Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Анализ полученных результатов




 

Целью контрольного этапа эксперимента являлось определение эффективности проведенного комплекса занятий, направленных на регулирование межличностных отношений в детской спортивной команде.

В ходе проведения контрольного этапа решались следующие задачи: выявить уровень сформированности межличностных отношений у членов спортивной команды; сравнить результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, с целью выявления динамики роста уровня сформированности межличностных отношений.

После внедрения в практику авторской программы регулирования межличностных отношений нами было проведено повторное анкетирование, для того чтобы определить динамику роста уровня сформированности исследуемого параметра, результаты в таблице 7.

 

Таблица 7. Уровень сформированности межличностных отношений у членов спортивной команды (констатирующий этап)

Приветливы ли члены командыВнимательны ли члены команды друг к другуПоведение детей в конфликтной ситуацииСформирована ли привычка здороваться, прощатьсяНазывают ли сверстника по имениУпотребляют ли при общении вежливые словаЗамечают ли настроение сверстникаСтараются ли помочь сверстникуСчитаются ли с мнением сверстникаОбращаются ли за помощью к взросломуПоддерживают в команде благоприятный климатУступают ли в конфликтных ситуациях1.ВВССССВСС2.ВССНВВССС3.СВСВНВВНС4.ССНСВВВНС5.СВВВССВСС6.ССВВСНВСС7.ВСНССВССН8.СВСССНССВ9.ВВССНСССС10.СВВСВВВВС11.СВССВНССС12.НСНВСВССВ13.СНВНСССНС14.ВССВВСВСН15.НСССВВВНС

Далее по результатам исследования была составлена сводная таблица. Подводя итог проведенному анкетированию, мы получили следующие данные сформированности межличностных отношений высокий уровень получили 45 позиций, средний - 58, низкий - 19.

На основании наблюдения за детьми можно сделать вывод об уровне сформированности межличностных отношений у подростков, но определить действительно ли экспериментальная программа дала положительный сдвиг во взаимоотношениях мы не можем. Для того чтобы с уверенностью сказать, что наша программа может быть рекомендована для использования в практике необходимо провести математическую обработку данных. Так как наше исследование имело психолого-социологическую направленность, нами был выбран метод расчета процентного коэффициента (К), который расчитывается по формуле:

 

 

n - количество участников эксперимента, имеющих определенный уровень измеряемого признака;

b - числовой коэффициент уровня измеряемого признака;

N - общее количество оцениваемых позиций;

B - числовой коэффициент высшего уровня измеряемого признака.

Составим сводную таблицу с результатами анкетирования участников эксперимента до и после внедрения экспериментальной программы.

 

Таблица 8. Оценка исследуемых позиций до и после внедрения экспериментальной программы в практику

УровниДо экспериментаПосле эксперимента Высокий2245Средний4758Низкий5319N122122

Присвоим уровням сформированности числовой коэффициент в возрастающем порядке: низкий - 1, средний - 2, высокий - 3. Подставим имеющиеся числовые значения в формулу и вычислим коэффициент в начале Кн и в конце Кк эксперимента.

Определим разность процентных коэффициентов в начале и конце эксперимента:

 

 

Определим среднюю ошибку разности процентных коэффициентов по формуле:

 

, где

Вн = 100% - Кн;

Вк = 100% - Кк;

Рн - количество участников в начале эксперимента;

Рк - количество участников в конце эксперимента.

Результаты D% и MD% сравним по формуле:

 

 

Сравним полученное значение с табличным. Известно, что при Т > 2 различия между двумя процентными числами считаются статистически достоверными. Поскольку в результате произведенных расчетов данное положение подтвердилось, мы имеем основание утверждать, что полученный в результате эксперимента эффект можно объяснить внедрением экспериментальной программы формирования межличностных отношений в спортивной команде в практику.

Для наглядности была составлена гистограмма 1.

 

Гистограмма 1. Уровни сформированности межличностных отношений в спортивной команде до и после внедрения в практику экспериментальной программы

 

После внедрения в практику учебно-тренировочного процесса баскетбольной команды экспериментальной программы высокую оценку получили 45 позиций против 22 до эксперимента, среднюю - 58 против 47. Следует особо отметить, что низкую оценку после эксперимента получили всего 19 позиций, в то время как до эксперимента 53.

Итак, из данной гистограммы видно, что разработанная и проведенная система занятий, внедренная в работу спортивной команды, по регулированию межличностных отношений дала положительный прирост показателей. Дети стали доброжелательнее относиться к тренеру и сверстникам, научились быть внимательнее друг к другу. У подростков достаточно повысился уровень сочувствия, сопереживания, сотрудничество друг к другу. В данной группе дети научились совместно обсуждать ход игры, согласовывать свои действия друг с другом, обращаться к тренеру и друг к другу с вопросами и просьбами.

В результате можно сказать, о целесообразности системы занятий и программы по регулированию межличностных отношений в детской спортивной команде. В процессе занятий дети учились внимательно относиться к сверстникам и взрослым, учитывать их интересы, уступать в конфликтных ситуаций.

Таким образом, выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Использование специальной системы занятий по регулированию межличностных отношений в спортивной команде у детей подросткового возраста повышает эффективность формирования межличностных отношений у подростков.

 

Заключение

 

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализация человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности к любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности - важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к жизни.

На основе исследования проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы:

Межличностные отношения в детском коллективе играют далеко не последнюю роль. Отношения между членами команды важны как в системе «спортсмен - спортсмен», так и в системе «тренер - спортсмен». Также было выяснено, что межличностные отношения делятся на: формальные и неформальные. Формальная структура отношений в команде создается в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Неформальная структура отношений, хотя и создается (возникает) вне стенах зала, тем не менее, играет не меньшую роль в системах отношений «спортсмен - спортсмен» и «тренер - спортсмен».

При изучении причины межличностных конфликтов были получены следующие данные: межгрупповой конфликт возникает в момент состязания команд или спортивных групп. Он проявляется не только в единоборствах, но и там, где спортсмены контактируют друг с другом. Спортсмен, будучи в состоянии психической напряженности, в любом действии, жесте противника видит негативный смысл, враждебность, дает необоснованные и преувеличенные обобщения, приписывает ему не существующие отрицательные черты, судит о нем всегда категорично, без глубокого анализа причин его поведения.

На констатирующем этапе экспериментального исследования был выявлен уровень сформированности межличностных отношений у подростков. Проведенные наблюдения показали, что межличностные отношения со сверстниками сформированы не у всех подростков. Не все дети замечают настроение сверстника, употребляют вежливые слова, проявляют заботу о взрослом. Многие дети во время конфликтов со сверстниками не идут на уступки, не учитывают мнения и интересы товарищей.

Для формирования межличностных отношений у подростков была разработана система занятий, направленных на развитие межличностных отношений у подростков, осуществлена апробация, т.е. внедрение системы занятий в практику тренировочного процесса, выявлена его эффективность. На занятиях внимание уделялось воспитанию понимания дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. Дети учились совместно согласовывать свои действия друг с другом, обращаться к тренеру и друг другу с вопросами и просьбами. В разработанной программе предусматривается не только внедрение занятий направленных на формирование межличностных отношений у подростков, но и также предполагается изменение стиля межличностных отношений.

Контрольный этап экспериментального исследования позволил поверить эффективность апробированного комплекса занятий по формированию межличностных отношений у подростков.

Результаты математической обработки полученных данных показали, что, что при Т>2, в нашем случае Т = 2.6, различия между двумя процентными числами считаются статистически достоверными. Поскольку в результате произведенных расчетов данное положение подтвердилось, мы имеем основание утверждать, что полученный в результате эксперимента эффект можно объяснить внедрением экспериментальной программы формирования межличностных отношений в спортивной команде в практику.

Дети научились при разговоре с тренером дожидаться своей очереди, не перебивать его, интересоваться настроением взрослого и сверстника, проявлять заботу о нем. По отношению к сверстникам дети стали более общительны, приветливы, внимательны.

Таким образом, выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза нашла свое подтверждение. Использование специальной системы занятий по организации развивающей работы, направленных на формирование межличностных отношений у подростков, повышает эффективность формирования межличностных отношений у подростков.

Практическая значимость проведенной исследовательской работы заключается в том, что система занятий позволит будущим тренерам успешно вести деятельность организации развивающей работы по формированию межличностных отношений у детей подросткового возраста в детской спортивной команде.

спортивный команда межличностный детский

Список литературы

 

1.Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов Вузов/Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект, 2001. - 704 с.

2.Алексеев, М.М. Организация работы в объединённых коллективах физической культуры/М.М. Алексеев. - М.: Физкультура и спорт, 1987.

3.Арушанова, А.Г. Проблемы межвозрастного общения детей/А.Г. Арушанова // Психология. - 2003. - №2. - С. 17-18.

4.Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания /Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 1990.

5.Баркер, А.А. Как улучшить навыки общения/А.А. Баркер. - СПб.: Нева, 2003. - 224 с.

.Бодалев, А.А. Личность и общение/А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

.Бодалёв, А.А. Психология общения/А.А. Бодалев. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 256 с.

8.Венгер, Л.А., Мухина, B.C. Психология/Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. -336 с.

9.Волков, Б.С., Волкова, Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу/Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М., 2000. - 144 с.

10.Гогунов, Е.М., Мартьянов, Б.И. Психология физического воспитания и спорта/Е.М. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М., 2000.

11.Горская, Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов/Г.Б. Горская. - Краснодар, 1995.

12.Детская практическая психология: Учебник. - М.: Гардарики, 2004. - 255 с.

13.Джамгаров, Т.Т., Румянцева, В.И. Лидерство в спорте/Т.Т. Джамгаров. - М., 1983.

14.Добрович, А.Б. Общение: наука и искусство/А.Б. Добрович. - М.: Яуза, 1996. -254 с.

15.Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности/А.И. Донцов. - М.: МГУ, 1979.

16.Ершов, А.А. Личность и коллектив/А.А. Ершов. - Л., 1976.

.Журавлев, А.Л. Социально-психологический климат коллектива /А.Л. Журавлев. - М., 1998.

.Зотов, Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе /Ю.И. Зотова. - М., 1984.

.Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовки спортсменов/В.В. Иванова. - М., 1987.

.Ильин, Е.П. Психология физического воспитания/Е.П. Ильин. - М., 1987.

21.Каломейцев, Ю.А. Исследования влияния межличностных отношений на эффективность спортивной деятельности/Ю.А. Каломейцев. - М., 1973.

22.Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введения в активные методы обучения/Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинта, 1998. 220 с.

.Каломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде /Ю.А. Каломейцев. - М., Физическая культура и спорт, 1984.

.Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению/Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития. - 1997. -240 с.

25.Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов/Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - М., 1999.

26.Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребёнка/Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение. 1981. - 127 с.

27.Коц, Я.М. Спортивная физиология/Я.М. Коц. - М., Физкультура и спорт, 1986.

28.Куликов, Л.В. Психология личности/Л.В. Куликов. - М., 2000.

29.Леонтьев, А.А. Психология общения/А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 365 с.

30.Лисина, М.И. Развитие общения со сверстниками/М.И. Лисина // Педагогика. - 1985. - №3. С. 58 - 62.

31.Маинберг, Э.М. Основные проблемы педагогики и спорта/Э.М. Маинберг. - М., 1995.

32.Марищук, В.Л., Блудов, Ю.М. Методики психодинамики в спорте /В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов. - М., 1984.

33.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры/Л.П. Матвеев. - М., 1991.

34.Мухина, B.C. Детская психология/В.С. Мухина. - М., 1985. - 272 с.

.Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений/Р.С. Немов. - книга 1. - М., 1998.

36.Немов, Р.С. Психология/Р.С. Немов - М.: Гуманист. ВЛАДОС. - Кн. 2. - 667 с. 35

37.Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/ под ред. М.И. Лисиной - М.: Педагогика, 1995. - 208 с.

38.Пастюк, О.В. Учимся общаться/О.В. Пастюк. - М.: Эврика, 2003. -.С. 11-15.

39.Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов /В.Н. Платонов. - М., 1986.

40.Портных, Ю.И. Психология спорта высших достижений/Ю.И. Портных. - М., Физкультура и спорт, 1979.

41.Практикум по возрастной и педагогической психологии. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

42.Прокина, Н.Ф. Практикум по детской психологии/Н.Ф. Прокина. - М., 1985. - 62 с.

43.Психология: учебник для И.Ф.К/ под ред. В.М. Мельникова - М., 1987.

44.Психология. Словарь/под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

45.Психология физического воспитания и спорта/под редакцией Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни М., 1979.

46.Рогов, Е.И. Психология познания/Е.И. Рогов. - М., 1988.

47.Рогов, Е.И. Психология общения/Е.И. Рогов - М.: Гуманит. ВЛАДОС, 2003. - 336.

48.Сергеев, Б.В. Социальная психология/Б.В. Сергеев. - АГУ, 1979.

49.Хапин, Х.Л. Психология общения в спорте/Х.Л. Хапина. - М., 1980.

50.Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания /Г.Д. Харабуги. - М., Физкультура и спорт, 1974.

51.Терещук, Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения /Р.К. Терещук. - Кишинёв «Штиинца», 1989. - 99 с.

52.Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания/Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2003.

53.Туревский, И.М. Структура психофизической подготовленности учащейся молодёжи/И.М. Туревский. - Тула., 1993.

54. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии/Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., 1998. - 296 с.

.Формановская, Т.А. Цикл статей по культуре общения/Т.А. Формановская // Педагогика. - 1990. - №1.

55.Шибута, Н.И. Социальная психология/Н.И. Шибута. - 1989.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных