Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правопреемство Российской Федерации после распада СССР.




 

Объектами правопреемства являются:

- права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника;

- государственная собственность;

- государственные архивы;

- государственные долги;

- членство в международных организациях.

В соответствии с нотой МИДа России от 13 января 1992 г., Россия «продолжает осуществлять и выполнять обязанности, вытекающие из международных договоров, заключенных Союзом ССР», в связи с чем «Министерство просит рассматривать Российскую Федерацию в качестве Стороны всех действующих международных договоров вместо Союза ССР».

В Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. в качестве правопреемника Союза ССР выступила только Российская Федерация, поскольку статус государства, обладавшего ядерным оружием, сохранялся за Российской Федерацией. Остальные государства — бывшие республики СССР — присоединились к Договору в качестве неядерных держав.

Согласно Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. государственная собственность означает имущество, права и интересы, которые на момент правопреемства государств принадлежали, согласно внутреннему праву государства-предшественника, этому государству.

Соглашение государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1991 г, подтвердило приверженность принципам правопреемства, признав за каждым из государств «право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом». В Соглашении о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом 1992 г, были определены условия раздела и перехода к государствам правопреемникам собственности СССР в соответствии со шкалой фиксированных долей.

Правила правопреемства в отношении государственных архивов во многом близки правилам, установленным для правопреемства государственной собственности. Например, когда государство-преемник является новым независимым государством, то архивы, принадлежавшие территории, являющейся объектом правопреемства, и ставшие в период зависимости государственными архивами государства-предшественника, переходят к новому независимому государству. Та часть государственных архивов государства предшественника, которая в целях нормального управления территорией — объекта правопреемства — должна находиться на этой территории, переходит к новому независимому государству (ст. 28 Венской Конвенции 1983 г).

В случае распада государства на несколько государств-преемников, если последние не договорились иначе, часть государственных архивов государства-предшественника, которая должна находиться на территории государства-преемника в целях нормального управления его территорией, переходит к этому государству-преемнику (ст. 31).

Венская конвенция 1983 г., исходит из принципа справедливости при правопреемстве архивов государства. Конвенция предусматривает возможность заключения соглашений между новым независимым государством и государством-предшественником по поводу перехода или надлежащего воспроизведения частей государственных архивов последнего «таким образом, чтобы каждое из этих государств могло самым широким и справедливым, насколько это возможно, образом извлекать пользу из этих частей государственных архивов государства-предшественника» (ст. 28). При этом государство предшественник обязано предоставить новому независимому государству достоверные архивные сведения, которые касаются титулов на территорию или границы последнего или необходимы для выяснения смысла определенных документов государства-предшественника, переходящих к новому независимому государству. Государство-предшественник обязано также сотрудничать с государством-преемником в деле возвращения ему любых архивов, принадлежащих территории — объекту правопреемства и рассеявшихся в период зависимости (например, княжество Лихтенштейн вернуло России архивы царской семьи).

Венская конвенция 1983 г. понимает под государственным долгом любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным правом (ст. 33).

Российская Федерация восприняла международно-правовой статус СССР в качестве государства продолжателя. Этот термин получил договорное закрепление. В преамбуле Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 г. стороны констатировали, что Российская Федерация является государством — продолжателем Союза ССР. Аналогичное положение содержится в Договоре между Россией и Францией от 7 февраля 1992 г.

Россия выступила в качестве государства-продолжателя при определении судьбы членства Союза ССР в ООН и в других международных организациях. Государства, создавшие СНГ (т. е. большинство бывших республик ССР), согласованным решением от 21 декабря 1991 г. поддержали Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях. Послание Президента РФ Генеральному секретарю ООН с информацией о том, что членство СССР в ООН продолжается Российской Федерацией, было положительно воспринято всеми государствами — членами ООН и получило официальное подтверждение.

Министерство иностранных дел РФ 3 января 1992 г. обратилось к правительствам зарубежных государств с просьбой рассматривать дипломатические и консульские представительства СССР в качестве представительств РФ. В свою очередь дипломатические представительства зарубежных стран в г. Москве и их консульские представительства в отдельных консульских округах на территории России продолжили свою деятельность как представительства в Российской Федерации.

Представляется, что Российская Федерация выступает одновременно в качестве государства — продолжателя СССР в отношении одной категории прав и обязательств и в качестве государства-преемника в отношении другой категории прав и обязательств.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных