ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Признание, его виды и юридические последствия
Существует несколько способов образования новых государств, в том числе возникновение государства в результате достижения колониальным народом своей независимости; территориальные изменения, связанные с объединением нескольких государств в одно государство, либо с распадом государства на несколько государств, либо с отделением одного государства от другого. В этих случаях встает вопрос о признании новых государств как субъектов международного права и об их правопреемстве. Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Институт признания регулируется обычными нормами, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытка Комиссии международного права ООН кодифицировать данный институт ничем не завершилась. Относительно юридического значения признания существуют две теории — декларативная и конститутивная. Наибольшее распространение получила декларативная теория, согласно которойгосударство является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание не наделяет государство международной правосубъектностью, а лишь констатирует ее. В Уставе Организации Американских государств предусмотрено: «Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту свой целостности и независимости, на обеспечение, на обеспечение своей безопасности и процветания….» (ст. 9). Конститутивная теория ставила международную правосубъектность государства в зависимость от его признания другими государствами. Согласно этой теории возникновение государства неравнозначно возникновению субъекта международного права; таковым оно становится только после получения признания со стороны других государств. Признание «конституирует» государство как субъект международного права. Практическое значение имеет вопрос - каков статус непризнанного государства и его актов? Непризнанное государство может участвовать в многосторонних конференциях, договорах, международных организациях. Однако, прием непризнанного государства в международную организацию не означает его признания со стороны тех государств, которые голосовали за его принятие, а лишь подтверждает, что оно является субъектом международного права с момента своего возникновения. Признание государства признание констатирует появление нового государства, дает ему возможность эффективно реализовать свою международную правосубъектность. Существуют две формы признания: юридическая и фактическая. Юридическое признание в свою очередь подразделяется на признание de-jure и признание de-facto. Признание de-jureсчитается полным и окончательным, на практике означает обмен между признающим и признаваемым государствами дипломатическими представительствами. Полное юридическое признание оформляется актом признающего государства. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. «О признании Эритреи». Признания de-facto является неполным, так как возникающие отношения между признающим и признаваемым государствами не доводятся до уровня дипломатических отношений. От юридического, официального признания следует отличать признание фактическое, неофициальное. Оно осуществляется в форме постоянных или эпизодических контактов как на правительственном, так и неправительственном уровнях. Вариантом фактического признания считается признание ad hoc (разовое, на данный случай).
16. Правопреемство в международном праве: понятие и виды
Правопреемство означает непосредственный и правомерный переход международных прав и обязательств от одного государства-субъекта к другому государству — субъекту международного права. Долгое время вопросы правопреемства регулировались обычно-правовыми норами. В настоящее время данный институт кодифицирован (Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, 1983 г.) В обеих конвенциях правопреемство характеризуется как смена одного государства другим «в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории». Переход прав и обязанностей от одного государства к другому происходит в следующих случаях: - возникновение нового государства —субъекта международного права; - возникновение нового государства на месте колониального владения государства-метрополии; - разделение одного государства на несколько государств (распад Югославской федерации, СССР); - объединения нескольких государств в одно государство (Германия); - отделение от государства части территории и образования на ней самостоятельного государства (Индия от Пакистана). В науке международного права сложились различные теории правопреемства. Согласно теории универсального правопреемства государство-пре-емник полностью наследует международную личность государства-предш-ественника. На ее основе возникла доктрина континуитета (продолжательство), представители которой считали, что все международные права и обязанности старого государства, в том числе договоры, переходят к наследнику, так как личность государства остается одной и той же. Согласно негативной теории, когда власть одного государства сменяется властью другого государства, международные договоры предшественника отбрасываются. Разновидностью негативной теории является концепция tabula rasa, в соответствии с которой новое государство начинает «с чистого листа». На практике распространения эти теории не получили. В литературе справедливо отмечают, что конкретный объем прав и обязанностей, переходящих от государства-предшественника к государству-преемнику, зависит от многих факторов (Г.В. Игнатенко, И.И.Лукашук) Объектами правопреемства являются: - права и обязанности, вытекающие из международных договоров государства-предшественника; - государственная собственность; - государственные архивы; - государственные долги; - членство в международных организациях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|