Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование экспертных систем в управление




 

Экспертная система (ЭС) — это прикладная диалоговая система искусственного интеллекта, способная получать, накапливать, корректировать знания из некоторой предметной области (представляемые в основном специалистами-экспертами), выводить новые знания, находить на основеэтих знаний решения практических задач, близкие по качеству к решениям экспертов, и по запросу пользователя объяснять ход решения в понятной для него форме.

Экспертная система имеет два режима работы:

1. режим приобретения знаний, при котором эксперт общается с ЭС при посредничестве инженера знаний;

2. режим решения задач, при котором в общении с ЭС участвует пользователь, которого интересует результата и способ его получения.

Идея построения ЭС сформировалась в ходе исследований по искусственному интеллекту (ИИ).

Экспертные системы с самого начала распались на два больших класса с точки зрения тех задач, которые они решали.

Системы первого класса предназначались для повышения культуры работы и уровня знаний специалистов в различных областях деятельности: врачей, геологов, инженеров и т. п.

Вторые системы можно назвать консультирующими, или диагностирующими.

ЭС в отличие решения задач по алгоритму не исключает пользователя из решения, а, наоборот, сохраняет за ним инициативу. В то же время она не является просто пассивным источником информации (подобно справочнику или базе данных), так как в нужные моменты она подсказывает необходимое направление решения задачи, развивает цепочки умозаключений, объясняет свои действия.

Одним из самых сложных процессов при создании ЭС является построение базы знаний. Эксперт, знания которого вводятся в систему, может не быть знакомым с деталями программы и вычислительной машиной, на которой реализована ЭС. Поэтому появляется необходимость привлечения инженера по знаниям, который знаком одновременно и с областью возможного применения ЭС, и со структурой указанной программы.

Исполнитель (разработчик) с помощью специальных инструментальных средств создает, пустую ЭС или метасистему, ориентированную на один из классов ЭС. Заполнение знаниями пустой системы осуществляется непосредственно у заказчика специальными инженерами познания, входящими либо в организацию заказчика, либо в организацию разработчика. Инженеры по знаниям должны, с одной стороны, быть компетентны в теории ЭС, а с другой - знать предметную область и уметь работать с экспертами из этой области, чтобы превращать их знания в формализмы данной ЭС, т.е. в специальные конструкции понятные ЭВМ.

База знаний является основой экспертной системы, она накапливается в процессе ее построения. В экспертной системе используется база знаний, в которой представляются знания о конкретной предметной области.

База знаний — это совокупность моделей, правил и факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решений сложных задач в некоторой предметной области.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных