ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система государственных органов и ее развитие в процессе становления централизованного русского государства.Процесс формирования русского централизованного государства включал в себя осуществление существенных изменений в центральных органах власти и управления. В течение XV в. московские великие князья из князей-вотчинников пытались стать монархами централизованного государства. Иван 111 в своей духовной запрещает удельным князьям чеканить монету, собирать войска без разрешения московского государя, заключать договоры с иностранными государствами, переходить на службу к другим государям со своей землей. Удельный князь, умирая безсыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю. Однако по-прежнему господствовал территориальный принцип управления. Наместники московского князя и удельные князья совмещали на местах все административные функции. По мере ликвидации политической самостоятельности отдельных княжеств, удельные князья превращались в подданных великого князя, сначала ограничившего, а затем полностью отменившего их иммунитет. Начиная с Ивана Ш, московские великие князья именовали себя «государи всея Руси». Великий князь стал называться царем (первым «на царство венчался» в 1547 г. великий князь Иван IV) по аналогии с ордынским ханом или византийским императором. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. На вершине государственной иерархической пирамиды находится великокняжеская, а затем царская власть. Главным совещательным органом являлась Боярская дума, она оформилась из совета при князе, существовавшем еще в Киевской Руси. Фактически Боярская дума была со правительницей Великого князя, а затем царя. Взаимоотношение этих двух властей было своеобразным и наложило существенный отпечаток на развитие русской государственности. Великий князь юридически не обязан был считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, без ее одобрения. В процессе укрепления централизованного государства великие князья все больше подчиняли себе Думу, существенный удар по своеволию Боярской думы было нанесено в правление царя Ивана 1У. Для ослабления Думы создавался более узкий по составу и неофициальный орган, состоявший из преданных царю людей («комната», «Ближняя дума»). К концу 40-х годов при молодом царе сложился кружок из доверенных лиц, который позднее был назван князем Андреем Курбским «Избранной радой». Так, с помощью специально сформированной из образованных и мыслящих лиц «Избранной рады» Иван IV провёл ряд важнейших реформ (судебную, земскую, военную), направленных на усиление центральной власти. При этом были сужены управленческие и законодательные права Боярской Думы. В компетенцию Думы входили: формирование законодательства, принятие решений по основным задачам внешней и внутренней политики, судебная деятельность. Вместе с главой государства Дума утверждала различные законодательные акты: уставы, уроки, указы, руководила системой приказов, осуществляла контроль над местным управлением, решала земельные споры, вела посольские, разрядные и поместные дела, для чего была создана думская канцелярия. В решении вопросов большой важности рассматривались на заседаниях Освящённого (церковного) собора, что свидетельствует о клерикальном характере государственной власти во второй фазе развития средневековой цивилизации. Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, которое основывалось на критериях знатности происхождения (чем выше происхождение претендента, тем более высокий пост в государственной иерархии он может занять). Местнический счёт затруднял подбор служилых людей, поэтому в середине XVI в. в период походов на Казань прямыми царскими указами назначения на некоторые важные посты (в войсках) изымаются из местнической системы, объявляются «без мест». В начале создания централизованного государства на Руси продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления, в которой центром управления был княжеский двор с дворецкими и дворцовыми ведомствами («путями»). Отдельные отрасли личного хозяйства князя — «пути» — поручалось вести боярам, титулованным «боярами путными». В ведении каждого «пути» находились различные территории, в которых «путные» должностные лица осуществляли управление и судопроизводство. Эти должностные лица получали часть доходов от налоговых и податных сборов с населения. Пути стали зародышами отдельных дворцовых ведомств. Уже в XIV в. «путные» бояре имели соответствующие звания: сокольничий, конюший, ловчий, стольник, чашник. Эти придворные чины постепенно превращались в государственные должности, а система управления по мере становления централизованного государства постепенно трансформировалась из дворцово-вотчинной системы в приказную. Становление централизованного государства, реформирование высших органов власти и управления потребовали преобразований местной системы управления. До конца ХУ в. местное управление составляла система кормления, которая сложилась еще в Древнерусском (Киевском) государстве. Так, в XIV—XV вв. четкого административного деления еще не было. в Русском государстве существовали уезды, состоявшие из крупных земельных частей: пригородов и земель. Земли распадались на волости, станы, трети и четверти. В качестве основной хозяйственной единицы сохранялась волость. Городами и пригородными станом управлял наместник великого князя, а волостями — волостели. За управление уездом или волостью наместники и волостели не получали вознаграждения, но местное население несколько раз в году должно было поставлять им «корм» натуральными продуктами. Кроме того, им поступала часть сборов и пошлин с торгов, лавок, судов и т.п. (полавочные, таможенные, судебные, брачные и т.п.). Однако по мере единения русских земель и становления централизованного государства система кормлений существенно меняется. Центральная власть пытается ограничить права кормленщиков, четко их регламентируя. Например, источники права второй половины ХУ в. (например, Белозерская уставная грамота 1488 г Белозерская таможенная грамота 1497 г.) детально определяли полномочия кормленщиков, а запрещала им сбор таможенных пошлин. Сокращаются сроки пребывания кормленщиков в должности до одного—двух лет. В конце ХУ в. власть наместников и волостелей была ограничена выборной администрацией из дворян и из состоятельных торговцев. Так появились «лутчие» люди без которых наместникам и волостелям «не судите» сказано в ст. 38 Судебника 1497 г. В первой половине ХУ1 в. появились «кормленные дьяки» - чиновники, контролирующие деятельность кормленщиков. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|