Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Влияние межличностных отношений на спортивную деятельность детской команды




 

Оценивая эффективность деятельности спортивной команды, обычно принимают во внимание только результат, то есть выигрыш или проигрыш, и игнорируют такой не маловажный показатель, как удовлетворенность членов коллектива. Существует точка зрения, что удовлетворение, которое получает индивид от спортивной деятельности, имеет для него такое же значение, как и число одержанных побед. Эти два показателя эффективности нельзя рассматривать независимо один от другого. Удовлетворенность в большей степени зависит от успеха команды, чем успех от удовлетворенности [10].

На эту взаимосвязь оказывает влияния мотивация, которую условно делим на:

1.Мотивы достижения индивидом личных и командных результатов.

2.Мотивы общения, которые позволяют индивиду рассматривать свою деятельность лишь как источник установления социальных контактов, интерперсональных связей.

Американскому психологу Р. Мортежу, удалось установить, что:

1.Команды, у членов которых сильно выражены оба типа мотивации, выступают более успешно, эти спортсмены более удовлетворены своей деятельностью, чем те, у которых слабо выражен один или оба вида мотивации.

2.Команды, сильно мотивированные на достижение цели и слабо на общение, добиваются более высоких результатов, чем команды с противоположной мотивацией.

В одних видах спорта (борьбе, боксе) непосредственной кооперации действий между членами команды нет, в других (футбол, баскетбол, т. п.), этот фактор выражен максимально. Вместе с тем, хотя в индивидуальных видах спорта спортсмены не выполняют совместных действий для достижения командного успеха, в матчевых встречах, первенствах, розыгрышах, каждый член команды всё предпринимает для того, чтобы не только одержать личную победу, не внести своим успешным выступлением, как можно больше очков в общекомандную победу. С этой точки зрения, действия отдельных членов команды, несомненно, носят форму кооперации.

Конкуренция и кооперация в спорте - явление повседневное, и поэтому воздействия межличностных отношений на эффективность деятельности коллектива надо рассматривать с учетом данных явлений [23]. Любой вид деятельности накладывает свой отпечаток на личность человека и его поведение, таким же образом и спорт способствует формированию различных личностных образований спортсмена, чему посвящено множество исследовательских работ по психологии спорта (Ильин Е.П., Кретти Б.Д., Стамбулов Л.В., и др.), что несомненно позволяет говорить и о специфике конфликтного взаимодействия (эмоциональной интенсивности, частоте и характере протекания) в данной сфере (Волков И.П.).

Специфика конфликтов в спорте определяется особенностями самой деятельности. К подобного рода особенностям способным оказывать непосредственное влияние на течение и возможность возникновения конфликтов разного рода можно отнести следующие:

. Конкурентный тип отношений в процессе деятельности (Стамбулова Н.Б.), который согласно положениям, выдвинутым Н.В. Гришиной и М. Доймем в значительной степени способствуют возникновению конфликтов. При этом подобного рода конкуренция наблюдается не только между спортсменами, но и тренерами, достаточно вспомнить постоянные смены тренерского состава в большинстве футбольных клубов России.

. Психологическое и физическое противостояние, борьба, носящая как непосредственный характер в единоборствах и спортивных играх, так и опосредованный в лёгкой атлетике, гимнастике и других видах (Джамгаров Т.Т.).

3. Высокая эмоциональность спортивной деятельности, высокие нервно-психические нагрузки в особенности на соревнованиях. При этом характер эмоциональных состояний в значительной мере варьируется, от выраженной монотонии до стартовой лихорадки (Гиссен Л.Д., Горбунов Г.Д., Пуни Л.Ц. и др.). Многие из данных состояний сопровождаются повышенной нервозностью, нежеланием тренироваться, фрустрацией и соответственно способны стимулировать как внутриличностные так и межличностные конфликты.

. Так же это возможность (Краев Ю.В., Шестак А.Ф.) и даже в некоторых видах спорта необходимость (бокс, борьба, спортивно-боевые единоборства) проявление агрессии в рамках правил соревнований. Так Б. Кретти считает, что в спорте, как и в жизни, решение одних проблем требует оптимальной агрессивности, решение других возможно без ее проявления.

. Следующей особенностью способной оказывать влияние на характер поведения в конфликте и на возможность возникновения конфликтов является повышенная двигательная активность и связанное с этим физическое утомление, что согласуется со взглядами Б. Кретти [13].

Данные особенности, безусловно, способны оказывать значительное влияние на интенсивность, характер конфликтов и характер реагирования спортсменов в конфликтных ситуациях. При этом данное влияние может носить противоречивых характер, что создаёт основу для появления часто противоположных взглядов, в отношении того, какую роль играет спорт в отношении конфликта и формировании определённых стилей взаимодействия спортсменов, какое влияние оказывает возникающий конфликт на личность спортсмена, отношения в команде и результат спортивной деятельности.

Так У. Джонсон придерживается мнения, что спорт представляет собой средство смятения, разрешения конфликтов и агрессивности, проявляемых в социальной действительности, т.е. выступает в качестве своеобразного компенсаторного механизма, позволяющего разрядить социально неприемлемые мотивы, чувства и т.п.

Помимо этого, Б. Кретти, опираясь на высказывания многочисленных ученых по вопросу о значимости спорта как средства снижения или повышения агрессивности, строит модель, «в соответствии, с которой снижение агрессивности зависит от агрессивных потребностей субъекта, от величины физического напряжения, а также от результатов агрессивных действии. На основе этой модели можно предположить, что афессивные тенденции снижаются, под влиянием физического утомления и если афессивные действия в определенной спортивной ситуации поощряются» [43].

Американский представитель психоаналитического учения А. Бриль писал о том, что «спорт представляет собой великолепную форму катарсиса, необходимого для цивилизованных людей, очищение инстинкта соперничества, который может проявиться в угрожающей форме, если его «подкрепить».

Несколько противоположную точку зрения на возможность снижения агрессии в ходе занятий спортом высказывает Р. Мартене. Анализируя проблему агрессии в спорте, американский социальный психолог придерживается таких же взглядов и утверждает что «возможно, спорт или физические упражнения, могут помочь контролировать агрессию, но это не катарсис и не средство для избавления от напряжения или избыточной энергии. Агрессия - это поведение, которое обусловлено неоднозначно, а является результатом фрустрации, боли и усвоенных поведенческих реакций. Спорт или двигательная деятельность не являются какой-то мистической панацеей, которая уменьшает агрессивные устремления или служит выходом агрессии. Мы должны критически рассмотреть эту деятельность, чтобы понять ее возможности не только для контроля за агрессией, но и для ее вызывания, когда это необходимо.

Ясно, что отдельные виды спорта обладают стимулирующими характеристиками, которые вызывают фрустрацию и делают спорт потенциальным источником агрессии. Однако люди могут также усваивать неагрессивные реакции на агрессивные ситуации [17].

Наиболее адекватным выглядит взгляд на проблему формирования агрес-сивных форм поведения Е. Дуннинга согласно которому, спорт и физическая культура выполняют функцию не только классического разрешения агрессии, но и создания ситуаций, в которых формируется, прежде всего, агрессивность. Но кроме этого, спорт, способствуя формированию данных форм поведения «учит людей сознательному контролю, ответственной власти над своими инстинктивными боевыми реакциями», т.е. учит контролю агрессивных импульсов и соответственно конфликтных форм поведения.

В подтверждение возможности преобладания конфликтных форм поведения приведём данные, полученные Ю.Л. Ханиным, при исследовании межличностных конфликтов в спортивно-игровой деятельности. Так автор выявил, что у спортсменов занимающихся футболом наиболее часто проявляются реакции с тенденцией защиты своего «Я», что говорит о стремлении обвинять окружающих в ошибках и неуспехе, т.е. о конфликтности поведения.

В то же время в видах спорта входящих в класс единоборств, с возможностью проявления агрессии в ходе деятельности, агрессивность наиболее характерна на начальных этапах деятельности и постепенно снижается с повышением уровня мастерства и стажем занятий. Согласно Н.Б. Стамбуловой это происходит в связи с «овладением культуры общения», при этом сам поединок рассматривается как специфическая форма общения. Что в совокупности с данными Ю.Л. Ханина подводит нас к мысли о значительных отличиях не только конфликтов в спорте, но и о выраженных отличиях характера поведения у различных, спортивных специализаций и у спортсменов различного уровня мастерства.

Безусловно, различия в поведении взаимосвязаны не только с видом спорта и уровнем мастерства. Так по исследованию агрессии у волейболисток, нападающие оказались более агрессивны, чем защитницы. Такое же соотношение агрессивности наблюдается между основными и резервными игроками, в котором наибольшей агрессивностью обладают игроки основного состава команды.

Так же в работе Г. Шиллинга подчёркивается значение статусных позиций участников конфликта. Автор утверждает, что «хотя агрессивные проявления непосредственно исходят от индивидов, которые и ответственны за них, но продолжительность, способ и размер агрессивности определяется структурой социальной системы, к которой принадлежат соперничающие индивиды, и положением, которое они занимают в этой системе». К подобного рода выводам пришёл и ЮЛ. Ханин отмечая однонаправленность эмоциональных реакций футболистов, при этом значительное число конфликтных стимулов исходило от игроков более высокого или равного статуса (60,8 и 33,3% соответственно).

Ситуационные факторы, связанные с ходом и результатом соревнований подчёркиваются в работах М. Фолкамера. Автор предположил, что поражение приводит к противодействию побежденного, а это - к фрустрации и агрессивным реакциям. Исследуя матчи чемпионата ФРГ по футболу, М. Фол камер пришел к выводу, что агрессивные проявления в футболе являются нормальным социально-психологическим явлением, которое зависит от «жестокости игры» и «склонностей характера» игрока.

П. Блазер, Л. Геринг, К. Пилц и Г. Шиллинг проанализировав игры чемпионата мира но хоккею с шайбой (Прага, 1972), пришли к выводу, что худшие команды чаще применяли неспортивное доминантное поведение; ничьи чаще приводят к агрессивному поведению, чем победы; спортивное поведение очень сильно коррелирует с исходом игры, а также с результативностью и т.д.

Таким образом, в научной литературе, в отношении конфликтного поведения, обозначены взаимосвязи с видом деятельности (спорта), уровнем мастерства, спортивным амплуа, статусными позициями и фрустрацией целей спортсмена. Но данные исследования носят ограниченный характер, так как проводились в основном в рамках одной спортивной специализации. Так же недостаточно данных позволяющих провести сравнительный анализ между спортсменами и лицами, не занимающимися спортом.

Для более полного анализа рассмотрим и другие специфические особенности конфликтов в спорте, которые заключаются в специфичности причин возникновения конфликтов.

Ю.Л. Ханин определив, что у спортсменов занимающихся футболом, преобладают деловые конфликты, выделил две основные группы причин, приводящие к таковым: 1) невыполнение требуемых целесообразных в данной ситуации действий и 2) ошибочное или некачественное выполнение требуемого.

М.И. Станкин в своей работе, посвященной этике спортивного педагога, выделяет следующие возможные причины конфликтов в спорте: непонимание особенностей значимости конкретного события для разных людей; отсутствие четкой организации работы; незнание тренером морально-психологической атмосферы группы; отсутствие единых требований к спортсменам с его стороны; отсутствие у тренера уважения к спортсменам; отношение с предубеждением к ряду спортсменов и т.п.

Расхождение во взглядах на методику тренировок между тренером и спортсменом (70,4%), наличие психологической несовместимости (61,9%), недостатки в нравственном сознании и поведении человека (59,4%), слабая профессиональная подготовка (58%), необъективность судейства в состязании (56,4%), подавление инициативы и самостоятельности (55%) таковы наиболее значимые причины межличностных конфликтов по данным полученным И.И. Сулеймановым (1997, 1983, 1984) при обследовании команд футболистов и пловцов. При этом к основным мотивам вступления в конфликт относятся стремление отстоять свои взгляды (77,5%), острая реакция на необъективность решений (58,4%), стремление противостоять давлению (46,4%). Немецкий ученый В. Шмидт (1977) в своей работе «Агрессия в спорте» различает две группы факторов способствующих возникновению конфликтов и агрессии в спорте:

неспортивные факторы: генетические предпосылки поведения; социализация; социально-культурная среда; политико-экономические условия; экологические условия и система коммуникации;

специфические, спортивные факторы, к числу которых относятся: интенсивность спортивной деятельности; вид спорта; ролевые ожидания; значимость соревнования; зрители и спортивно - информационная служба.

Таким образом, в качестве основных, наиболее значимых причин конфликтов в спорте авторами отмечаются причины связанные с непосредственной деятельностью, что без сомнения составляет специфику конфликта в спорте, отличая его от других. Тем не менее, остаётся недостаточным количество данных в отношении различных видов спорта и делает необходимым проведения дополнительных исследований в данном направлении, так как именно анализ причин позволяет судить о возможности конструктивного или деструктивного разрешения конфликта. Подводя итог данному разделу необходимо отметить, что хотя и установлено, что конфликты в спорте имеют свою специфику, но данных об отличительных особенностях явно недостаточно, имеющаяся информация относятся лишь к некоторым видам спорта или же имеет только теоретическое обоснование. Так в ряде работ авторы склонны считать конфликт в целом деструктивным, дезорганизующим явлением, что подкрепляется анкетными данными полученными А.Ю. Учаевым, согласно которым «большинство преподавателей, тренеров и спортсменов имеют негативное отношение к возможности возникновения конфликтов в спорте.

В работе Ю.В. Луценко, посвященной формированию психологического климата в спортивных командах, отмечается необходимость профилактики конфликтных отношений и сохранении психологического равновесия в системах «спортсмен - спортсмен», «спортсмен - команда». При этом указывается на то, что характер взаимоотношений является базовым социально-психологическим фактором, определяющим самочувствие, активность, настроение спортсмена на тренировках и влияющих на конечный соревновательный результат. В работах Д.Я. Богдановой подчёркивается высокая вероятность неудачи на соревнованиях, особенно при выступлении на чужом поле, при наличии конфликта между группировками в структуре команды.

Так же, доказано наличие обратной связи между негативным психологическим климатом в команде и ростом спортивных результатов у пловцов на соревнованиях. Так на примере урегулирования конфликтных взаимоотношений между спортсменами с различным социально - психологическим статусом (лидер - аутсайдер), через создание психологического комфорта, доказана возможность повышения уровня спортивных результатов у аутсайдера. При этом отмечается факт негативного влияния межличностной напряжённости (конфликтности) на настроении, желании тренироваться, что непосредственно приводит к снижению спортивных результатов у аутсайдера.

К факторам, стимулирующим негативный результат деятельности, под влиянием конфликта, необходимо отнести возможный раскол спортивной группы на враждующие «группировки» и отчуждение личности, например, при переходе спортсмена в новую команду, разрыв отношений между спортсменами или между тренером и спортсменом. В качестве ярко выраженной деструкции конфликта выступает возможность возникновения неврозов (неврозогенная функция), что связывается с сильнейшим стрессом, вызывающим мощные эмоции негативного характера. Указанные факты подчёркивают необходимость дополнительных исследований конфликтов в сфере спорта. Тем более что данные эффекты конфликта могут сознательно применяются, и в последнее время подобная тенденция возрастает, с целью использования конфликта как дополнительного сбивающего фактора, т.е. в качестве «психической атаки» с целью «сбить спортсмена с настроя на высокий результат».

Вторая точка зрения в целом соответствует взгляду на возможность позитивного воздействия конфликта на спортсмена, на отношения в команде и результат. Также отмечено, что конфликт «содержащий конкретное противоречие, представляет собой определенный момент развития взаимоотношений людей или группы в целом. Конфликты иногда позволяют обнаружить и отрегулировать «болевые» точки взаимоотношений членов группы и, в конечном счете, могут оказать конструктивное влияние».

Исследования конфликтных взаимоотношений, немецкого социолога, между членами высококвалифицированной гребной команды, говорят о том, что острый внутренний социальный конфликт, в классной команде гребцов, никоим образом не препятствуют росту результатов, так как команда вопреки конфликту прогрессировала - необходима только помощь внешнего лица с авторитетом (тренера), который неоднократно должен применять действенные принудительные меры. Совместно с развитием и обострением внутреннего конфликта происходит параллельно рост достижений.

Мнения о конструктивности конфликтов придерживается и известный тренер А.Е. Гомельский: «Я за конфликты. Считаю, что в команде они просто необходимы. Тренер не должен их бояться. Разумеется, говоря о конфликте, я не имею в виду склоки и дрязги в команде, я подразумевают открытый разговор о недостатках… Главное - умение тренера использовать эти конфликты в интересах дела. Я убежден, что такие вот (я бы назвал их конструктивными) конфликты способствуют успешному выступлению коллектива».

Подводя итог, необходимо отметить, что большинство представленных данных не имеют эмпирического подтверждения, что существенно увеличивает необходимость дополнительных исследований направленных на изучения характера влияния конфликтов на субъекты спортивной деятельности. Согласно же нашим предположениям конфликты способны оказывать двойственное влияние, как на спортсмена, так и на команду, при этом наибольшее значение приобретает то, какие средства используются при разрешении межличностных конфликтов в команде.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных