Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Несовершенная конкуренция.




Несовершенная конкуренция - делится на монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.

Монополию можно рассматривать с двух позиций:

1. как крупную фирму, контролирующую рынок определенного товара или услуги;

2. как структуру рынка, характеризующуюся следующими чертами:

а) на рынке работает одна фирма;

б) уникальный продукт;

в) фирма обладает большой монопольной властью, т.е. практически полностью контролирует ценообразование;

г) спрос на продукцию фирмы неэластичный;

д) наличие входных барьеров:

- эффект масштаба;

- исключительные права;

- патенты и лицензии;

- собственность на важнейшие виды сырья

е) закрытый доступ к информации;

ж) использование неценовой конкуренции, в первую очередь рекламы.

Выделяют три основных вида монополии:

1. естественные монополии (городская телефонная сеть, ЖКХ, Газпром)

2. искусственные монополии (ликероводочная промышленность, радиоактивные вещества, добыча алмазов).

3. открытая монополия - это незащищенная от конкуренции.

Причиной образования монополии является концентрация и интеграция производства. Выделяют три основных вида интеграции производства:

1. Горизонтальна я – объединение предприятий находящихся на одной технологической ступени.

2. Вертикальная – объединение предприятий в рамках одного технологического процесса.

3. Диверсификация – объединение предприятий несвязанных между собой технологически.

Выделяют следующие организационные формы монополии:

- Картель - объединение сбытовой функции различных предприятий.

- Синдикат - объединение снабженческой и сбытовой функции предприятий.

- Трест - объединение снабженческой, сбытовой и производственной функций предприятий.

- Концерн - когда объединяются однопрофильные предприятия, транспортные компании, кредитно-финансовые институты.

- Конгломерат -совокупность предприятий несвязанных между собой технологически, сохраняющих свою относительную самостоятельность и отчитывающихся перед головной организацией по ряду финансовых показателей.

Монополия определяет оптимальный объем производства на основе того же правила, что и совершенная конкуренция: MC=MR. В долгосрочном периоде равновесие возможно в двух случаях:

1) при максимизации прибыли

2)при самоокупаемости, т.е. при нулевой прибыли

Монополия обладает высокой монопольной властью, т.е. способна контролировать ценообразование на рынке. Для расширения объема продаж фирма может применять ценовую дискриминацию – это установление разных цен на одну и ту же продукцию, выпущенную с одинаковыми издержками.

Условия проведения ценовой дискриминации:

1) Фирма должна обладать достаточной монопольной властью.

2) Потребители данного продукта не имеют возможности его перепродажи.

3) Рынок можно сегментировать в зависимости от степени эластичности спроса на товар.

Монополистическая конкуренция -это структура рынка, обладающая следующими характерными чертами:

1. На рынке работает множество мелких фирм.

2. Фирма производит дифференцированную продукцию.

3. Фирма незначительно влияет на ценообразование.

4. Спрос на продукцию фирмы эластичен.

5. Наличие коммерческой информации.

6. Свободный вход на рынок и выход с него.

7. Наличие неценовой конкуренции (реклама, дизайн, торговая марка, товары заменители).

Пример: Рынки одежды, обуви, косметика, моющие средства и т.д.

Олигополия – это структура рынка, обладающая следующими чертами:

1. На рынке работает несколько крупных фирм.

2. Производство как однородной, так и разнородной продукции.

3. Фирма в значительной степени контролирует ценообразование. Выделяют следующие модели ценообразования при олигополии:

- Тайный сговор; - Лидерство в ценах; - «Издержки плюс»; - Ломаная кривая спроса.

4. Всеобщая взаимозависимость (при ценообразовании фирмы обязаны учитывать действия конкурентов).

5. Наличие входных барьеров.

6. Закрытый доступ к информации.

7. Наличие неценовой конкуренции.

Пример: Сталелитейная промышленность, Автопром, табачная промышленность, судостроительная промышленность, производство вычислительной техники и т.д.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных