ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Спортивная команда как объект социального исследованияТехнология регулирования межличностных отношений в детской спортивной команде
Теоретическое обоснование проблемы регулирования межличностных отношений в детской спортивной команде
Спортивная команда как объект социального исследования
Спортивная команда - это всегда спортивная группа: спортивная группа становится командой тогда, когда берет на себя функцию представительства какой-либо организации на тех или иных соревнованиях. Спортивной команде присущи все те социально-психологические закономерности, которые свойственны малым группам. Поэтому все, что сказано ниже о спортивных группах, прямо относиться к спортивным командам [19]. Первые упоминания о группе как объекте социального исследования принадлежат немецкому философу-социологу В. Дильтею (1833-1911 гг.) Систематическое исследование групп и процессов, происходящих в них, начинается в начале двадцатых годов прошлого столетия, с появлением работ американских социологов Самнера и Ч. Кули. Группа - это два или более индивида, взаимодействующих друг с другом не зависимо от деятельности и типа этого взаимодействия [18]. Сплоченный коллектив - это высшая стадия развития социальной общественности. Членов сплоченного коллектива, отмечает В.И. Зацепин, объединяет общность взглядов по основным вопросам мировоззрения, единство коренных интересов и целей, умение сочетать личные интересы с общественными, взаимопомощь, взаимное уважение и дружеские взаимоотношения на основе общего положительного эмоционального отношения к выполненному виду работы [15]. Спортивная группа - это одна из разновидностей малых групп. Их родственность подчеркивают многие характеристики (размер, наличие формальных и неформальных структур, признаки малых групп и т.д.). Однако, полной ясности, что такое спортивная группа, пока нет. Более того, отсутствуют какие бы то ни было определения этого феномена, хотя справедливости ради следует сказать, что в одной из своих работ В.Е. Шафер предлагает спортивной группой считать такую группу, которая состоит не менее чем из двух человек, объединенных спортивной совместной деятельностью или совместным проведением свободного времени. По мнению автора, под данное определение попадают различные группы, в том числе и такие, которые преследуют цель организации активного отдыха, группы туристов, шахматистов, любителей и т.д., проводящегося по правилам и требующего физического напряжения. Представляется, что объединение людей, преследующих цель удовлетворить физический голод, устранить последствия гиподинамики, укрепить здоровье, не отвечают основному требованию спортивных групп - направленность на достижение высоких результатов и, следовательно, не могут стать таковыми [2]. Таким образом, спортивной группой следует считать группу, в состав которой входит не менее двух и не более двадцати пяти человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется, как индивидуальными, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом, правилами и нормами. Причем цель деятельности - достижение высоких личных и командных результатов - не должна противоречить общей для спортивной организации или общества цели [19]. Спортивная команда является чрезвычайно сложным в структурном отношении социальным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой или ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения межличностных отношений по вертикали «тренер - спортсмен», межличностных отношений по горизонтали «спортсмен - спортсмен», сплоченности и согласованности и т.д. Вообще под социальной структурой, к которой можно отнести и спортивную команду понимается, «сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы» [17]. Следуя этой логике, структуру спортивной команды можно определить как сеть относительно упорядоченных и оптимально взаимосвязанных подструктур (ранговых, ролевых, межличностных и т.д.). Каждая из этих подструктур и структура спортивной команды в целом делится на формальную и неформальную, так как эти структуры - суть формальных и неформальных групп. Формальная структура отношений в команде создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности благодаря приказам, распоряжениям, указаниям вышестоящих организаций и требованиям тренера, регламентирующим процесс взаимодействия и взаимоотношения членов команды в этой деятельности. Предполагается, что строгое соблюдение правил и инструкций членами детской команды гарантирует им удовлетворение их личных потребностей, потребностей тренера и вышестоящих организаций [18]. Одной из главных особенностей формальных и неформальных организаций является то, что она способствует объединению индивидов в группу, создает основу личного контакта. Также она регулирует частоту этих контактов, и качественную их сущность. В этом проявляется сдерживающая функция формальной организации. Подобные «карантинные» меры не всегда удаются, так как порой неформальная структура связей почти полностью совпадает с формальной или даже перекрывает ее, становится ведущей. В этом случае наблюдается «размывание» формальной структуры, характеризующееся нарушением субординации в системе «тренер - спортсмен», дисциплины, снижением критической оценки поведения, личной ответственности за свои действия. Команда перестает отвечать тем задачам, ради решения которых она была создана, превращаясь в средство достижения целей узкого круга лиц [20]. Если члены группы строят все свои связи и отношения только на основе инструкций и предписаний, с учетом ролевых действий и формальных статусов, то взаимоотношения в скором времени станут напряженными. Отсутствие эмоциональных связей приводит к непониманию друг друга и, в конечном счете, к конфликту. Два типа структур формальная и неформальная всегда существуют, образуя сложное отношение между собой. Полное соответствие структур - явление не только редкое, но и нежелательное, так как формирует замкнутый круг коммуникаций и связей, ведет к образованию единой статусов, а в целом к окостенению системы [21]. Помимо соответствия структур есть еще и такие факторы, как совместимость, идентичность игрового понимания - мышления, мотивация, система ценностей, профессиональный уровень мастерства, чувство долга и ответственности и т.д., которые могут компенсировать отрицательное воздействие на результативность деятельности команды различных психологических и социальных факторов. Из этого следует, что существующее мнение о линейной зависимости между эффективностью групповой деятельности, ростом спортивных результатов и совпадением формальных и неформальных структур необходимо тщательно изучить. Скорее всего, речь может идти о том, что в каждой конкретной команде, на различных этапах ее развития должен быть свой оптимальный коэффициент соответствия формальных и неформальных структур [13]. Вопрос о верхних, нижних и оптимальных границах малых групп остается одним из спорных в настоящее время. Что касается нижних границ, то большинство исследователей считаю, что в группе должно быть минимум двух человека. Относительно верхних границ, такого нет. По данным Е.С. Антипина - это 10-15 человек, но, по мнению Е.С. Кузьмина, Л.Л. Коломенского - это 25-40 человек. Экспериментально установлено, что малые группы, состоящих из двух человек, встречаются в 71% случаев, из трех - в 21%, из четырех - в 6%, из пяти - в 1,5%, из шести-семи - менее чем в 1% случаев. Это означает, что наиболее устойчивой, не подвергающейся распаду является группа из 6 -7 человек. Это количество можно считать оптимальным для малой неформальной группы, так как оно позволяет: а) быстрее и легче устанавливать контакты; б) лучше узнать личные качества и способности; в) в минимальном искажении передавать информацию друг другу в максимально короткие сроки [18]. Что касается объема формальной группы, то она всегда обуславливается задачами и целями, стоящими перед ней. Правила состязаний четко оговаривают, каким должен быть состав команды, а постоянные задачи диктуют оптимальное количество людей для их решения. Возьмем, к примеру, такие виды спорта, как баскетбол - 5 человек; волейбол - 6 человек; футбол - 6, 11 человек. Это количество спортсменов считается оптимальным для эффективного сопротивления противнику и достижения цели, успеха, задачи. Если по каким-то причинам одна из команд остается на площадке (поле) не в полном составе, она не редко терпит поражение от команды, играющей в полном составе. Таким образом, оптимальная численность спортивной группы или команды, как формальной организации, предусмотрена правилами соревнований и задачами, стоящими перед ней [22]. Спортивной команде свойственны некоторые признаки, которыми характеризуются малые группы. К этим признакам относятся: 1.автономия команды, ее некоторая обособленность от других команд; 2.сплоченность, наличие чувства «МЫ»; .контроль за поведением членов команды; .положение и роль каждого члена команды; .иерархия членов команды; .конформизм, обязанности, порядок, нормы; .добровольность входа и выхода из команды; .стремление сохранить оптимальный объем команды; .интимность (знание личной стороны жизни); .стабильность; .референтность, привлекательность членов команды; .психологический климат команды [23]. Помимо этого, спортивной команде присуще некоторые специфические признаки, в первую очередь это направленность на достижение высоких результатов. Затем специфичность ролевых действий; относительно одинаковый возрастной и квалификационный уровень ее членов; половая идентичность и специфичность мотивов вступления в команду и дальнейшего присутствия в ней [31]. Перед спортивной командой как формальной организацией с момента ее возникновения стоят конкретные и четкие задачи, на выполнение которых нацелены как тренер, так и весь коллектив. Деятельность на выполнение поставленных задач заставляет тренера и членов команды взаимодействовать, кооперировать свои умения, искать и устанавливать личные, деловые контакты, которые являются первым и основным условием возникновения формальных отношений [7]. В процессе совместной деятельности, благодаря личным контактам и общению делового характера постепенно возникают контакты и связи, окрашенные эмоциями, симпатиями, взаимными интересами друг к другу, т.е. возникают неформальные отношения. Этот процесс, в спортивной команде, нельзя рассматривать без учета движущей силы человеческих потребностей, направленности, системы ценностей [28]. Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах происходит в соответствии с общими закономерностями формальных организаций и происходит сложный, но всегда одноправленный путь, который можно разбить на несколько этапов: 1.Возникновение потребности и её осознание. 2.Превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности. .Сравнение и оценка своих возможностей. .Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельность и способную удовлетворить возникшую потребность. .Установление контактов и связей с тренером и спортсменами в процессе деятельности. .Возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений [21]. Поверхностные наблюдения за спортивной группой нередко наводит на мысль о том, что все ее члены равны между собой. Действительно для таких рассуждений есть основания: члены команды приблизительно одного возраста, уровня профессионального мастерства, имея одинаковый стаж занятий спортом, занимаются у одного и того же тренера, несут одинаковую ответственность за выполнение поставленной задачи и т.д. На протяжении времени происходит самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнивать себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно настроить свою, иерархическую лестницу команды, определить статус каждого члена команды [31]. Исследования, проведенные в спортивных командах, позволили установить, что в них есть лица, пользующиеся значительно большими симпатиями, уважением и авторитетом у своих товарищей. Это лидеры команды. Вместе с тем в командах, как правило, есть спортсмены, которые не пользуются никаким авторитетом. Более того, к ним относятся негативно, стараясь избежать длительных контактов, общаются с ними вынужденно. Это аутсайдеры группы. Кроме этих двух категорий есть спортсмены, занимающие как бы среднее промежуточное положение. Они не имеют популярности у лидеров, но их не игнорируют, как аутсайдеров. Все взаимоотношения в команде формируются с учетом статуса, который имеет каждый ее член. Они характеризуются прочностью только там, где участвующие в общении лица имеют примерно одинаковый статус. Поэтому между лидерами и аутсайдерами если и были какие-либо связи, то они были весьма слабые и вынужденные [23]. Такой характер межличностных отношений объясняется, прежде всего, стремлением представителей каждой подгруппы поддерживать связи с себе подобным. Совместное выполнение тренировочных упражнений спортсменами слишком разной квалификации, отрицательно влияет на их психическое состояние. Совместимость членов спортивной команды следует рассматривать на трех уровнях: социальном, психологическом и психофизиологическом. В связи с этим выделяются социальная, психологическая и психофизическая совместимость. Социальная совместимость - одинаковое понимание членами группы социальных норм и установок, правил и требований, единство целей, мотивов и потребностей [20]. Психологическая совместимость - схожесть людей по вниманию, мышлению, памяти, интеллекту, эмоциональной уравновешенности и беспокойству, тревоги, а также целому ряду других психических качеств. Психофизиологическая совместимость - синхронность психомоторных реакций, одинаковый темп выполнения действий, подобие членов группы по уровню возбуждения - торможения, инертности - подвижности, силы - слабости нервной системы. Правомерность существования этих видов совместимости не подлежит сомнению. Взаимоотношения в спортивной команде и эффективность ее деятельности обусловлены социальной, психологической и психофизической совместимостью. В условиях спортивной деятельности совместимость между членами команды обнаруживается сразу или формируется после длительных совместных действий и общения. Природа возникновения совместимости в каждом случае различна. Быстрое обнаружение совместимости по ряду социальных, психологических и психофизических качеств у нескольких членов команды свидетельствует о наличии у них одинаковых врожденных или приобретенных, воспитанных качеств. Малознакомые или впервые попавшие в одну команду спортсмены после непродолжительной совместной деятельности обнаруживают, что между ними есть качества, вызывающие одностороннюю или взаимную симпатию. По первому впечатлению о человеке фиксируется: возраст, внешний облик, эмоциональное состояние и черта характера, как правило, высокая оценка внешнего облика коррелирует с оценкой психических качеств и положительным отношением к личности. Дальнейшее общение и совместные действия могут вносить свои коррективы в сложившемся впечатлении. И хотя первое впечатление продолжает еще по инерции действовать, оценка личности дается уже более качественная и содержательная. Члены команды начинают отличать друг у друга черты в поведении, которые соответствуют их нормам и представлениям, находить общее в понимании жизненных ценностей, обнаруживать единство взглядов и интересов. На этой стадии общения и взаимодействия идет глубокий анализ под девизом «Кто Я и кто другие?». Сравнение и сопоставление приводит к выводу, что в команде есть единомышленники, люди вызывающие симпатию и расположение. Так в команде появляются люди и подгруппы, между которыми существует совместимость. Это пример того, как возникает социальная или психологическая совместимость у людей, встретившихся впервые, но имеющих одинаковые личностные качества, взгляды, мнения, интересы, цели [7]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что спортивной командой следует считать группу, в состав которой входит не менее двух и не более двадцати пяти человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера. Каждая команда имеет свою социальную структуру, признаки и этапы развития.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|