Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация принципов международного права




 

1. Принципы различаются по форме их закрепления - писаные и обычные, что не означает, естественно, различия в их юридической силе. Некоторые традиционно признанные и находящиеся в стадии становления принципы с успехом реализуются именно в форме обычая. Например, к первой группе относятся принцип территориальной целостности, нерушимости границ, ко второй - принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды.

2. По признаку историческому принято различать принципы, возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, так называемые "доуставные принципы", уставные принципы, пришедшие в систему международного права после второй мировой войны, послеуставные - новейшие - принципы международного права, такие, как принцип всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем, принцип сотрудничества государств по охране окружающей среды. Таким образом, начинает хронологический ряд принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, а завершает - принцип, обязывающий субъектов международного права сотрудничать в защите окружающей среды.

3. По степени важности, значимости защищаемых принципами отношений можно выстроить систему, во главе которой будут принципы, обеспечивающие общечеловеческие ценности, могущие также быть вызванными системообразующими факторами нашей цивилизации, уничтожение которых приведет к уничтожению самой цивилизации, - такие, как уважение прав и основных свобод человека, сотрудничество государств по охране окружающей среды. Во второй группе должны следовать принципы, более связанные с интересами государств, - такие, как невмешательство во внутренние дела, неприменение силы или угрозы силой, всеобщее и полное разоружение и др. Данный вид классификации показывает, каким принципам должно быть уделено первоочередное внимание в формировании нормативной базы, например, в Комиссии международного права Генеральной Ассамблеи ООН.

4. Принципы могут быть классифицированы как специальные и функциональные. Последние пронизывают всю систему международного права, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой международного права, являются неотьемлемой частью их действия. Это принцип добросовестного соблюдения международных обязательств, мирного разрешения международных споров, сотрудничества, равноправия (равенства). Специальные принципы представлены такими, как принцип уважения прав и основных свобод человека, всеобщего и полного разоружения, нерушимости и неприкосновенности границ, невмешательства в дела, по существу входящее во внутреннюю компетенцию государств, и др.

5. по объекту сотрудничества выделяют три группы принципов: 1) защищающие мир и безопасность; 2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств; 3) защищающие права человека, народов и наций.

 

Содержание основных принципов международного прав

 

Рассмотрим содержание основных принципов международного права подробнее.

I. Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету. Согласно этому принципу все государства в международных отношениях пользуются суверенным равенством, имеют равные права и обязанности и являются равноправными чле­нами мирового сообщества. Понятие равенства означает, что:

все государства юридически равны;

все государства должны уважать правосубъектность других госу­дарств;

все государства пользуются правами, присущими полному суве­ренитету. Они вправе самостоятельно решать вопросы об участии в международных конференциях и организациях, международных до­говорах и др.;

территориальная целостность и политическая независимость го­сударств неприкосновенны, государственные границы могут менять­ся лишь на основании договоренности и в соответствии с нормами международного права;

государства свободно выбирают свои политические, экономичес­кие, социальные и культурные системы;

государства обязаны добросовестно выполнять свои междуна­родные обязательства.

II. В соответствии с принципом неприменения силы или угрозой силой все государства в международных отношениях обязаны воздер­живаться от угрозы силой или ее применения против территориаль­ной неприкосновенности и политической независимости других го­сударств или каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Государства на основе общепризнанных принципов и норм международного права должны добросовестно выполнять свои меж­дународные обязательства в отношении поддержания мира и без­опасности. Угроза силой не должна применяться в качестве средства урегулирования споров между государствами. Агрессивные войны объявляются преступлениями против мира и человечества и влекут ответственность по международному праву. Запрещается также про­паганда войны.

Территория государства не может быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой, не признаются законными.

Государства также обязаны воздерживаться от репрессалий, свя­занных с применением вооруженных сил, от организации и поощре­ния иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства. Государства обя­заны воздерживаться от насильственных действий, лишающих наро­ды права на самоопределение.

III. Согласно принципу мирного разрешения международных спо­ров государства обязаны решать свои международные споры с други­ми государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Споры государств должны разрешаться на основе принципа суверенного равенства, в соответствии с принципом свободного вы­бора средств разрешения спора и с учетом других принципов.

Международное право предоставляет государствам широкий выбор мирных средств разрешения международных споров. Споры могут разрешаться путем переговоров, обследования, посредничест­ва, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к международным организациям или иными средствами по выбору государств. Если стороны не разрешат спор одним из вышеуказанных средств, они должны стремиться к урегулированию разногласий дру­гими мирными средствами. Важную роль в мирном разрешении меж­дународных споров играет ООН.

IV. На основе принципа невмешательства во внутренние дела государств каждое государство имеет право самостоятельно выби­рать свою политическую, экономическую, социальную или культур­ную систему без вмешательства со стороны других государств. В этой связи государства:

не имеют права прямо или косвенно вмешиваться во внутренние или внешние дела другого государства;

не должны поощрять подрывную деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия; а также

не должны вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государ­стве, воздерживаться от оказания помощи террористической или подрывной деятельности.

Однако принцип невмешательства во внутренние дела не являет­ся абсолютным. Он не затрагивает принудительных мер, применяе­мых по решению Совета Безопасности ООН для обеспечения между­народного мира и безопасности (см. гл. VII Устава ООН).

V. Принцип территориальной целостности государств. Госу­дарства должны уважать территориальную целостность друг друга и воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и прин­ципами Устава ООН. Государства обязаны также воздерживаться от превращения территории друг друга в объект оккупации или мер применения силы в нарушение международного права. Никакая ок­купация или приобретение территории таким образом не признаются законными.

VI. Принцип нерушимости границ. Государства рассматривают как нерушимые все границы друг друга и границы всех государств в Европе и должны воздерживаться от любых требований или дейст­вий, направленных на захват части или всей территории другого государства.

VII. Принцип уважения прав человека. Уважение прав и свобод человека — составная часть всеобъемлющей системы международ­ной безопасности. Государства обязаны уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка или религии. Уважение прав человека является существенным фактором мира, справедливости и демократии, необходимых для дружествен­ных отношений и сотрудничества между ними. Государства обязаны поощрять эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных или культурных прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего каждой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития.

VIII. Принцип права на самоопределение народов и наций. Все народы вправе свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и свое экономическое, социальное и культурное развитие. Способами осуществления народом права на самоопреде­ление являются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, установление любого иного политического статуса, сво­бодно избранного народом. Государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы права на само­определение.

. Народы, осуществляющие самоопределение, вправе испрашивать и получать помощь в соответствии с целями ООН. При этом, однако, государства не должны поощрять действия, ведущие к расчленению или к нарушению территориальной целостности или политического единства тех государств, которые имеют правительства, представляю­щие весь народ без различия расы, вероисповедания или цвета кожи.

IX. Принцип сотрудничества между государствами. Государства должны сотрудничать друг с другом в соответствии с целями и прин­ципами ООН. Развивая сотрудничество, государства должны содей­ствовать взаимопониманию и доверию, дружественным отношениям между собой, повышать благосостояние народов.

X. В соответствии с принципом добросовестного выполнения меж­дународных обязательств государства обязаны добросовестно вы­полнять взятые на себя международные обязательства. При осущест­влении своих суверенных прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву.

13. Субъекты международного права: понятие, виды, содержание и особенности международной правосубъектности

 

В науке международного права субъектами международного права признаются участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международно-правовую ответственность, т.е. обладающие международной правосубъектностью.

Основной отличительной чертой субъектов международного права является юридическая способность к самостоятельным юридическим действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм и независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами.

В литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные). Категорию основных (первичных) субъектов составляют главным образом государства, нации и народы, борющиеся за свою независимость. К производным (вторичным) субъектам относятся международные межправительственные организации, государствоподобные образования.

Традиционными субъектами международного права считались прежде всего государства, международные организации, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся против колониализма.

В настоящее время в теории международного права традиционные взгляды переосмысливаются. В последнее время в международных отношениях принимают участие международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические лица). Это требует нового подхода к оценке понятия и категорий (видов) субъектов международного права.

Есть все основания, чтобы распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, и определять субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, как носителя установленных этими норма ми прав и обязанностей,

В таком случае к субъектам можно отнести юридические и физические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации, и субъекты федерации (в пределах, допускаемых конституционным и иным законодательством). Их участие в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представляются вполне реальными. То есть участники или субъекты с ограниченной международной правосубъектностью.

Правовой статус субъекта международного права определяется его правосубъектностью, которая, в общем плане, включает в себя:

· Основные общесубъектные права, свойственные всем субъектам международного права:

1. право взаимодействовать с другими субъектами международного права (через заключение международных договоров и соглашений, участие в международных конференциях)

2. право защиты своих прав специально предусмотренными средствами юридической защиты (например, через Международный суд ООН)

3. способность реализации своих прав и исполнения обязанностей, возложенных на субъект права

· Права и обязанности, свойственные конкретным видам субъектов международного права:

Государства:

1. способность заключать договоры и добросовестно соблюдать их нормы, а также следовать принципам международного права

2. способность быть членом международных организаций

3. способность участвовать в работе международных конференций

4. способность иметь свои представительства (дипломатические и консульские).

Международные организации (Определяется уставом организации и другими учредительными документами):

1. право заключать международные договоры

2. право на участие в международных отношениях посредством установления отношений с государствами и международными организациями

3. право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам

4. право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях, и с не участвующими в данной организации государствами;

право применять санкции при нарушении международных обязательств.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных