Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Спрос и предложение в механизме рынка.




В экономике под спросом понимается платежеспособный спрос, т.е. потребность в товарах и услугах, обеспеченная денежными средствами населения.

Закон спроса: Между ценой и объемом покупаемой продукции существует обратная зависимость, т.е. чем выше цена на товар, тем меньшее его количество будет куплено при прочих равных условиях и наоборот.

В основе закона спроса лежат три положения:

I. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности.

II. Принцип (закон) убывающей предельной полезности - каждая последующая единица потребленного блага приносит все меньшее удовлетворение чем предыдущая.

III. Эффект дохода и эффект замещения.

Эффект дохода - это, когда при снижении цены у покупателя появляется стимул приобрести больше подешевевшего товара, не отказываясь от потребления альтернативных благ.

Эффект замещения – это, когда при снижении цены у потребителя появляется стимул приобрести больше подешевевшего товара, вместо аналогичного, который теперь относительно дороже.

Ситуации, в которых закон спроса не действует:

1. Ажиотажный спрос (январь 2006 г.- соль);

2. Для товаров первой необходимости (коммунальные услуги, транспорт);

3. Для VIP-товаров (предметы роскоши);

4. При улучшении жизненного уровня населения.


Рис. 1. График закона спроса

D, D1, D2- спрос или кривые спроса;

А, B, C- величины спроса;

Р- цена;

Qd- объем спроса.


На величину спроса действуют ценовые факторы (сама цена и ее составляющие). На графике это отображается путем смещения точки вдоль одной кривой: В→А - цена растет; В→С – цена падает. На спрос влияют неценовые факторы. На графике это отображается в смещении кривой D в положении D2 при росте спроса (вправо вверх) и в положение D1 при падении спроса (влево вниз).

Выделяют 5 неценовых факторов влияющих на спрос:

1. Вкусы и предпочтения потребителей (мода, сезонность, реклама)

2. Число покупателей на рынке

3. Доходы населения.

Если между доходами населения и объемом покупок на товар существует прямая зависимость, то это товары высшей категории или нормальные товары.

Если между доходами населения и объемом покупок на товар существует обратная зависимость, то это товары низшей категории.

4. Цены на сопряженные товары:


Если товары взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

 

Если товары взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.


5. Ожидание изменения цен и доходов.

Предложение – это количество произведенной и предложенной к реализации продукции по данной цене на данной рынке.

В составе предложения выделяют 5 групп товаров:

1) Труд (наемный)

2) Сырье и материалы.

3) Капитал.

4) Товары производственного назначения.

5) Товары потребительского назначения:

- товары краткосрочного пользования (срок службы до 1 года);

- товары долгосрочного пользования;

- услуги.

Закон предложения: Между ценой и количеством предложенной к реализации продукции существует прямая зависимость, т.е. чем выше цена на товар, тем большее его количество будет произведено и предложено к реализации при прочих равных условиях и наоборот.


Рис. 2 График закона предложения

Qs - объем предложения

Р – цена

S, S1, S2- предложения или кривые предложения

А, В, С - величины предложения.


На величину предложения действует ряд ценовых факторов (предметы роскоши и товары первой необходимости, торговля, фактор времени, эластичность и т.д.) На графике это проявляется смещением точки вдоль кривой: В→С- рост цены; В→А- снижение цены

На предложение действуют неценовые факторы, что отражается на графике смещением кривой предложения S в положение S1 при его росте (вправо вниз), и в положение S2 при его падении (влево вверх).

Выделяют 6 неценовых факторов предложения:

1) Цены на ресурсы (сырье). При росте цен на ресурсы увеличиваются издержки производителя, а, следовательно, снижается предложение данного товара. И наоборот.

2) Технологии. При усовершенствовании технологии издержки производства на единицу продукции снижаются, а, следовательно, растет предложение данного товара. И наоборот.

3) Налоги и дотации.При росте налогов, затраты производителя растут, а предложение товара падает. И наоборот. При увеличении дотаций затраты производителя уменьшаются, что увеличивает предложение данного товара. И наоборот.

4) Цены на другие товары. Предположим, что производитель выпускает товары А и В. Тогда увеличение цен на товар А приведет к снижению предложения на товар В, так как производитель большую часть ресурсов будет направлять на выпуск более дорогого товара.

5) Ожидание производителей. Анализ динамики цен на данный товар влияет на решение производителя о времени выхода на рынок с целью реализации своего товара. Если производитель решит придержать свой товар, то текущее предложение уменьшится, а будущее увеличится. И наоборот. При этом производитель при принятии данного решения всегда должен оценивать действия конкурентов.

6) Число продавцов на рынке. При увеличении количества продавцов на рынке происходит увеличение предложения данного товара. И наоборот.

Выделяют эластичность предложения и эластичность спроса.

Эластичность спроса делят на 3 вида:

1. Ценовая эластичность спроса - несоразмерная реакция величины спроса на динамику цены. Здесь возможны 5 ситуаций:

-Если незначительное изменение цены приводит к значительному изменению величины спроса, то это эластичный спрос. min ∆P→ max ∆QdНапример: ювелирные украшения, автомобили, услуги такси и тд.

- Если даже значительное изменение цены приводит к незначительному изменению величины спроса, то это неэластичный спрос. mах ∆P→ min ∆QdНапример: хлеб, молоко, услуги ЖКХ и тд.

-Если 1%-е изменение цены приводит к 1%-му изменению объема спроса, то это единичная эластичность. Р% = Qd%

-Если имеется фиксированная цена, по которой продается разнообразное количество продукции, то это абсолютно эластичный спрос. P=const, Qd→∞Например: зерно, валюта, мороженная рыба и тд.

- Если имеется фиксированное количество продукции, которое продается независимо от цены, то это абсолютно неэластичный спрос. Р→∞, Qd=const. Например: инсулин, лекарства, от которых зависит жизнь человека.

Если известны конкретные изменения цен или количеств, то используется следующая формула ценовой эластичности спроса:

Для анализа статистического материала используется коэффициент дуговой эластичности спроса:

Коэффициент Еd всегда отрицательный, поэтому его значение берется по модулю.

Если /Еd/>1, то это эластичный спрос.

Если /Еd/<1, то это неэластичный спрос.

Если /Еd/=1, то это единичная эластичность.

2. Эластичность спроса по доходу - несоразмерная реакция величины спроса на динамику доходов населения. Она измеряется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу Er.

Если Er>0, то это товары высшей категории.

Если Er<0, то это товары низшей категории.

3. Перекрестная (косвенная) эластичность спроса - несоразмерная реакция изменения величины спроса на товар Б к изменению цены на товар А.

Если Еab>0, то это взаимозаменяемые товары.

Если Еab<0, то это взаимодополняемые товары.

Эластичность предложения - несоразмерная реакция величины предложения на динамику цены. Она измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения.

Если Еs >1, то это эластичное предложение.

Если Еs <1, то это неэластичное предложение.

Если Еs =1, то это единичная эластичность.

В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение, а, следовательно, предложение неэластично. В среднесрочном периоде фирма использует свои резервы и увеличивает предложение, делая его эластичным. В долгосрочном периодефирма может перестроить производство путем замены старого оборудования новым. В результате выпуск продукции увеличивается, а эластичность предложения становится максимальной.

В процессе взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется равновесная цена. Она соответствует равенству спроса и предложения.

Если цена на рынке ниже равновесной, то формируется дефицит продукции. Если цена выше равновесной, то формируется избыток продукции.

Выделяют три основных вида цен:

I.Государственные - устанавливаются на социально значимые товары, продукцию фирм-монополистов; для стратегически важное сырье. Государственные цены могут быть жесткими или плавающими. В крайнем случае, государство может устанавливать цены пола или потолка. Цена пола - искусственно завышенная цена, лежит выше точки равновесия. Цена потолка- искусственно заниженная цена, лежит ниже точки равновесия.

II. Договорные - цены, устанавливаемые путем равенства спроса и предложения.

III. Мировые цены- цены, используемые в международной торговле.

Функции цен:

1) стимулирующая;

2) информационная;

3) регулирующая.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных