Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь и государство в условиях клерикальной монархии.




В рамках акматической фазы развития средневековой цивилизации, когда монархия по своей сути носит клерикальный характер, велика роль церкви во всех сферах жизни общества и государства. Церковь играла важную роль в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства, была поборником утверждения самодержавной власти. Священнослужители являлись авторами идей «Москва – третий Рим», «православное царство», «царь — помазанник Божий», гармонии властей (светской и духовной) которые были положены в основу концепции единства русской земли под руководством централизованного государства.

В XV в. митрополит на Руси стал назначаться без согласия Византийского патриарха (к этому времени Византийская империя пала), а в 1589 г. в России было учреждено патриаршество и Русская Церковь полную национальную самостоятельность. Эти факты свидетельствуют об укреплении позиций русской православной Церкви как внутри государства, так и на международной арене.

Церковь проводила политику, которая включала в себя освоение новых земель (создание скитов, монастырей и т.п.). Активно занималась обращением в православие народов северо-западных, восточных окраин Руси, в Поволжья. Реально участвовала в государственном управлении, важную роль в этот период играли Церковные соборы, которые являлись центром политической активности. Всё это делало Церковь важным союзником укреплявшегося самодержавия в условиях клерикальной монархии.

Церковь являлась не только серьезной идеологической и политической но и экономической силой Московского государства. Крупным землевладельцем церковь стала в результате того, что, во-первых, государство жаловало монастырям земельные участки и деревни, во-вторых, источником церковно землевладения были «вклады по душе», по которым монастырям передавалось имущество и земли, как плата за молитвы во спасение души вкладчика и по упокоенной душе, в–третьих, земельные владения церкви росли за счет вкладов от пострижения в монахи и наконец, за счет покупки земли.

Факт обладания значительными богатствами неоднозначно оценивался внутри церковной организации, где сложилось две противоположных идеологических направлений. Сторонники одного - нестяжатели (Нил Сорский, Максим Грек и др.) выступали против участия церкви в политической деятельности государства и требовали отказа церковников от богатств, лишения церкви права владеть землями. Напротив, сторонники другой идеологической позиции – стяжатели или иосифляне (Иосиф Волоцкий и др.) защищали экономический статус церкви. Кроме того, они отстаивали положения о преобладании духовной власти над светской, о «симфонии», союзе властей, в котором светская власть помогает Церкви бороться с еретиками, а Церковь своим авторитетом поддерживает государственную власть.

На протяжении ХУ1 в. с переменным успехом шло то наступление на политические и особенно экономические права церкви, то принимались решения о консервации ее владельческого положения. Так, на Освященном (церковном) соборе 1503 г. состоялось решение о нерушимости экономического состояния церкви. В дальнейшем Иван 1У попытался поддержать позицию нестяжателей, он который одним из первых почувствовал возможность дальнейшего укрепления централизованной царской власти только с помощью идеологической поддержки православной Церкви. В середине ХУ1 в. царь Иван 1У выступил с идеей разделения духовной и светской властей. Он стремился провести политику секуляризации церковных земель. Однако процесс секуляризации не состоялся, государственная власть на этом этапе потерпела поражение в борьбе с Церковью, что было вполне закономерно в условиях клерикальной монархии. И все же по Судбнику 1550 г. удалось ликвидировалась привилегию монастырей не уплачивать подати в казну. Церковный собор 1551 г. принял Стоглав – сборник решений Собора в виде ста глав-статей из ответов на вопросы царя Ивана о церковном строении. В нем запрещалось основывать монастыри и храмы без особого разрешения, принимать земельные подарки от светских феодалов. Регламентировалась церковная служба. В то же время Церковный собор не одобрил намерения царя конфисковать земли церкви.

И все же на протяжении второй акматической фазы развития Средневековой цивилизации русская Церковь сосредоточила в своих руках значительные земельные владения и ценности. Церковные учреждения (приходы и монастыри) были крупными землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами. Церковь имела собственные военные формирования.

Вначале судебную власть Церковь осуществляла через священнослужителей, в конце ХУ в. духовными судьями становятся чиновники - архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, монашество, церковных крестьян.

Церковные суды рассматривали как собственно церковные дела, так и светские. Церковные дела – это дела «греховные», которые вершили епископы с архимандритами и игуменами, без участия судебных чиновников по церковным правилам – Номоканона. Светским судам запрещалось вторгаться в эту сферу, за исключением тяжких уголовных преступлений. Светские дела, рассматриваемые духовным судом касались малозначительных уголовных правонарушений, а так же гражданских споров, и споров связанных с семейным правом. С 1589 г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха.

Основными источниками церковного права являлись Кормчая книга (сборник церковных и светских законов на Руси с XIII в., последний раз Кормчая была издана в 1839 г.); Мерило праведное (сборник состоял из византийских источников Прохирона, Эклоги и Закона судным людям и содержал нормы имущественного, залогового, наследственного права); Правосудье митрополичье (правовые акты митрополита) и Стоглав (свод законов, принятый на Церковном соборе 1551 г.). Кроме того, до ХУ в. акты государственной власти, регламентирующие положение Церкви принимались в виде уставных и жалованных грамот, княжеских уставов и носили удельный характер.

Содержание Стоглава (1551 г.) составили вопросы, относящиеся к церковному праву и внутрицерковным отношениям. В сборнике регламентировались: порядок богослужения, правила поведения духовенства монашества и мирян во время проведения церковных обрядов, литургии (обедня – русское название, у католиков – месса) - христианского богослужения, во время которого совершается причастие и т.п., статус монастырских вотчин, юрисдикция церковного суда.

Стоглав передал в подсудность епископам все монастыри и приходские причты - штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужители (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т.д.), запретив светским судам судить духовных лиц.

В области гражданского права статьи Стоглава регламентировали статус монастырских вотчин. Хотя государству не удалось провести секуляризацию церковного имущества, в статьях Стоглава прослеживается тенденция наступления на права церкви. Управление церковными землями было возложено на государство совместно с монастырскими властями. Стоглав обязывал вести строгую отчетность относительно земельных вкладов в монастыри и т.п. Ограничения касались и других сфер, например, Стоглав запрещал духовным лицам давать деньги и хлеб «в рост».

Сильному воздействию канонического (церковного) права в Х1У-ХУ1 вв. подвергалось семейное право. Законным, имеющим юридические последствия считался только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. Стоглав определял брачный возраст: 15 лет для мужчин, 12 – для женщин. Статьи Стоглава закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Устанавливалась общность имущества супругов, но закон запрещал мужу распоряжаться приданым жены без ее согласия. Указанные нормы семейного права корреспондируются со сводом этических правил и обычаев «Домострой», составленном в ХУ1 в.

Часть норм Стоглава отражала проблемы уголовного права. Это касалось вопросов о чародействе, языческих обрядов, лжеприсяги. Преступления против религии и церкви были в сфере церковной юрисдикции. Однако, наиболее тяжкие религиозные преступления подвергались двойной каре: со стороны государственных и церковных инстанций. Еретиков наказывали по постановлению церковных органов, но силами государственной исполнительной власти (Разбойный, Сыскной приказы). С середины ХУ1 в. церковные органы своими предписаниями запрещали светские развлечения, скоморошество, азартные игры, волхование, чернокнижие и т.п.

Церковное право предусматривало собственную систему наказаний: отлучение от Церкви, наложение покаяния (епитимья), заточение в монастырь и др.

Таким образом, на протяжении второй акматической фазы развития средневековой цивилизации происходило глубокое взаимодействие государства и Церкви, что отвечает содержанию клерикальной монархии. Церковное право в Х1У-ХУ1 вв. было направлено на укрепление власти церкви и усиление своего влияния на государство. Из правового поля в акматическую фазу средневековой цивилизации исключены еретики. Причем в условиях русского централизованного государства борьба с ними осуществлялась на основе постановлений церковных судебных инстанций, но государственными органами.

К концу ХУ1 в. взаимоотношения государства и Церкви были достаточно сложными и неоднозначными. Подвергалась пересмотру со стороны государства правовая регламентация церковной организации. Клерикальная монархия готовилась уступать место монархии сословно-представительной, в рамках которой Церкви отводилось иное место и иная роль.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных