ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конкурентоспособности организации 2 страница- Установление методологий непрерывного измерения указанных показателей для оценки достижений и выявления допущенных ошибок. - Создание эффективной системы взаимосвязей, включающей механизмы отчетности о достигнутых результатах совершенствований и ответственности за проведение дальнейших мероприятий. - Включение в практику работы с персоналом подразделений и участков компании планирования внедрения передового опыта и создания атмосферы непрерывного обучения. - Обучение работников компании методам анализа и бенчмаркинга своей работы в целях создания условий для выявления оставшихся неиспользованными возможностей для ее совершенствования. - Создание системы непрерывного совершенствования работы всей компании и отдельных направлений ее деятельности. - Проведение повторного (внедрение непрерывного) бенчмаркинга, нацеленного на самоподдерживание организации на высоком уровне. - Создание в компании постоянно действующей системы взаимосвязей, обеспечивающей непрерывность бенчмаркинговых исследований. - Установление механизма периодического анализа работы компании. - Внедрение постоянной системы отчетности или сбалансированной системы показателей, поддерживающих процесс непрерывного совершенствования организации. Для эффективного внедрения рекомендаций, выработанных в ходе внешнего бенчмаркингового исследования, требуется их поддержка на всех уровнях и заинтересованное участие в их реализации всего коллектива компании, начиная с высших руководителей и заканчивая производственным персоналом, которому предстоит непосредственно внедрять предлагаемые изменения. ляющие нии систем и методов работы. е объектов бе ров и сторонних орнанизаций сущес Подведем итоги, если организация приняла решение о проведении внешнего бенчмаркинга, руководству следует выявить конкретные области, которые подлежат совершенствованию. До того, как приступить к процедуре проведения бенчмаркинга, компании следует определить миссию, род своей деятельности, построить стратегии и тактики, установить каким тенденциям будет следовать бенчмаркинг, функции структур и отделов и ответственных за выполнение работ. Обязательно организации следует провести внутренний бенчмаркинг, чтобы смотивировать свои подразделения и сотрудников, выявив лидеров. Также в результате внутреннего исследования будут выделены отстающие области для дальнейшего совершенствования. Именно отстающие области должны стать объектом внешнего бенчмаркинга. Затем руководство решает, какой вид внешнего бенчмаркинга выбрать, исходя из выявленных проблем и стратегии совершенствования. Также возможно проведение комплексного бенчмаркинга (сочетание конкурентного, отраслевого и сравнения с предприятиями, лучшими в своем классе). Изучается и анализируется деятельность, выявляются процессы, требующие совершенствования (догнать уровень качества конкурентов и перегнать). При разработке подходов формулируются критерии отбора партнеров по бенчмаркингу, цели и методы проведения и так далее. Организация должна изучить внутренние факторы, содействующие ее прогрессивной работе и достижению успеха, и факторы сдерживающие прогрессивное развитие.
1.2 Факторы, определяющие эффективность применения бенчмаркинга в организации
Внешний бенчмаркинг оценивает деятельность организации в следующих областях: изготовление продукции и предоставление услуг, управление финансами и бухгалтерский учет, работа вспомогательных служб, включая компьютерную обработку данных, сбыт, маркетинг, управление персоналом, сервисное обслуживание и так далее. Эти оценки сопоставляются с результатами работы главных конкурентов, организаций отрасли с целью определения тенденции, к которой следует стремиться. Следует отметить, что конкурентный бенчмаркинг должен быть ориентирован на выявление отстающих областей деятельности, где требуется особое внимание и усилие на поэтапное преобразование. Объекты исследования – это управленческие и производственные процессы и методы совершенствования. Например, поиск сокращения времени обслуживания клиентов. При этом не являются объектами исследования типы организационной структуры [25, с.148]. Выбор объектов исследования согласовывается с задачами бенчмаркинга. К ним относятся [30, с.87]: - положительная динамика прибыли; - устойчивая конкурентоспособность организации; - максимальное удовлетворение потребностей клиентов; - комплексное решение организационных и социальных проблем организации и внутренних конфликтов. Главной целью конкурентного бенчмаркинга является не просто сравнение организации с другими, а применение результатов бенчмаркинга для обучения сотрудников и постоянного прогресса в целом. Конкурентный бенчмаркинг должен учитывать определенные условия, факторы при проведении исследования. Потому что недопустимо слепо следовать эталону передового опыта, не осознавая, насколько эталон применим к текущему состоянию и специфичности деятельности нашей организации. Эффективность работы организации определяется параметрами самой организации и характеристиками экономической ситуации в стране. От них строится план бенчмаркинга, удовлетворяющий потребности и интересы и производителя и покупателя. К факторам эффективности относятся тип организационной структуры (традиционный магазин или неформальный), корпоративная этика (для сотрудников прописаны специальные правила поведения и внешнего вида). Такие факторы образуются от тенденции самой организации или от тенденций отрасли (в процессе деятельности предпочитают автоматизированный документооборот; либеральный стиль руководства) либо зависит от особенности распределения работы в компании (целью является впечатлить любого клиента, сделать всё, чтобы он был удовлетворен; цель – продать товар любым путем). Углубленное изучение перечисленных факторов в процессе проведения бенчмаркинга позволяет выявить черты поведения. Группа исполнителей анализирует отличительные качества каждого бизнес-сообщества и уникальность ее руководства, условия, которые оставляют отпечаток на ее работе (график работы, политика кадров, технологические процессы и так далее). [25, с.149] Исследование превосходства других организаций является своеобразным рычагом для развития своих новых товаров и услуг, совершенствования деятельности. Перечислим цели данного исследования: - удовлетворение запросов и пожеланий потребителей; - на рынке предлагается продукция улучшенного качества; - развитая система менеджмента качества; - определение степени эффективности от проведения бенчмаркинга; - повышение уровня работы с клиентами; - исправление недостатков в процессе предоставления услуг. Концепция бенчмаркинга держит баланс между стабильностью и развитием и демонстрирует, каким образом другие организации успешно осуществляют свои возможности. Исходя из этого руководство ставит задачи, которые характеризуют комплекс нововведений в стратегический план [30, с.87]. При внедрении передового опыта в своей организации для эффективности следует комплексно менять факторы и производительные методы работы. Важно грамотно вводить нововведения, учитывая специфику своей организации и особенности экономического состояния. Р. Рейдер приводит следующую классификацию факторов, которые повышают эффективность: 1. Условия работы: - политика компании (наличие или отсутствие работы в определенные промежутки времени); - навыки и способности менеджеров и работников (например, наличие духа сотрудничества, а не конкуренции между сотрудниками); - рыночные ограничения (по ценам, качеству продукции и так далее); - производственные ограничения (например, по трудоемкости работ или применению определенных материалов); - применяемые технологии (например, использование высоких, новых или традиционных технологий); - философия менеджменты (например, ориентированность на увеличение объемов продаж в краткосрочной перспективе вместо нацеленности на долговременное развитие). 2. Организационная структура: - производственный климат (например, наличие на предприятии благоприятной атмосферы сотрудничества вместо подавления работников и жесткого контроля); - тип организационной структуры (например, крупная иерархическая структура или управление, основанное на сотрудничестве и единстве целей исполнителей); - производство ограниченного ассортимента продукции или диверсифицированное производство (например, компания может заниматься исключительно изготовлением мотоциклов или производить широкую номенклатуру автомобильных деталей и пищевых продуктов); - количество и размещение производственных мощностей (например, в компании может быть общий центральный офис, управляющий несколькими отделениями или филиалами, либо единственное, управляемое централизованное предприятие); - схема внутренних вертикальных и горизонтальных систем передачи информации (эта схема может быть гибкой, плавающей или жестко контролируемой); - жесткость управления (схема управления организацией может быть жесткой, централизованной или основываться на соответствующем делегировании полномочий); - ожидаемый стиль поведения работников (в компании может применяться управление по принципу «делай, что приказано», либо она ориентируется на эффективное, дисциплинированное, мотивированное и ответственное поведение работников); - принятая система ценностей (например, компания может придавать исключительное значение качеству продукции или отгружать потребителям продукцию любого качества); - принятая система морального и материального поощрения сотрудников (например, заработная плата и перспективы продвижения работников по служебной лестнице могут определяться либо стажем их работы, либо ее результативностью). 3. Факторы, непосредственно влияющие на эффективность и производительность: - политика и критерии, применяемые при подборе, профессиональной ориентации, обучении и продвижении сотрудников (например, продвижение и рост заработанной платы могут происходить автоматически параллельно увеличению стажа работы либо с использованием объективных оценок качества и эффективности труда); - текучесть кадров или ее отсутствие (например, компанию могут не волновать увольнения и приход на работу новых сотрудников, либо она может быть нацелена на удержание работников в течение длительного времени, соответствующим образом вознаграждая их за долгую, результативную работу); - делегирование ответственности и полномочий (например, организация может придерживаться эффективной политики делегирования полномочий, а самые нижние уровни ответственности либо придерживаться жесткого авторитарного стиля управления); - наличие громоздкой иерархической структуры управления (например, в структуре управления могут присутствовать лишние, подотчетные друг другу уровни и звенья, либо она может быть ориентирована на применение принципов самоуправления, наставничества и взаимопомощи); - наложение обязанностей и рабочих функций (например, могут быть четко определены права и обязанности каждого работника либо наблюдаться их взаимное дублирование и пересечения); - ориентированность на обеспечение экономической, эффективной и производительной работы (например, в «обучающейся» организации может действовать программа непрерывного совершенствования, в то время как иные компании нацелены на укрепление авторитарных подходов к управлению); - применение качественных информационных систем (например, эти системы могут эффективно поддерживать управленческие решения либо перегружать менеджеров ненужной информацией) [25, с.150]. Из многообразия факторов бенчмаркинга следует выделять главные, которые помогут достичь уровня лидирующих организаций, реализовать конкурентные преимущества услуг и товаров. Для бизнес-процессов наиболее главенствующими принципами бенчмаркинга являются: - аналогичность действий. Для партнеров важно исследовать бизнес-процессы производства или работы с потребителем. Эффективность проведения бенчмаркинга зависит от выявления аналогичности и критериев отбора партнеров; - сравнение и исследование партнеров. Цель – выявить причины существования отличий количественных и качественных характеристик и наметить пути улучшения; - согласованная информация. Бенчмаркинг строит отношения между организациями на взаимном обмене информацией, обеспечивая ускоренное внедрение нововведений. Для достижения данной цели происходит согласование порядка и правил обмена данными, план проведения исследования для партнеров. Также немаловажным является уважение правил договора, в котором все условия заранее прописаны и согласованы – это гарантия успешных взаимоотношений и положительный результат от проведения бенчмаркинга. Определение факторов зависит от направления, в котором проводится бенчмаркинг: отдел маркетинга, потенциал персонала, отдел продаж, система материально-технического обеспечения, отдел снабжения, бухгалтерский учет, административное управление, финансовый отдел, система стратегического планирования. Далее факторы объединяют в группы: - факторы затрат на труд (производительность труда одного работника, уровень оплаты, накладные расходы); - фактор удовлетворенности потребителей (широта ассортимента, уровень качества, репутация); - фактор оценки финансовых показателей (доля на рынке, динамика продаж, динамика объема прибыли). Многие крупные организации рассматривают бенчмаркинг как главное направление стратегически ориентированных маркетинговых исследованиях. В таблице 1.2 предоставлены данные, которые демонстрируют необходимость проведения бенчмаркинга в процессе маркетинговых исследований стратегического значения [30, с.92]. Таблица 1.2 Бенчмаркинг в процессе проведения стратегически ориентированных маркетинговых исследований
В данном случае бенчмаркинговый подход несет изменения в процессах принятия решений, которые осуществляются в результате маркетинговых исследований. На этом основывается маркетинговая стратегия организации. Современные условия бизнес-отношений диктуют такие тенденции, что подобные действия полностью не обеспечат конкурентоспособность и лидерского положения. Требуется исследование опыта и отличительных характеристик лидеров бизнеса для повышения обоснованности маркетинговой стратегии [30, с.92]. Р. Рейдер приводит список конкретных характеристик, которые оцениваются и сравниваются в процессе проведения конкурентного бенчмаркинга. Группа исполнителей дополняет или сокращает список от конкретно поставленной цели [25, с.143]. Количественные характеристики: 1. Производительность: - объемы производства (количество единиц произведенной продукции); - численность работников компании; - трудоемкость производства продукции; - себестоимость изготовления единицы продукции; - отношение объема производства к суммарным затратам на изготовление продукции; - количество операций, выполняемых одним работником; - количество заказов, выполняемых одним работником в единицу времени; - увеличение или уменьшение объемов запасов; - коэффициенты оборачиваемости запасов; - соотношение объемов ручного, полуавтоматического и полностью автоматизированного производства; - сокращение или полное устранение затрат времени на переналадку оборудования, обработку деталей, на установку и снятие заготовок; - данные о соблюдении производственных графиков; - своевременность закупок материалов и комплектующих, их поступления в производство, изготовления и поставок готовой продукции; - отсутствие задолженностей по поставкам, изготовление продукции «точно вовремя». 2. Качество: - выход годной продукции; - количество отходов; - объемы и стоимость переделок бракованной продукции; - объемы и стоимость контроля качества; - количество продукции, возвращенной из торговых предприятий; - количество продукции, возвращенной покупателями; - количество претензий, поступивших от потребителей; - количество заявок на гарантийное обслуживание и ремонт; - стоимость возвращенной продукции и затраты на выплаты компенсаций потребителям; - количество годных изделий; - материалоемкость производства заданного количества продукции; - доступность комплектующих изделий; - своевременность поставок; - точность прогнозов объемов продаж. 3. Своевременность исполнения операций и другие временные характеристики: - объемы своевременных поставок продукции; - продолжительность разработки новой продукции от поступления заказа на разработку до ее изготовления; - затраты времени а производство продукции (от размещения заказа до отгрузки готовой продукции); - время, проходящее от закупки материалов и комплектующих до поставки готовой продукции оптовому продавцу; - затраты времени на отгрузку товаров; - число заказов, исполненных с опозданием; - число несвоевременных поставок; - число неисполненных в срок заказов; - переналадки оборудования – количество и продолжительность; - проверки – количество и продолжительность; - непроизводительные потери времени; - время исполнения заказа. 4. Характеристики, применяемые в бухгалтерской отчетности: - количество обрабатываемых документов – счетов, платежных поручений, карточек табельного учета и другое; - количество счетов, составляемых одновременно с отгрузкой продукции; - количество платежей в единицу времени; - точность обработки бухгалтерских документов; - объемы дебиторской задолженности; - объемы кредиторской задолженности; - статистические данные о производительности труда работников; - своевременность и точность составления отчетов. Качественные характеристики: 1. Продукция и услуги: - количество произведенной продукции (оказанных услуг); - количество работ или трудовых операций при изготовлении единицы продукции; - общее количество комплектующих изделий в продукции и объем работ, выполняемых сторонними организациями; - количество стандартизованных деталей в продукции; - количество предлагаемых на выбор вариантов изделий; - предложение товаров особого спроса, обладающих уникальными свойствами; - количество произведенной продукции (оказанных услуг) одним подразделением, на одном станке, на одном рабочем месте; - частота случаев отсутствия товаров на складе или невозможности изготовить продукцию (оказать услугу); - частота задержек или переносов сроков исполнения заказов; - приемлемость всей продукции (всех услуг) для потребителей; - тенденции изменения объемов продаж по видам изделий и услуг; - частота повторных заказов продукции; - частота возвратов продукции изготовителю; - характеристики и стоимость послепродажного обслуживания продукции4 - описания новых товаров и услуг; - совершенствование продукции; - изделия, снятые с производства, или услуги, от предоставления которых организация отказалась, по каким причинам это произошло. 2. Производственные мощности и возможности компании: - количество производственных подразделений и участков; - численность персонала; - наличие, количество и местоположение узких мест; - количество изменений; - объемы профилактического обслуживания; - колебания спроса; - количество проверок качества продукции; - причины недогрузки или перегрузки производственных мощностей; - ритмичность производства; - соблюдение производственных графиков – реальные факты отклонений; - чистота и порядок на производстве ил захламленность рабочих мест; - типы и состояние оборудования; - ответственность работников за состояние рабочих мест; - наличие прямых поставок покупных изделий и материалов в производство; - контроль выполнения операций в ходе производства; - наличие прямых поставок заказчиков изготовленной продукции. 3. Удовлетворенность потребителей: - количество повторных заказов; - уровень удовлетворенности потребителей; - соответствие реальных характеристик продукции объявленным; - количество заказов, полученных по рекомендациям предыдущих клиентов; - мнения потребителей о качестве, цене, свойствах и простоте эксплуатации продукции; - тенденции изменения объемов продаж продукции существующим потребителям; - количество вновь приобретенных клиентов и способность удерживать прежних; - положительные оценки и комментарии; - своевременность и соблюдение сроков поставок продукции; - конструктивные замечания; - темпы расширения бизнеса; - тенденции изменения объемов продаж по группам основных потребителей. 4. Маркетинг и сбыт: - численность работников, занятых сбытом продукции; - трудозатраты на маркетинг; - увеличение объемов продаж в абсолютных цифрах или в размерах получаемой прибыли от продаж продукции в расчете на одного потребителя или на одного продавца; - поддержка потребителей со стороны поставщика; - гибкость производства; - оценки коммерческой успешности производимой продукции; - объемы продаж существующим потребителям; - количество новых клиентов и объемы продаж им; - точность прогнозов спроса и соответствие реально поступившего количества заказов планируемому; - отношение затрат на сбыт и маркетинг к реальным объемам продаж; - умение поставлять заказчикам необходимую продукцию в удобное для них время. 5. Обработка заказов: - время, расходуемое на обработку одного заказа; - количество контактов с заказчиком в процессе оформления одного заказа; - количество ошибок; - время от поступления заказа до передачи его в производство для исполнения; - время от поступления заказа до отгрузки продукции; - время от поступления заказа до оплаты счета на отгруженную продукцию; - описание системы сбора статистических данных; - количество отложенных заказов, не исполненных в срок; - количество отложенных заказов, которые останутся неисполненными. Перечисленные характеристики служат ориентирами для бенчмаркинга. Характеристики формулируются либо на стадии проведения внутреннего бенчмаркинга, либо на этапе подготовки к конкурентному бенчмаркингу. Рассмотрим влияние факторов и условий на результат проведения бенчмаркинга на каждом этапе (Таблица 1.3) [14, с.36]. Таблица 1.3 Влияние факторов и условий на успех бенчмаркинга
(продолжение таблицы 1.3)
Из таблицы 1.3 видна прямая взаимосвязь между факторами, условиями, этапами и эффективностью проведения бенчмаркинга. Необходимо обращать внимание на данные характеристики и факторы и грамотно изучать для достижения эффективного внедрения процессов лучшей компании в свою культуру и в свои условия, при этом уменьшая влияние рисков.
1.3 Понятие «бизнес-модель», эволюция, варианты применения
Научный интерес к понятию «бизнес-модель» возрос в конце 1990-х годов. На сегодняшний день процесс управления бизнес-моделями активно и тщательно исследуют во многих странах. Исследовательский интерес растет благодаря конкуренции во всех сферах деятельности, благодаря инновациям, нововведениям и изменениям в мировой экономике. Актуальность приобретает грамотно разработанная бизнес-модель для достижения успеха организации. Существует множество трактовок термина «бизнес-модель» (таблица 1.4). Таблица 1.4 Определение понятия «бизнес-модель»
(продолжение таблицы 1.4) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|