Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4.2. Необходимость преобразования отношений собственности в рамках переходного периода. Приватизация.




Переход к рыночной экономике - это как бы двусторонний процесс. С одной стороны необходимо сформировать собственно «рынок», систему рыночных связей: обеспечить свободное ценообразование, свободу торговли, конкурентные отношения, соответствующую рыночную инфраструктуру. С другой, преобразовать производственную сферу, создав в ней достаточно большое количество хозяйствующих субъектов, способных обеспечить конкурентные отношения, субъектов, ведущих дело на началах свободного предпринимательства. Эта линия перехода к рынку связана с существенными преобразованиями отношений собственности, свойственных плановой экономике.

В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля.

Развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.).

Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, это преодоление огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.

Под разгосударствлением понимается процесс постепенного изменения функциональной роли государства как непосредственного субъекта экономических отношений, снижения его роли в том или ином секторе народного хозяйства, на том или ином рынке товаров и услуг.

Изменение роли государства в процессе производства может протекать двумя путями. Первый путь сопряжен со свертыванием: предпринимательской деятельности государства. Второй путь связан с усилиями государства, направленными на создание условий, стимулирующих формирование параллельных производственных структур, которые будут базироваться на иных формах собственности. В обоих случаях происходит снижение доли государственно­го сектора в той или иной сфере хозяйственной деятельности.

Основными направлениями разгосударствления являются:

1. Либерализация. Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйствующими субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых была характерна полная монополия государства (снятие различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок конкурентов). Таким образом, либерализация, не затрагивая непосредственно собственности государственных предприятий, содействует образованию новых хозяйствующих субъектов, деятельность которых, так или иначе, вызывает конкуренцию.

2. Коммерциализация. Коммерциализация государственных предприятий заключается в их переводе на коммерческий расчет, подчинении их деятельности принципам рыночного механизма, устранении окружающей их нерыночной среды. При этом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, отказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе.

3. Смешанное предпринимательство. – это создание смешанных предприятий с участием государства и субъектов иных форм собственности, которое могло бы сопровождаться льготным кредитованием и налогообложением. Речь идет о вкраплении в структуры государственной собственности других форм собственности отечественного происхождения. Здесь государство имеет возможность сохранить за собой на неопределенное время часть собственности, которая обеспечивает ему полный или частичный контроль за деятельностью таких предприятий.

4. Денационализация - это преобразование государственных предприятий в предприятия, основанные на других формах| собственности. В соответствии с законодательством Российской Федерации она должна осуществляться поэтапно и тремя различными способами: через аукционы, конкурсы и акционирование.

5. Приватизация - это процесс трансформации общественных форм собственности в частную. Приватизация собственности связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и, - что наблюдается чаще, - с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.

Для осуществления успешной приватизации необходимо учитывать наличие соответствующих условий:

а) наличие субъектов, обладающих правом распоряжаться собственностью от имени государства. Как правило, такими субъектами являются холдинговые корпорации, находящиеся под контролем законодательной власти; им поручается осуществление всего комплекса мероприятий, связанных с приватизацией.

*** Россия не имела подобного рода структур, поэтому регулирова­ние данного процесса было возложено на государственную административную структуру — Госкомимущество РФ (В настоящее время Мингосимущества России). Отсюда и проявление бюрократии, директивное, администрирования на всех уровнях процесса приватизации

б) наличие развитой инфраструктуры: коммерческих банков, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, фондовых бирж, которые обеспечивают свободное движение ценных бумаг.

в) наличие достаточной емкости финансовых рынков, т.е. необходимы достаточные сбережения у населения и свободные капиталы у предпринимателей.

Необходимость приватизации в современном западном обществе возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются: 1. многообразие форм и методов проведения; 2. ее избира­тельность, т.е. не широкий, немассовый характер; 3. длительность сроков этого процесса; 4. предварительное санирование убыточного производства; 5. возмездный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике суще­ственно отличается от аналогичного процесса в западных странах. ***Как заметил Я. Корнай, если бы приватизация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет.

В России, приватизация имеет некоторые особенности. Во-первых, это историческая беспрецедентность данного процесса, совершаемого при переходе от плановой экономики к рыночной. Именно это обстоятельство порождает его основные специфические черты. Во-вторых, приватизация во многом предшествует созданию достаточно развитой рыночной инфраструктуры, что снижает ее эффективность, увеличивает издержки преобразований. В-третьих, масштабность, массовый характер приватизации, вызванный, с одной стороны, высоким удельным весом государственной собственности в странах плановой экономики, а с другой, - стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества. В-четвертых, высокие темпы процесса приватизации, объясняемые стремлением придать процессу преобразований в этой области необратимый характер. В-пятых, высокий удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная пе­редача, оплата не в полной мере и т.п.) приватизации, обусловленный отсутствием на начальных этапах накопленных на это средств в частных руках. В-шестых, существование особого (ваучерного) этапа приватизации, связанного с двумя причинами: желанием обеспечить известную «справедливость» при приватизации государственного имущества и необходимостью концентрации ресурсов (ваучеров) в соответствующих чековых инвестиционных фондах.

В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий - продажей на аукционах (конкурсах); крупных - преобразованием в акционерные общества. В последнем случае предлагались три варианта. По первому варианту трудовой коллектив получал безвозмездно 25% привилегированных акций (от уставного капитала) и мог приобрести на льготных условиях 10% обычных акций. По второму - трудовой коллектив приобретал обычные акции - до 51% уставного капитала. По третьему для группы работников, обязующихся в течение года нормализовать деятельность предприя­тия, резервировалось 20% обычных акций и еще 20% акций мог приобрести трудовой коллектив. Первый вариант отражал правительственную позицию; второй - требования трудовых коллективов; третий представлял компромисс с директорским корпусом. В большинстве своем акционирование прошло по второму варианту.

Негативные черты российской приватизации:

1. отсутствие опыта;

2. форсирование в ее проведении;

3. отсутствие должного представления о перспективах приватизируемых предприятий (о характере будущей деятельности, осуществлении определенных инвестиций, повышении эффективности производства). В итоге на приватизированных объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под торговые помещения, офисы, использовались в спекулятивных целях.

4. номенклатурно-криминальный характер российской приватизации.

5. неденежный, неэквивалентный характер приватизации на ее первых этапах

6. непоследовательность в проведении процесса приватизации, развитии частного сектора.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных