотворчества в структуре социально-педагогичес­кой поддержки.

7.Компоненты социально-педагогической поддержки и их взаимосвязи в структуре социально-педагогической поддер­жки.

8.Что такое базовые компоненты культурной среды ОУ?

9.Что такое функционально-образующие компоненты куль­турной среды ОУ?

 

10.Что такое предметно-практические компоненты куль­турной среды ОУ?

11.Какие методы формирования и развития культурной педагогической среды ОУ вы знаете?

12.Роль активности в развитии культурной среды.

13.Дайте характеристику стадий развития культурной сре­ды школы.

14.Кто является субъектом развития культурной среды школы? Почему?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных