ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Способы разрешения конфликтов между детьми
В современной конфликтологии выделен ряд видов работы с конфликтом включающий в себя: прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование и непосредственное разрешение конфликтов. Так как данная работа посвящена психологическим средствам разрешения конфликтов в спорте наиболее полно остановимся именно на них. В данном разделе рассмотрим более полно стиль диалога, а вернее переговоры как одно из средств разрешения конфликтов. Переговоры наиболее часто понимаются как процесс достижения соглашения между участниками, имеющими противоречивые интересы. В современных исследованиях переговорных процессов выделяют различные их типы. М.В. Лебедева выделяет виды переговоров по тому, на каком уровне они проводятся, сколько сторон /участников/ непосредственно включено в процесс взаимодействия, являются ли они разовыми или проводятся на постоянной основе, являются ли они официальными или неофициальными, региональными или международными. Переговоры также могут быть двусторонними /пара - диада участников/ и многосторонними. Социальный психолог Ф.И. Икле предложил классифицировать переговоры на: . переговоры для сохранения чего-то ранее достигнутого, (например предшествующих соглашений); . переговоры о взаимоотношениях с целью их нормализации (достижение взаимопонимания); . переговоры с целью достижения перераспределительного соглашения (установление справедливости); . переговоры с целью достижения нового соглашения (стимуляция развития). Так же переговоры можно классифицировать в зависимости от того, на какую задачу они ориентированы, дистрибутивные и интегративные. Дистрибутивная задача - это задача с фиксированной или нулевой суммой. Это означает, что выигрыш одной стороны, может быть, достигнут только за счет проигрыша другой стороны, а наилучшим результатом является компромисс. Б.И. Хасан и П.А. Сергоманов предлагают различать позиционный торг и переговоры по интересам. При этом переговоры по интересам - как процесс выяснения действительных забот и интересов участников и выработки на их основе приемлемого варианта решения, является наиболее эффективным и конструктивным. Каждая из этих технологий включает в себя запланированные шаги или этапы, которым должны следовать участники конфликтного взаимодействия. Так например, Д.Г. Скотт включает в данный процесс: . контролирование эмоций, . соглашение об основных правилах, . выяснение позиций, . определение скрытых нужд и интересов, . выдвижение альтернативных вариантов, . согласие по наилучшим взаимовыгодным вариантам. Как мы видим, данная стратегия относится к классу переговоров по интересам и направлена на интегративное решение конфликта. Из представленных стратегий ведения переговоров наибольшую популярность сегодня приобрели именно переговоры по интересам с выработкой интегративных решений, которое вовсе не является единственно возможным. Говоря же непосредственно о конфликтах в спорте при выборе стратегии разрешения необходим учёт спортивной специализации и этапа в подготовке спортсмена к соревнованиям, что связывается со значительным варьированием эмоциональных состояний, а так же необходимостью как можно более быстрого достижения взаимопонимания при подготовке к ответственным соревнованиям. К подобного рода моделям урегулирования относится технология «угашения» деструктивного конфликта по Н.Б. Стамбуловой, состоящая из следующих этапов: . «замораживание» конфликта - путем временного разъединения конфликтующих сторон и запрета на обсуждение происшедшего; . выяснение зоны взаимных претензий (наедине с каждой из сторон); . формирование нормативной основы поведения при необходимом общении и взаимодействии, побуждение этих сторон к принятию этих норм; . на первых порах контроль авторитетным лицом за соблюдением норм Кроме необходимости формирования знаний о процедуре переговоров и расширения диапазона стратегий поведения в конфликте для эффективного разрешения конфликтов существует необходимость учёта и других социально-психологических факторов влияющих на конфликтность поведения, таких как неблагоприятные эмоциональные состояния, личностные свойства, специфика вида деятельности, наличие неразрешённых кризисных состояний, восприятие оппонентами друг друга. И если в случае определённых стилей поведения, технологий переговорного процесса, коммуникативных навыков, неблагоприятных эмоциональных состояний, существует необходимость непосредственного обучения определённым средствам, к примеру, снятия эмоционального напряжения, то в случае с личностными свойствами, иррациональными установками, мотивами, с «застывшими» конфликтными состояниями существует необходимость помощи в их осознании обучающимися и при необходимости их коррекции. Существуют определенные способы разрешения конфликтов, относящиеся именно к регулированию взаимоотношений в детской команде, а именно способы разрешения конфликтов в детской команде, к ним относятся: 1.Введение дополнительных элементов в содержании игры (новых ролей, игровых действий). 2.Установление очередности в выполнении действий, роли. .Предложение играть вместе. .Использование считалок. .Эмоциональное сочувствие пострадавшему. .Решение посредника (т.е. решение спорного вопроса, которое предлагают другие сверстники). .Уступки. К психологическим формам активного обучения и в тоже время формам предупреждения и разрешения конфликтов в спорте относятся психотерапия, психологическое консультирование и групповые виды работы, прежде всего, социально-психологический тренинг. Последняя форма работы является наиболее приемлемой в условиях спортивной деятельности, так как позволяет исследовать и использовать всю совокупность взаимодействий возникающих в спортивной команде в профилактических и коррекционных целях. При этом при разработке программ групповой коррекции конфликтности необходимо использовать не только накопленный опыт терапевтической работы психологов, психотерапевтов различных школ и направлений, но и учитывать специфику личности спортсмена и самой деятельности. Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод, что есть немало способов разрешить возникший конфликт или предотвратить его, к ним относятся беседы, переговоры, психологические игры и приемы, психотерапия, социально-психологический тренинг.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|